Педагогические аспекты воспитания детей в неполной семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Михальченко, П. М. Педагогические аспекты воспитания детей в неполной семье / П. М. Михальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88410/ (дата обращения: 28.04.2024).



Фундамент полноценного развития, воспитания, становления человека как личности закладывается в семье. От того, какая это семья, какими традициями она живет, какие в ней царят отношения, зависит будущее детей, рожденных и воспитуемых в ней.

«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни общества…», — писал А. С. Макаренко 8, с.39. Однако в последние годы «полноту жизни общества» приносят неполные семьи, поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения в семьях, оставшихся по какой-либо причине без одного из родителей.

По данным статистики 3, с.62, каждый пятый ребенок Брянской области рожден в неполной семье, то есть в семье с одним из родителей.

Таблица 1

Удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, в общем числе родившихся (в процентах)

2005

2015

2016

2017

2018

2019

2020

В городской и сельской местности

25,9

18,5

18,0

18,0

17,7

17,0

19,0

В городской местности

22,5

16,0

15,5

13,5

15,3

14,5

16,6

В сельской местности

34,0

25,3

25,2

21,4

24,8

24,4

25,9

Проблема роста количества неполных семей — проблема не только социальная, но и проблема педагогическая и психологическая.

Эта проблема требует тщательного подхода, потому что по исследованиям педагогов (Т. А. Куликовой, А. В. Мудрика, Л. Н. Тимощенко и др.), психологов (Ю. П. Азарова, С. В. Ковалёва) и социологов (Т. А. Гурко) неполная семья является одним из неблагоприятных факторов семейного воспитания, следствием которого является увеличение количества «трудных» подростков, рост детской преступности, зачастую раннее начало половой жизни у девочек, увеличение количества абортов у девушек, не достигших 18-летнего возраста 1; 2; 5; 6; 7; 9.

Неполная семья может служить эффективным инструментом воспитания, если будет создан комплекс психолого-педагогических условий:

– формирование педагогически целесообразных взаимоотношений в семье через осознание родителями отрицательных последствий нарушенных семейных отношений;

– дифференциация работы педагогов с детьми и их родителями из различных групп семей;

– компенсаторная деятельность взрослых по восполнению недостающего мужского (женского) влияния.

Существует много классификаций типов семей. Наиболее полно эта тема освещена в работах Т. А. Куликовой и А. В. Мудрика 7; 9.

Первый тип семей — патриархальные, традиционные — характеризуется совместным проживанием нескольких поколений. В этой семье живут вместе дети, родители, дедушки, бабушки по отцовской и по материнской линии. Совместное проживание может быть по разным причинам: преданность семье, невозможность решить жилищные проблемы, наоборот, возможность проживания на большой территории с соблюдением личного пространства. Как правило, семьи с чертами патриархальности сохраняются в сельской местности, в небольших городах.

Следующий тип — нуклеарные семьи. На сегодняшний день это — самый распространенный тип полной семьи, состоящий из двух супругов или супругов и детей. Отмечается, что в нуклеарных семьях может быть снижена эмоциональная связь между старшим и младшим поколением, а также стёрта передача опыта в воспитании детей.

Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Интересно, что подобные браки стали распространены со второй половины ХХ в. В таких семьях, как правило, наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены, при этом могут возникать проблемы наследования имущества, отношений мачехи или отчима и детей.

В семьях, живущих вгражданском браке (который называют фактическим браком, сожительством), официально партнеры не регистрируют своих отношений.

Неполные семьи возникают в результате развода или смерти одного из супругов, а также в результате того, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.

В неполной семье ребенок с определенного возраста начинает думать о ситуации в своей семье, становится в какой-то степени более критикующим. И родителям, и педагогам важно обращать особое внимание на пол воспитуемого в неполной семье ребенка, т. к. аспекты воспитания мальчиков и девочек различны.

В неполной семье часто возникает много педагогических и психологических проблем 4. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка, не каждый родитель в состоянии правильно понять и истолковать их. Не все дети при возникающих вопросах и сложностях могут обратиться за ответом и помощью ко взрослому не своего пола. Поэтому нередко непонимание возникает из-за неправильной трактовки поведения ребёнка. На помощь в таких ситуациях часто может прийти педагог, поскольку часто именно третье лицо помогает найти выход из ситуации. Родителям может быть предложено следующее:

– делиться с ребёнком своими чувствами, не обязательно секретами;

– искренне интересоваться событиями, происходящими в жизни ребенка, избегая оценочных действий;

– рассказывать о том, как они чувствовали себя в детстве, в юности, в том возрасте, в котором сейчас находятся дети, избегая сравнений не в пользу ребенка;

– рассказывать о взаимоотношениях со своими родителями, о возможно возникавших конфликтах и способах их разрешения;

– делиться тем, чем на данный момент интересуются взрослые, то есть говорить о том, что наполняет их каждодневное существование.

Такая обратная связь сокращает эмоциональные дистанции и сближает родственных людей.

Работа педагога с родителями должна быть выстроена тонко и тактично, поскольку взрослый человек имеет свои, достаточно устоявшиеся, взгляды на жизнь и зачастую очень трудно его в чем-либо переубедить (если возникает такая необходимость). Эта работа — необходимое звено в цепочке взаимоотношений «педагог — ребенок — родители», так как выпадение какого-либо элемента из данного звена ведет к нарушению воспитательного процесса в целом 2.

При работе педагогов с родителями должен учитываться один момент: для достижения максимального эффекта следует проводить встречи именно втроём, чтобы не допустить искажения подачи материала, которая может дезориентировать ребенка. Проведение совместных встреч имеет следующие преимущества:

– Дает уверенность ребенку, что от него ничего не скрывают.

– Экономит время педагога, поскольку не нужно проводить раздельные беседы.

– Дает более полную информацию родителю о его ребёнке.

– Появляется возможность снять возникающие разногласия между родителем и ребенком.

– Уменьшает возможность недопонимания, т. к. каждый участник беседы слышит мнение другого.

– Усиливает желание ребенка принять участие в выработке решения, касающегося его жизни.

– Усиливает чувство общности всех участников встречи.

Успешность воспитательного процесса детей зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. Если задачи и педагогов, и родителей будут совпадать, то удастся подготовить к самостоятельной жизни полноценно развитого ребёнка. Только в этом случае можно будет прийти к какому-то согласию, не ущемляя интересов ни друг друга, ни детей, на которых направлен процесс воспитания, и объединить усилия для достижения высоких результатов в процессе воспитания детей в неполной семье.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.: Политиздат, 1985. — 238 с.
  2. Анненкова Н. В., Стрекалова Н. И. Педагогические аспекты психического здоровья ребёнка: Учебное пособие. — Курск: КГПИ, 1994. — 155 с.
  3. Брянская область.2021/Стат.сб. Брянскстат. — Брянск, 2021. — 504 с.
  4. Воспитание детей в неполной семье: Перевод с чешского / (З. Марова, З. Матейчик, С. Радванова и др.). — М.: Прогресс, 1980. — 206 с.
  5. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // СОЦИС. — 2000. — № 11. — С. 90–97.
  6. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. — 231 с.
  8. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. — М.: Педагогика. — 1978.
  9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, ребенок, родитель, сельская местность, жизнь ребенка, педагог, проблема, совместное проживание.


Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

 В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические

Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями.

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

Именно семья, является для ребенка первым и наиболее значимым проводником

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане.

Вопросы, посвященные данной проблеме рассматривались учеными на протяжении всего развития...

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность. В 2012 году около 30 % семей в России были неполными...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются. В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

С точки зрения ребёнка, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности

Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из...

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка...

Учитель помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой педагог тоже помогает семье. Учитель – полноправный воспитатель школьника, если он устанавливает...

Детско-отцовские отношения и самооценка детей в полных...

Среди многих проблем неполных семей особенно острой, на наш взгляд, предстает проблема ее

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на

Взаимодействие родителей и детей, как в полной, так и в неполной семье осуществляется...

Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

 В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические

Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями.

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной...

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских...

Именно семья, является для ребенка первым и наиболее значимым проводником

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане.

Вопросы, посвященные данной проблеме рассматривались учеными на протяжении всего развития...

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность. В 2012 году около 30 % семей в России были неполными...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются. В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

С точки зрения ребёнка, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности

Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из...

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка...

Учитель помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой педагог тоже помогает семье. Учитель – полноправный воспитатель школьника, если он устанавливает...

Детско-отцовские отношения и самооценка детей в полных...

Среди многих проблем неполных семей особенно острой, на наш взгляд, предстает проблема ее

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на

Взаимодействие родителей и детей, как в полной, так и в неполной семье осуществляется...

Задать вопрос