Развиваем творческие способности на уроке технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, Д. А. Развиваем творческие способности на уроке технологии / Д. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88363/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Ключевые слова: урок технологии, творческие способности, личность, мотивация, самореализация, практическая работа, проект, компьютерное моделирование.

Качество работы школы сегодня определяется следующими критериями: обеспечивает ли школьное обучение развитие творческих способностей каждого ученика, формируется ли творческая личность школьника, успешно ли проходит подготовка его к познавательной, творческой и общественно-трудовой деятельности.

Программа трудового обучения ориентирует педагогов на решение задач по развитию творческих возможностей школьников, воспитания у них ответственного отношения к труду.

Я ставлю целью своей работы развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии. От того, проявляет ли способности мой ученик к творчеству, будет зависеть успешность его в приобретении знаний, закреплении умений и выработке навыков. Итогом этой работы я вижу ребенка, который вырастает и станет интересной и неординарной личностью. А в будущем он станет инициативным и компетентным специалистом.

Давно доказано, что человек, умеющий творчески мыслить, легко находит свое место на производстве, в науке, любая работа ему «по плечу», он приносит больше пользы обществу. Уроки технологии, главная цель которых созидание, подготавливают учеников к самостоятельной трудовой деятельности, помогают ему адаптироваться при вступлении во взрослую жизнь, когда они завершают обучение в школе.

Работу с детьми я направляю на решение следующих задач: приобщать учеников к творческой работе, поощрять интерес к творчеству, поиску, созиданию, стремлению самореализоваться. Детей без таланта нет. Важно только вовремя раскрыть его способности, помочь ему поверить в себя и дать необходимые знания.

Работая учителем технологии девятнадцать лет, я сталкиваюсь с такими проблемами:

— у ребенка не сформирована внутренняя мотивация к деятельности или он работает строго по шаблону, задания выполняет ради оценки, отсутствует стремление к самосовершенствованию, самопознанию;

— ученик владеет теорией, а на практике не может ее применить (как знания о свойствах текстильных волокон использовать в повседневной жизни);

— современные дети легко осваивают современные девайсы и гаджеты, и тут же испытывают дискомфорт при выполнении практической работы (отказываются работать со швейной машинкой или с электрической плитой, мотивируя тем, что «не умеют этого делать»).

Когда возникают такие проблемы, стараюсь найти решения, которые обеспечивают успех ученика. Лично для себя, как педагога, я определила правила работы:

Первое: на пустом месте творчество не рождается. Я преподаю технологию ученикам с 5-го по 9-й класс. Приглашаю своих учащихся посещать кружок «Декоративно-прикладное творчество», организовываю экскурсии на предприятия своего района, привлекаю учеников к участию в выставках, к работе на пришкольном участке. Для меня важно сформировать у ребенка желание трудиться с интересом, без давления со стороны взрослых. Очень бережно отношусь к желанию детей работать самостоятельно, поощряю инициативу, укрепляю у них веру в себя.

Второе: в кабинете создаю условия уютной и безопасной — «домашней» атмосферы. В классной комнате тщательно продумано оформление: подготовлены рабочие места учеников — имеются современные швейные машины, манекен, гладильная доска, утюг, создан уголок — «примерочная», имеются стенды с таблицами, в наличии технологические карты, наглядные пособия, раздаточный материал по всем темам предмета, собран материал для творчества, который может нам пригодиться в процессе изготовления изделия, хранятся работы учащихся и учителя. Оснащение учебного процесса необходимым оборудованием и материалом создает условия для плодотворного детского труда, в класс ученики приходят с удовольствием. Технология для моих учащихся — любимый предмет, его они не пропускают.

Третье, и самое, наверное, важное, — это умение педагога создать на уроке психологически комфортную атмосферу, уважать каждого ученика, давая задания, быть уверенным, что его выполнение будет по силам ребенку. Всем известен эффект «синдрома справедливости»: классный коллектив чуток к тому, есть ли у педагога «любимчик» или он оценивает знания, всегда открыт для творческих и необычных идей, не критикует тех, с чьим мнением он не согласен. И не забывать того, что педагог для ученика — пример для подражания. Держать себя в «профессиональном тонусе» — учить не только других, но и самому учиться.

Что подразумевается под термином «творчество» — это не только умение творчески мыслить, надо уметь преодолеть сопротивление, не бояться трудностей, быть твердым, отстаивая свое собственное мнение, а если ошибся — признаваться в этом и достигать цели, если прав.

Сегодня самый продуктивный метод — метод проектов, способствующий повышению мотивации творческой деятельности. Работу с проектами мы начинаем в начальной школе, а в основной школе развиваем и закрепляем навыки проектирования. Разрабатываем проекты, учитывая возраст учащихся и их индивидуальные особенности. При выборе темы проектов мы ориентируем ученика на создание продукта, который будет актуален, значим и принесет практическую пользу [1]. В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация.

Примером такой работы в разделе «Конструирование и моделирование» [2] выполнение проекта «Ночная рубашка»: создать модель для себя, мамы и бабушки. Используем различные варианты: свободная или типа «домашнее платье», выбираем однотонную ткань или с рисунком (украшаем кружевом, вышивкой, аппликацией) или строгий покрой.

Работая над проектом, ученица приобретает не только знания, опыт, но и развивает творческие способности, организовывая самостоятельно собственную познавательной деятельности.

Большая часть практической работы — непосредственно пошив изделия, на это уходит больше всего времени, выполняется как домашняя работа. Девочка, конечно же, будет советоваться с родителями, и семья, чаще всего, принимает активное участие в этом процессе, что способствует тесному общению ребенка и родителей.

Результатом работы над проектом будет вещь, сшитая своими собственными руками, и подарок для самых близких людей.

Уроки моего предмета — это уроки, которые всегда пригодятся в повседневной жизни. Девочкам он дает знания и умения, которые будут необходимы им в обычной жизни, учебные разделы и темы почти идеально подойдут для творческого проектирования. Этому примером служит работа в 6 классе над проектом: «Создание интерьера жилого помещения» [2]. Каждому ребенку интересно создать интерьер своей комнаты. При разработке данного проекта мы используем компьютерную программу Дизайн Интерьера 3D [4]. А здесь уже пригодятся ИКТ знания, которые близки современному школьнику.

Используя индивидуальные, не забываю и о групповых проектах. В коллективе, который работает над творческим заданием, складываются особые отношения. Если в группе взаимопонимание, появляется доверие и уважение, завязывается дружба, возникает симпатия, эмоциональная притягательность, а это — форма продуктивного общения — сотворчество [1].

Внимание педагога и систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей ученика, используя уроки технологии, способствует раскрытию способностей ребенка, делает его душу богаче и духовно выразительнее, и в итоге этой работы будет способствовать рождению настоящей личности.

В моей педагогической практике я ориентируюсь на слова великого русского писателя Л. Н. Толстого «…Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [3].

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Серебренников Л. Н. Обучение технологии в средней школе. 5–11 классы: Метод. Пособие/ Байбородова Л. В. и др.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004.
  2. Симоненко, В.Д., Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник. — 3-е изд., стереотип. — М.: Просвещение/ Вентана-Граф, 2019. — 197с.
  3. Толстой Л. Н.[Текст]: сборник статей: пособие для учителя / под общ. ред. Д. Д. Благого. — М.: Учпедгиз, 1955. — 470, [2] с.
  4. ТОП-15 лучших программ для дизайна интерьера. Дизайн Интерьера 3D — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. Rambler's Top100 Rambler's Top100 URL: https://amssoft.ru/repair/top-15-luchshih-programm-dlya-dizajna-interera.php (дата обращения 25.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): урок технологии, ученик, практическая работа, проект, работа, ребенок, знание, итог этой, повседневная жизнь, учитель технологии.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Уроки технологииэто уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы в обыденной

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей обеспечивает обогащение и расширение детской...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Этим запросам полностью отвечает технология решения проектных задач.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы

Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках...

На уроках технологии я успешно реализую эти возможности, опираясь на собственное педагогическое творчество.

Ученики разрабатывают свои модели под названием «Моё творчество».

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии.

Особенности урока технологии в школе | Статья в сборнике...

Урок технологии подчинен общим дидактическим закономерностям, принципам и правилам. При этом нужно признаться, что это крайне

Труд учащихся на урокеэто не тот труд, которым заняты взрослые. Дети благодаря педагогу включаются в трудовой процесс на уроке, то есть...

Использование метода проектов на уроке технологии

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Работа учащегося над проектом дает возможность составить представление о жизненном цикле изделия — от идеи до её воплощения в реальности.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе [5].

Учитель технологии может дать только тот необходимый объем материала по данному разделу, который позволит качественно выполнить творческую работу.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Затем учитель технологии сообщает сколько уроков отведено по плану на ее изучение

По этому, индивидуальная работа учащихся является начальным этапом в организации

На занятиях по технологии отдельные ученики проявляют повышенный интерес к технике, к...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Практика показывает, что для учителя технологии задача развитие творческих способностей

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Уроки технологииэто уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы в обыденной

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей обеспечивает обогащение и расширение детской...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Этим запросам полностью отвечает технология решения проектных задач.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы

Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках...

На уроках технологии я успешно реализую эти возможности, опираясь на собственное педагогическое творчество.

Ученики разрабатывают свои модели под названием «Моё творчество».

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии.

Особенности урока технологии в школе | Статья в сборнике...

Урок технологии подчинен общим дидактическим закономерностям, принципам и правилам. При этом нужно признаться, что это крайне

Труд учащихся на урокеэто не тот труд, которым заняты взрослые. Дети благодаря педагогу включаются в трудовой процесс на уроке, то есть...

Использование метода проектов на уроке технологии

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Работа учащегося над проектом дает возможность составить представление о жизненном цикле изделия — от идеи до её воплощения в реальности.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе [5].

Учитель технологии может дать только тот необходимый объем материала по данному разделу, который позволит качественно выполнить творческую работу.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Затем учитель технологии сообщает сколько уроков отведено по плану на ее изучение

По этому, индивидуальная работа учащихся является начальным этапом в организации

На занятиях по технологии отдельные ученики проявляют повышенный интерес к технике, к...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Практика показывает, что для учителя технологии задача развитие творческих способностей

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком...

Задать вопрос