Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 1728 раз

Библиографическое описание:

Кочкин, Т. Н. Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка / Т. Н. Кочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88284/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» как один из наиболее инновационных банков РФ. В нем проведен анализ возможных сфер применения, а также достигнутых результатов. В выводе автором дана оценка полученных результатов, а также даны собственные идеи по возможному развитию применения ИИ в «Сбербанк».

Ключевые слова: искусственный интеллект; искусственный интеллект в банковской сфере; драйвер развития бизнеса; нейронные сети; ИИ в бизнесе.

Искусственный интеллект можно применять для повышения эффективности и развития в различных аспектах бизнеса и во всем многообразии его проявлений. На момент исследования уже большое количество компаний используют технологии ИИ для своей работы, однако существуют проблемы, не позволяющие провести анализ эффективности на практике:

  1. Современность технологии. Технология стала активно внедряться несколько лет назад и несмотря на то, что уже большое компаний ее опробовали, в интернете и библиографических ресурсах не так много публикаций, которые описывают опыт практического применения в бизнесе.
  2. Конфиденциальность. Ввиду того, что внедрение ИИ дает широкие возможности для развития, компании неохотно делятся результатами использования данной технологии и как она влияет изменение показателей эффективности.
  3. Отсутствие официальных данных. Государственными агентствами по статистике, как Российская служба государственной статистика, на данный момент не собираются данные о внедрении ИИ компаниями в РФ.

В рамках данной работы будет рассмотрено применение ИИ в банковской сфере, так как банки стали активно использовать данные технологии и теперь значительно зависят от актуальности используемой именно у них технологии ИИ. Все банки в России используют ИИ для решения вопросов о выдаче кредитов, безопасности, колл-центров и так далее. Однако банки внедряют с разной скоростью, причем крупные банки имеют большие возможности по использования ИИ в своих процессах, так как это дорогостоящая и сложная технология, особенно если учитывать дефицит высококвалифицированных кадров. Классификация банков России по степени использования ИИ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация банков РФ по степени использования технологий искусственного интеллекта [2].

Класс использования ИИ

Характеристика класса

Наименование банков

Значительно выше среднего

Заявленный банком уровень использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения значительно выше среднего уровня, характерного для крупных российских банков

Тинькофф Банк, Банк ГПБ, МТС Банк

Выше среднего

Заявленный банком уровень использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения выше среднего уровня, характерного для крупных российских банков, при наличии значимого потенциала в этой сфере

Московский кредитный банк, Банк «Русский Стандарт», Промсвязьбанк, Банк «Ренессанс Кредит»

Близок к среднему

Заявленный банком уровень использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения близок к среднему уровню, характерному для крупных российских банков

УБРиР, БКС Банк, Банк «ДельтаКредит», Банк «Открытие»

Как видно из таблицы 1, банки активно занимаются внедрением ИИ в аспекты своей деятельности. Однако такие крупные банки, как Сбербанк, ВТБ и Альфа банк отказались от анкетирования, чтобы не раскрывать данные о своей практической деятельности, так как на данный момент по количеству заявленных технологий являются лидерами рынка.

В 2020 году Сбербанк совместно на пресс-релизе представил дорожную карту, разработанную совместно с РФПИ, согласно которой банк планирует заработать дополнительные 448 млрд. рублей за счет использования ИИ в своей работе, что способно значительно увеличить прибыльность компании (для сравнения в 2020 году Сбербанк отчитался о чистой прибыли в размере 781,7 млрд. рублей). Также в этом году компания сообщила об открытии первого института ИИ в России, что показывает важность для компании данной сферы деятельности. Сбербанк оценивает рентабельности инвестиций в 667 %, то есть на каждые 15 рублей инвестиций в технологии ИИ, компания получает 100 рублей выручки. Рассмотрим подробнее то, как Сбербанк использует технологии ИИ для повышения эффективности и развития.

Сбербанк планирует перевести всю систему о выдаче кредитов населения на автоматическую основу. По состоянию на 2019 год ИИ уже принимал решения о выдаче населению 100 % банковских карт, более чем 90 % потребительских кредитов и около 50 % решений об ипотеке. Малый процент решений с ипотечными кредитными связан со сложностью автоматизации данного процесса даже для ИИ. Однако программа иногда может ошибаться, так что в случае возникновения проблемы штатный сотрудник поможет решить ее. В случае VIP-клиентов, которые берут кредиты более чем на 50 млн рублей, данную технологию компания не применяет, предпочитая доверять данную работу живым сотрудникам компании. Технологии ИИ также применяются для юридических лиц. Кредитование в автоматическом режиме происходит до 2 млрд рублей и занимает всего 7 минут, по сравнению с 2–3 неделями до внедрения ИИ, то есть скорость принятия решения увеличилась более чем в 1400 раз.

В 2020 году Сбербанк вывел на рынок совершенно новый продукт — семейство виртуальных ассистентов, работающих при помощи технологий ИИ. Всего есть 3 ассистента: Сбер, Джой и Афина, каждый из которых обладает собственным «характером», поведением и эмоциональным интеллектом [1]. Они умеют помогать оказывать банковские услуги, искать ответы на вопросы, планировать дела, а также выполнять множество услуг через телефон — записывать к врачу или парикмахеру, заказывать еду и т. д.

Искусственный интеллект в Сбербанке применяется и в других областях: оптимизация мест размещения банкоматов, движения инкассаторов, различные улучшения операционной деятельности и т. д. Использовать ИИ удалось практически в каждом аспекте деятельности организации, что позволило значительно сократить издержки, перераспределить сотрудников и увеличить скорость взаимодействия с клиентами. В целом, возможно сказать, что применение ИИ позволило компании увеличить улучшить все показатели эффективности, где применяется данная технология, снизить издержки, окупить все инвестиции и вывести на рынок новые продукты, что позволяет говорить о том, что искусственный интеллект на данный момент является ключевым драйвером развития Сбербанка.

Литература:

  1. Блог Сбербанка: запишут к врачу, закажут пиццу и поддержат разговор: Сбер представил уникальное семейство виртуальных ассистентов Салют. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=b4150ebd-ea32–40aa-a0ae3d6ad4d9aed7&blockID (дата обращения 07.01.2022).
  2. Классификация банков по уровню использования технологий ИИ (РА эксперт). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raex-a.ru/researches/bank/bank_ai_2018/part1 (дата обращения 08.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, банк, компания, машинное обучение, Сбербанк, уровень использования технологий, банковская сфера, повышение эффективности, Россия, РФ.


Ключевые слова

нейронные сети, искусственный интеллект, драйвер развития бизнеса, ИИ в бизнесе, искусственный интеллект в банковской сфере

Похожие статьи

О роли банка в цифровой экономике | Статья в журнале...

Объектом исследования является банковский сектор РФ. Предмет исследования — процессы внедрения и развития инновационных технологий в

Цифровые технологии (а именно, открытые API, облачные технологии, машинное обучение, искусственный интеллект...

Конкурентные преимущества России на международном рынке...

Ключевые слова: высокие технологии, искусственный интеллект, наука, Россия, разработка. На протяжении многих лет наш мир развивался в сфере науки и технологий. Прошла не одна тысяча лет с момента, когда человек получил огонь, и именно с этого момента люди стали...

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

В российском банковском секторе Сбербанк, Тинькофф и ВТБ — основные банки

Сбербанк и ВТБ в основном развивают собственные системы путем покупки компаний и долей в них, в

Предложения экосистемы Сбербанка по различным сферам жизни и бизнеса нацелены на...

Искусственный интеллект и большие данные | Статья в журнале...

Искусственный интеллект и большие данные становятся одной из самых потенциально

Искусственный интеллект — это концепция машин, выполняющих задачи, которые когда-то

Литература: Влияние развития нейросетевых технологий в России на цифровую экономику...

Внедрение современных информационных технологий...

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ.

банковская система, банк, ЦБ РФ, млрд рублей, банковский сектор, банковская деятельность, государственное регулирование, банковская система России, Центральный...

Современные тенденции развития корпоративных финансов

Финансовые технологии. Использование технологий для изменения порядка

России, однако, не хватает лидерства в разработке национальной стратегии развития финансовых

Искусственный интеллект — это область информатики, которая занимается разработкой.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский...

Предоставление банковских услуг под чужим брендом (WhiteLabel); Создание новых направлений бизнеса на основе блокчейна. Рассмотрим их подробнее. Переход к финансовой экосистеме предполагает повышенное внимание к запросам потребителя и выстраивание...

Внедрение информационных технологий и повышение...

Внедрение информационных технологий и повышение эффективной деятельности банков.

В банковской системе России под определением банковских инноваций попадают: новый российский продукт, впервые появившийся на финансовом рынке (может быть с начало и в...

Трансформация профессии «банкир» в условиях цифровой...

Сейчас очень мощно развиваются технологии «искусственного интеллекта», многие сферы стремятся

Искусственный интеллект в банках и финансовом секторе, информация с сайта http

Если сравнить пассивы состоятельных клиентов Сбербанка и все пассивы банка ВТБ в...

Похожие статьи

О роли банка в цифровой экономике | Статья в журнале...

Объектом исследования является банковский сектор РФ. Предмет исследования — процессы внедрения и развития инновационных технологий в

Цифровые технологии (а именно, открытые API, облачные технологии, машинное обучение, искусственный интеллект...

Конкурентные преимущества России на международном рынке...

Ключевые слова: высокие технологии, искусственный интеллект, наука, Россия, разработка. На протяжении многих лет наш мир развивался в сфере науки и технологий. Прошла не одна тысяча лет с момента, когда человек получил огонь, и именно с этого момента люди стали...

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

В российском банковском секторе Сбербанк, Тинькофф и ВТБ — основные банки

Сбербанк и ВТБ в основном развивают собственные системы путем покупки компаний и долей в них, в

Предложения экосистемы Сбербанка по различным сферам жизни и бизнеса нацелены на...

Искусственный интеллект и большие данные | Статья в журнале...

Искусственный интеллект и большие данные становятся одной из самых потенциально

Искусственный интеллект — это концепция машин, выполняющих задачи, которые когда-то

Литература: Влияние развития нейросетевых технологий в России на цифровую экономику...

Внедрение современных информационных технологий...

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ.

банковская система, банк, ЦБ РФ, млрд рублей, банковский сектор, банковская деятельность, государственное регулирование, банковская система России, Центральный...

Современные тенденции развития корпоративных финансов

Финансовые технологии. Использование технологий для изменения порядка

России, однако, не хватает лидерства в разработке национальной стратегии развития финансовых

Искусственный интеллект — это область информатики, которая занимается разработкой.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский...

Предоставление банковских услуг под чужим брендом (WhiteLabel); Создание новых направлений бизнеса на основе блокчейна. Рассмотрим их подробнее. Переход к финансовой экосистеме предполагает повышенное внимание к запросам потребителя и выстраивание...

Внедрение информационных технологий и повышение...

Внедрение информационных технологий и повышение эффективной деятельности банков.

В банковской системе России под определением банковских инноваций попадают: новый российский продукт, впервые появившийся на финансовом рынке (может быть с начало и в...

Трансформация профессии «банкир» в условиях цифровой...

Сейчас очень мощно развиваются технологии «искусственного интеллекта», многие сферы стремятся

Искусственный интеллект в банках и финансовом секторе, информация с сайта http

Если сравнить пассивы состоятельных клиентов Сбербанка и все пассивы банка ВТБ в...

Задать вопрос