Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Елизарова, М. Н. Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха / М. Н. Елизарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88261/ (дата обращения: 29.04.2024).



В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

Ключевые слова : музыкальный стиль, техника исполнения, клавирная музыка, музыкальное произведение.

Within the framework of the article, the author draws his attention to the importance of the work of J. S. Bach, paying attention to the musical style, the technique of performing keyboard works, as well as methods of teaching learning and performing compositions of J. S. Bach.

Keywords: musical style, performance technique, keyboard music, musical composition.

Работа над стильным исполнением музыкального произведения невозможна без работы над техникой. Здесь всё едино.

Г. Нейгауз

Творчество И. С. Баха является сложнейшей темой музыкальной педагогики. Музыку этого выдающегося композитора исполняют не только крупные мастера современности, но и начинающие музыканты. И. С. Бах считается первым композитором, придавшим музыкальным произведениям лирические и драматические образы, изменившим технику исполнения клавирных сочинений, которые берут свое начало с эпохи Барокко.

Несмотря на то, что обществу потребовалось немало времени, чтобы по достоинству оценить творчество выдающегося немецкого композитора, проявляя к нему интерес спустя десятилетия после его смерти, тема клавирных произведений И. С. Баха не перестает интересовать отечественных музыковедов. Среди тех, кто в своем творчестве использовал произведения выдающегося композитора, выделим Б. Л. Яворского («Сюиты Баха для клавира»), В. Б. Носину («Символика музыки И. С. Баха), Я. С. Друскина («О риторических приёмах в музыке И. С. Баха»), А. Г. Чугаева («Особенности строения клавирных фуг Баха»), Э. Бодки («Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха») и др.

И. С. Баха можно назвать виртуозом своих сочинений. Музыкальный стиль композитора — это то, что делает его отличным от других, это индивидуальность и неповторимость автора, это выражение своих чувств, ощущений, отношения и восприятия жизни, философия мышления. Стиль И. С. Баха очень тонко и чётко подчеркивал традиции и нравы эпохи Барокко. Всю свою сознательную жизнь он посвятил сочинению духовной музыки, посредством которой прослеживалось его отношение к Богу.

Основная часть клавирных произведений, а именно: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение», «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата», «Искусство фуги» и др., были написаны им уже в зрелости. При этом композитор никогда не указывал, для какого инструмента написано конкретное клавирное произведение.

Основной проблемой, с которой сталкиваются музыканты всех уровней, это способность и умение правильно передать те эмоции, образ, смысл, выразительность и идею, которые были заложены в пьесы выдающимся композитором.

Существенное внимание автор уделял музыкальной технике, под последней принято понимать совокупность средств, позволяющих музыканту передать идею и содержание написанной композиции. Именно поэтому в процессе разучивания музыкального произведения очень важно уделять внимание технической работе.

Одним из ключевых и самых сложных моментов при исполнении своих сочинений И. С. Бах отмечал артикуляцию. По его мнению, ученик должен овладеть приемом cantabile в совершенстве. Данный приём он характеризовал, как непрерывную певучесть звука и использовал его в своих инвенциях и симфониях [4, с. 93].

Темп в музыкальном произведении отражает скорость исполнения музыки. Для эпохи Барокко был характерен умеренный и степенный темп, раскрывающий характер произведения. И. С. Бах сравнивал музыкальный темп с ритмом сердца.

В качестве примера приведём темпы исполнения композиций И. С. Баха. Allegro исполняется более весело и быстро, allegretto — активно с элементами шутливости, andante исполняется в ритме спокойного степенного шага, adagio — чувственно и проникновенно, а grave — серьезно [1, с. 100].

Динамика в клавирных пьесах отражает внутреннее восприятие звучания музыки аудиторией. Созданная звучащим инструментом атмосфера, передаёт тот самый дух произведения, который был положен композитором. В своих сочинениях И. С. Бах очень четко и ясно доносил до музыкантов свою идею инструментального предназначения [1, с. 89].

Ритмике, в музыкальных сочинениях И. С. Баха, присуще применение соседних длительностей, таких как: восьмые и четверти, шестнадцатые и восьмые [3, с. 41]. Также И. С. Бах использовал в своих работах «метод восьмушек», показывающий контраст в артикулировании соседних длительностей, например: мелкие длительности играются legato, а наиболее крупные исполняются non legato или staccato. Основной отличительной чертой баховских произведений является сосредоточенный ритм, который несет в себе огромную художественную мощь.

Внутренний мир сочинений выдающегося композитора, их музыкальная символика до сих пор не изучены в полном объеме. Музыковеды, жившие в эпоху И. С. Баха, понимали глубокий смысл и идею заложенные в произведения композитором, благодаря наличию в них музыкально-риторических фигур и оборотов, которые были наделены эмоциями и текстами протестантских хоралов, а также образами Священного Писания [2, с. 11]. Не изучив и не поняв глубокого смысла языка И. С. Баха, музыкант не найдет ключ для прочтения заложенного композитором духовного, философского, образного содержания произведений. Не зная смысла музыки, не получится исполнить композицию в нужном темпе, ритме и с должными акцентами.

Произведения И. С. Баха нужно воспринимать как музыкальную икону, так как в начале любой его партитуры можно прочесть фразу «Господи, помоги», а в конце «одному Богу Слава». Именно поэтому исполняют И. С. Баха, словно молясь Богу.

Как говорил А. Швейцер: «Музыка Баха — всегда молитва, более того — это не только молитва, а ещё и диалог. Бах не просто молится, он слышит ответы. Это уникально…Музыка Баха — это разговор человека и Бога» [5, с. 514].

Творчество И. С. Баха остается неисчерпаемым до сих пор. А интерес аудитории к его композициям только возрастает.

Одним из главных преимуществ И. С. Баха в эпоху барокко является то, что он ввел в клавирную музыку философское и лирическое содержание, а также добавил в нее драматические образы, которые в дальнейшем применялись в оперных композициях.

На протяжении многих лет разучивание и исполнение музыкальных произведений И. С. Баха является основой учебного процесса в фортепианной педагогике. Умение исполнять произведения великого композитора говорит об истинном профессионализме и музыкальной зрелости музыканта.

В рамках представленной статьи рассмотреть все грани музыкального стиля и технику исполнения клавирных произведений И. С. Баха вряд ли получится. Эта тема обширна и требует углубленного изучения. В тоже время, работая над клавирными сочинениями И. С. Баха, следует учитывать ряд моментов, а именно:

– глубину аналитической работы над текстами И. С. Баха;

– внимательность в отношении к тем деталям исполнения, которые вытекают из клавесинного, органного или иного инструментального прообраза баховской музыки;

– изыскивать аналогии между клавирными и инструментальными, вокальными, вокально-инструментальными и др. произведениями И. С. Баха;

– погружаться необходимо не только в музыку клавирную, но и хоровую, вокальную, оркестровую, что является одним из правильных путей к убедительному истолкованию клавирных произведений И. С. Баха;

– необходимо быть в постоянном творческом, исследовательском, педагогическом поиске, позволяющим педагогу-музыканту воспитывать у учеников разнообразие штриховых приемов, умение выбирать адекватные штриховые варианты, находить удачные интерпретаторские решения.

Литература:

  1. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. — М.: Музыка, 1989. 388 с., нот.
  2. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. — КЛАССИКА-XXI, М., 2006. С. 11–24.
  3. Печерских И. Г. Теория музыкальной символики Б. Л. Яворского в контексте Бахианы // сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (29 октября 2020 г.) — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 260–267.
  4. Сваровская В. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха: смысловые основы целого // Музыка альманах томского государственного университет. 2021. № 11. С. 51–62.
  5. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — КЛАССИКА-XXI, М., 2011. 836 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выдающийся композитор, музыкальное произведение, произведение, техник исполнения, музыкальный стиль, эпоха барокко, клавирная музыка, музыка, музыкант, сочинение.


Ключевые слова

музыкальное произведение, музыкальный стиль, техника исполнения, клавирная музыка

Похожие статьи

Вокальная музыка барокко в контексте современного...

Музыкальное наследие эпохи барокко занимает одно из важных мест в современной мировой культуре. Сегодня практически не существует ни одного музыкального отечественного или зарубежного фестиваля или конкурса, программа которых не включала бы произведения эпохи барокко. Одновременно с исполнительской практикой постоянно ведется поиск незаслуженно забытых, не исполнявшихся ранее произведений. Огромные пласты барочного музыкального наследия эпохи возрождаются к исполнительской жизни, а концерты музыки той эпохи собирают огромные аудитории заинтересованных слушателей. Можно отметить также тенденцию возникновения все большего числа новых исполнителей и коллективов, популяризирующих старинную музыку, а также актуализацию медиаформатов и платформ ее изучения.

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском...

Вопросы исполнительства музыки эпохи барокко не раз поднимались на международных научных, научно-практических конференциях, организованных Белорусской государственной академией музыки. Среди них такие знаковые конференции, как «Музыкальное образование и национально-культурное возрождение», «Музыка и глобализация культуры», «Музыкальное образование в координатах времени и XXI столетия», «Музыкальная культура и жизнь: новые реалии», «Белорусское музыкальное исполнительское искусство в контексте художественной культуры», «Музыкальное образование XXI века: рубежи и перспективы», «Актуальные вопросы развития музыкальных способностей», «Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации.

Формирование профессионального музыкального стиля...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений.

 Музыкальное воспитание и обучение занимает особое место в процессе формирования личности, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармоничной целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу школьника и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку, слушая музыкальное произведение ребенок в тоже время учиться мыслить, сравнивает музыкальное явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъём.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности.

Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения — и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.

Музыкальное восприятие происходит не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. На уроках учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения Г. В. Свиридова, наполненные высокой духовностью, нравственной чистотой, чувством народности, патриотизма, пробуждая светлые чувства, веру в свои силы.

Музыкально-литературная гостиная «И это всё — Бах!»

Учитель музыки: Интересный факт из биографии композитора: почти все предки Баха, от его родителей до пра-прадедушки, булочника по профессии, были прекрасными музыкантами, но в основном уличными. А пра-прадедушка играл на цитре, это такой музыкальный инструмент, похожий на арфу.

Уч. Музыки: Постепенно к молодому музыканту пришла известность. Но Бах мечтал о такой работе, которая позволила бы ему творить свободно, а не зависеть от капризов и вкусов заказчиков и богачей. Иоганну Себастьяну приходилось писать в основном церковную музыку, но даже в таких произведениях он передавал самые разные человеческие чувства, пробуждал в людях светлые и возвышенные, хотя и вполне земные переживания.

Хоровая музыка Беларуси эпохи барокко: малоизвестные...

Ключевые слова: Барокко, хоровая музыка Беларуси эпохи Барокко, малоизвестные памятники хоровой музыки Беларуси XVII — первой половины XVIII века.

Православная традиция «высокого» барокко в его характерных музыкальных проявлениях особенно ярко представлена в творчестве Николая Дилецкого. Опираясь на теоретические знания, полученные в виленские годы жизни, Н.Дилецкий стал проводником традиций западной культуры в музыкальное искусство России.

Единственное произведение Шеверовского, сохранившееся в наше время в полном виде, это восьмичастная «Вечерня», хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве. В отмеченной рукописи «Вечерня» была записана с использованием так называемой киевской квадратной (синодальной) нотации, которая...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы. Восприняв тенденции и опыт европейского композиторского письма, казахстанские авторы по-своему реализовали их в своих фортепианных сочинениях.

Становление казахской фортепианной музыки в XX веке является следствием процесса проникновения западно-европейской музыкальной культуры в Среднюю и Центральную Азию.

Предпримем краткий экскурс в историю клавирно-фортепианного искусства, который начинается с эпохи бурного развития клавирного исполнительства в XVII веке в Западной Европе.

Художественный образ музыкального произведения...

Художественный образ музыкального произведения и технические средства его воплощения. Автор: Таймасова Айгуль Дюсембаевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Начнем с рассмотрения техники исполнителя. Технические навыки являются одними из важнейших компонентов исполнительской техники, ведь только постоянно развивая их, возможно стать высокопрофессиональным музыкантом.

Однако не стоит забывать, что насколько бы ученик не был свободен в своем владении моторно-двигательным аппаратом, без психологической свободы достижение выдающихся результатов невозможно. Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры: записки педагога» говорит следующее: «Важно для настоящего овладения своим телом — а пианист нуждается в этом не меньше, чем балерина, — знать...

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Композитор, полифоническое мастерство которого современники называли «сверхчеловеческим» [5, с. 45], насыщавший свои сочинения сложнейшими полифоническими приёмами, тем не менее, к собственно полифоническим формам обращался редко.

К традиционным для добаховских и баховских времён введениям мажорной тоники в завершение минорных фуг можно также добавить негласное правило, сложившееся в стиле Глазунова – завершать сочинение на светлой оптимистической «ноте».

Традиционные приёмы композитор сочетает с новаторскими. В первую очередь отметим интонационную связь между прелюдией и фугой во всех его циклах. Здесь стоит напомнить о специфическом для Глазунова творческом методе выстраивания тем по принципу моноинтонационности.

Похожие статьи

Вокальная музыка барокко в контексте современного...

Музыкальное наследие эпохи барокко занимает одно из важных мест в современной мировой культуре. Сегодня практически не существует ни одного музыкального отечественного или зарубежного фестиваля или конкурса, программа которых не включала бы произведения эпохи барокко. Одновременно с исполнительской практикой постоянно ведется поиск незаслуженно забытых, не исполнявшихся ранее произведений. Огромные пласты барочного музыкального наследия эпохи возрождаются к исполнительской жизни, а концерты музыки той эпохи собирают огромные аудитории заинтересованных слушателей. Можно отметить также тенденцию возникновения все большего числа новых исполнителей и коллективов, популяризирующих старинную музыку, а также актуализацию медиаформатов и платформ ее изучения.

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском...

Вопросы исполнительства музыки эпохи барокко не раз поднимались на международных научных, научно-практических конференциях, организованных Белорусской государственной академией музыки. Среди них такие знаковые конференции, как «Музыкальное образование и национально-культурное возрождение», «Музыка и глобализация культуры», «Музыкальное образование в координатах времени и XXI столетия», «Музыкальная культура и жизнь: новые реалии», «Белорусское музыкальное исполнительское искусство в контексте художественной культуры», «Музыкальное образование XXI века: рубежи и перспективы», «Актуальные вопросы развития музыкальных способностей», «Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации.

Формирование профессионального музыкального стиля...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений.

 Музыкальное воспитание и обучение занимает особое место в процессе формирования личности, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармоничной целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу школьника и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку, слушая музыкальное произведение ребенок в тоже время учиться мыслить, сравнивает музыкальное явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъём.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности.

Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения — и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.

Музыкальное восприятие происходит не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. На уроках учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения Г. В. Свиридова, наполненные высокой духовностью, нравственной чистотой, чувством народности, патриотизма, пробуждая светлые чувства, веру в свои силы.

Музыкально-литературная гостиная «И это всё — Бах!»

Учитель музыки: Интересный факт из биографии композитора: почти все предки Баха, от его родителей до пра-прадедушки, булочника по профессии, были прекрасными музыкантами, но в основном уличными. А пра-прадедушка играл на цитре, это такой музыкальный инструмент, похожий на арфу.

Уч. Музыки: Постепенно к молодому музыканту пришла известность. Но Бах мечтал о такой работе, которая позволила бы ему творить свободно, а не зависеть от капризов и вкусов заказчиков и богачей. Иоганну Себастьяну приходилось писать в основном церковную музыку, но даже в таких произведениях он передавал самые разные человеческие чувства, пробуждал в людях светлые и возвышенные, хотя и вполне земные переживания.

Хоровая музыка Беларуси эпохи барокко: малоизвестные...

Ключевые слова: Барокко, хоровая музыка Беларуси эпохи Барокко, малоизвестные памятники хоровой музыки Беларуси XVII — первой половины XVIII века.

Православная традиция «высокого» барокко в его характерных музыкальных проявлениях особенно ярко представлена в творчестве Николая Дилецкого. Опираясь на теоретические знания, полученные в виленские годы жизни, Н.Дилецкий стал проводником традиций западной культуры в музыкальное искусство России.

Единственное произведение Шеверовского, сохранившееся в наше время в полном виде, это восьмичастная «Вечерня», хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве. В отмеченной рукописи «Вечерня» была записана с использованием так называемой киевской квадратной (синодальной) нотации, которая...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы. Восприняв тенденции и опыт европейского композиторского письма, казахстанские авторы по-своему реализовали их в своих фортепианных сочинениях.

Становление казахской фортепианной музыки в XX веке является следствием процесса проникновения западно-европейской музыкальной культуры в Среднюю и Центральную Азию.

Предпримем краткий экскурс в историю клавирно-фортепианного искусства, который начинается с эпохи бурного развития клавирного исполнительства в XVII веке в Западной Европе.

Художественный образ музыкального произведения...

Художественный образ музыкального произведения и технические средства его воплощения. Автор: Таймасова Айгуль Дюсембаевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Начнем с рассмотрения техники исполнителя. Технические навыки являются одними из важнейших компонентов исполнительской техники, ведь только постоянно развивая их, возможно стать высокопрофессиональным музыкантом.

Однако не стоит забывать, что насколько бы ученик не был свободен в своем владении моторно-двигательным аппаратом, без психологической свободы достижение выдающихся результатов невозможно. Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры: записки педагога» говорит следующее: «Важно для настоящего овладения своим телом — а пианист нуждается в этом не меньше, чем балерина, — знать...

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Композитор, полифоническое мастерство которого современники называли «сверхчеловеческим» [5, с. 45], насыщавший свои сочинения сложнейшими полифоническими приёмами, тем не менее, к собственно полифоническим формам обращался редко.

К традиционным для добаховских и баховских времён введениям мажорной тоники в завершение минорных фуг можно также добавить негласное правило, сложившееся в стиле Глазунова – завершать сочинение на светлой оптимистической «ноте».

Традиционные приёмы композитор сочетает с новаторскими. В первую очередь отметим интонационную связь между прелюдией и фугой во всех его циклах. Здесь стоит напомнить о специфическом для Глазунова творческом методе выстраивания тем по принципу моноинтонационности.

Задать вопрос