Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Горяева, Ю. В. Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского / Ю. В. Горяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88187/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиально разная структура этого концепта у этих двух авторов.

Ключевые слова: С. А. Есенин, В. В. Маяковский, концепт, концептуальный анализ, репрезентация концепта, поэзия «серебряного века».

В целом можно выделить три основные подхода к пониманию концепта, основывающихся на общем положении: концепт — это то, что называет содержание понятия, синоним смысла [1]:

  1. Концепт как часть культуры и ее основная ячейка (культура как совокупность концептов). Язык в данном случае выступает как вспомогательное средство для выражения культурных смыслов.
  2. Концепт как единица когнитивной семантики, так как единственным средством формирования концепта, по мнению представителей данного подхода, является семантика знака.
  3. Концепт как посредник между словом и действительностью.

Нами рассматривается художественный концепт как часть языковой картины мира, репрезентированной в текстах классиков русской литературы. Получить о концепте как части картины мира русского языка более полное представление, выявить дополнительные присущие ему признаки можно путем изучения устойчивых единиц языка (фразеологизмов, пословиц, поговорок), включающих данные репрезентанты, и парадигматических связей лексем-репрезентантов в художественных текстах, что и было осуществлено нами в практическом исследовании.

Выясним объективное содержание данного контекста с помощью словарного анализа. Рассмотрим этимологию слова «Родина» в русском языке. Согласно этимологическому словарю Н. М. Шанского, это общеславянское слово, производное от «род». Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у А. С. Пушкина) и «отчизна, отечество» (с Г. Р. Державина). Слово «род» имеет первоначальную форму *ordъ (производное той же основы, что рост, расти) [7, c. 391].

Перейдем к характеристике слова в толковых словарях русского языка. Словарь С. И. Ожегова дает следующие значения [4, с. 241]:

«1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат. • Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным».

Словарь Т. Ф. Ефремовой [3, с. 177] определяет концепт следующим образом:

  1. Место рождения кого-л.
  2. Место появления, возникновения чего-л.

Словарь Д. Н. Ушакова [6, с. 291] дает четыре значения:

1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

2. Место рождения кого-н.

3. перен. Место зарождения, происхождения чего-н.

4. перен. Место возникновения чего-н.

Старейший толковый словарь русского языка В. И. Даля [2, с.550] дает следующие значения:

1. родимая земля, чье место рожденья;

2. в обширном знач. земля, государство, где кто родился;

3. в тесном знач. город, деревня.

Наконец, словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой [5, с. 232] дает такие определения:

1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество.

|| Место рождения кого-л.

2. Место зарождения, произрастания чего-л.

|| Место возникновения чего-л.

Таким образом, можно выделить следующие основные содержательные признаки данного концепта:

  1. Страна, гражданином которой данный человек является.
  2. Место рождения человека (в широком и в узком смысле — малая родина, большая родина).
  3. Место происхождения вещи, явления.

Данные три признака взаимосвязаны между собой причинно-следственной связью, более общим понятием является «место происхождения», которое конкретизируется как «место происхождения человека», а также «страна гражданства» (так как гражданство дается по месту рождения).

Сгруппируем упоминания данного концепта в текстах С. А. Есенина по выделенным ранее содержательным признакам и опишем сочетаемость по результатам практического исследования текста. Всего нами обнаружено 21 вхождение данного слова в составе 397 стихотворений Есенина, что говорит о важности этого концепта.

Из 21 вхождения концепта 12 реализуют аспект «страна гражданства», 9 — аспект «место рождения», третий аспект не наблюдается. Таким образом, данные признаки для автора примерно равнозначны. В качестве ядра данного концепта у Есенина выступают следующие признаки:

  1. Страна гражданства.
  2. Место рождения.

В качестве периферии выступают признаки:

  1. Земля.
  2. Счастье.
  3. Любовь
  4. Природа.
  5. Печаль.

Следует заметить, что эмоции, которые концепт вызывает у С. А. Есенина, амбивалентны, так как родина вызывает и счастье, и печаль. Однако печаль связана с аспектом «малая родина, место рождения», а счастье — с концептом «страна». Природа и любовь у Есенина ассоциируются с обоими аспектами родины.

Рассмотрим репрезентации изучаемого концепта у В. В. Маяковского. Всего нами обнаружено 33 вхождения данного слова в собрании сочинений поэта. Из них 16 реализуют аспект «страна гражданства», 9 –«место рождения» и 8 — «место происхождения». Итак, наиболее важен для В. В. Маяковского концепт «страна гражданства».

Периферийные признаки тесно связаны со статусом страны — капиталистическая она или социалистическая. Капиталистические Россия и Китай связываются с признаками «рабство», «уродство», «смерть». Социалистическая Россия связывается с концептами марксистской идеологии — «пролетариат», «труд», «родина всех трудящихся». Аналогично и другие аспекты концепта связываются с агрессией и смертью, если речь идет о капиталистическом Китае.

Итак, концепт принципиально иной даже в своем ядре, которое имеет два варианта:

  1. Капиталистическая родина.
  2. Социалистическая родина.

Периферийные признаки связаны с конкретным признаком ядра:

  1. Капиталистическая родина.
    1. Рабство
    2. Уродство
    3. Смерть
    4. Агрессия
  2. Социалистическая родина:
    1. Труд
    2. Единство пролетариата

Таким образом, по результатам концептуального анализа были выявлены две структуры концепта «Родина» у классиков русской литературы XX века С. А. Есенина и В. В. Маяковского.

Литература:

  1. Алефиренко Н. Ф. Концепт понятие категория в свете современной лингвокогнитивистики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. № 18 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-ponyatie-kategoriya-v-svete-sovremennoy-lingvokognitivistiki (дата обращения: 21.01.2022).
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (комплект из 4 книг) / В. И. Даль. — М.: ДРОФА, Русский язык — Медиа, 2011. — 700 c.
  3. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П / Т. Ф. Ефремова. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. — 996 c.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, 2015. — 759 c.
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  6. Ушаков, Дмитрий Николаевич Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Дмитрий Николаевич. — М.: Альта-принт, 2008. — 793 c.
  7. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М., «Просвещение», 1971. — 542 с.
Основные термины (генерируются автоматически): концепт, место рождения, русский язык, признак, капиталистическая родина, малая родина, Место возникновения, русская литература, социалистическая родина, художественный концепт.


Ключевые слова

концепт, репрезентация концепта, концептуальный анализ, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, поэзия «серебряного века»

Похожие статьи

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших...

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Интерес к составляющим концепта родина, возник не сегодня: еще академик В. В. Виноградов обратил внимание на употребление этой лексемы и её синонимического ряда. С. Г. Тер-Минасова отмечает, что любовь к Родине можно считать неотъемлемой чертой национального характера, эта любовь всегда проявляется открыто и эмоционально, и свидетельством этому является язык. В нашем исследовании концепт родина выступает и как объект исследования, и как инструмент для раскрытия внутреннего единства и структурированности значительных участков систем нашего языка, объединенных репрезентацией данного концепта.

Концепт «Родина» в английском языке | Статья в журнале...

При этом, если сравнивать концепт Родина в понимании русских и американцев, то для русского человека разделяются понятия «государство» и «родина» в то время, как для американца это кажется невозможным. Аналогичные выводы сделаны и в другой работе. Показано, что в русском языке есть два слова, используемые для обозначения темы этого вопроса. Во-первых, это Отечество или Отчизна, производное от русского «отец» и, таким образом, прямое эквивалент латинского «partia» (существительное, относящееся к чему-то родственному отцу(ам), хотя это существительное имеет нейтральный пол). Другой – «родина», женское существительное, полученное из «родить» (родиться) создание его ближе к английскому слову Motherland (родина).

Слово «Родина» в русском языке и в жизни людей...

Изучение литературы показало, что слово «родина» упоминается или является одной из ведущих тем произведения в огромном количестве художественных произведений: в прозе, в стихах, в песнях. Рамки статьи не дают возможности поместить в него все, что написано о родине в России. И это не требуется, потому что они общеизвестны и любимы. Исследовано понятие «Родина» в жизни современников — моих одноклассников. Мой научный руководитель — учитель русского языка и литературы Т. А. Меняйлова провела в нашем классе урок, где я и мои одноклассники написали сочинение на тему «Что я понимаю под словом «родина». Проанализировав сочинения одноклассников, я увидел, что они очень уважительно относятся к нему.

Концепт «родина» в болгарской национальной картине мира...

Ключевым именем концепта является лексема родина. Родина — понятие общеславянское. Суффиксальное производное от слова «род». Исходное значение — «семья», далее «место рождения» и «отчизна, отечество». Отождествление рода и родины — архетип, часто встречающийся в произведениях болгарских поэтов до XX века включительно. Обращаясь к теме родины и рода, Е. Багряна пишет в

Анализ толкований понятия «родина» в болгарском языке показал, что в болгарской национальной картине мира это слово имеет следующие определения понятия: 1. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. 2. Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным. Однако в современных толковых и энциклопедических словарях в слове родина значения «отечество», «родная страна»...

Микрополе «Родина» как фрагмент концептуального поля «Дом»...

Концепт позволяет изучать связь языка, сознания и культуры. Наибольший интерес для исследования представляют те концепты, которые выступают как структурные единицы сознания, хранящие совокупность знаний человека о тех или иных явлениях окружающего мира

Родина для человека любой народности - это своего рода «Дом», то есть проекция того места, которое воспринимается как свое, привычное, родное. В широком понимании «Дом» - та часть пространства, где человек родился, ассимилировался, либо долгое время живет, это то

В словаре В. И. Даля слово родина трактуется как «родимая земля, чье-либо место рождения; в обширном знач. – земля, государство, где кто-либо родился; в тесном - город, деревня» [5, с. 566]. Исходя из этого, структура рассматриваемого микрополя может быть представлена как...

Хронотоп Родины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Родина – это не просто изначальная единица целой страны и место, где родился человек, это некая ментальная конструкция, ощущение конкретного географического пространства и времени, закрепленное в сознании ее жителя. На этих пространственно-временных основах покоится социокультурное единство региона, этноса, нации в целом.

Родина как конденсат времени и пространства первосмыслов зиждется на структурах человеческой памяти. В этом смысле Родина в большей степени не овладение пространством и временем, но экзистенциальное единство места-времени, требующего вовлеченность в коммуникацию с реальностью и тем самым задающею границу мира.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

В Словаре русского языка С. И. Ожегова можно найти следующее толкование. Патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом. Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма.

Таким образом, педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, определено место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования, освещен военный аспект патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове. Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по русскому языку, позволяют учителю успешно выполнять требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами: воспитание бережного отношения к родному языку как к элементу общей культуры, средству выражения культурно-исторического наследия русского народа. Опишем возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка и литературы, направленные на развитие патриотических чувств учащихся. Работа с текстом включает в себя и работу со словом. Что это – Родина?

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Педагоги должны согласовывать друг с другом подбор и использование материалов для художественного творчества детей. Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой.

Похожие статьи

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших...

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Интерес к составляющим концепта родина, возник не сегодня: еще академик В. В. Виноградов обратил внимание на употребление этой лексемы и её синонимического ряда. С. Г. Тер-Минасова отмечает, что любовь к Родине можно считать неотъемлемой чертой национального характера, эта любовь всегда проявляется открыто и эмоционально, и свидетельством этому является язык. В нашем исследовании концепт родина выступает и как объект исследования, и как инструмент для раскрытия внутреннего единства и структурированности значительных участков систем нашего языка, объединенных репрезентацией данного концепта.

Концепт «Родина» в английском языке | Статья в журнале...

При этом, если сравнивать концепт Родина в понимании русских и американцев, то для русского человека разделяются понятия «государство» и «родина» в то время, как для американца это кажется невозможным. Аналогичные выводы сделаны и в другой работе. Показано, что в русском языке есть два слова, используемые для обозначения темы этого вопроса. Во-первых, это Отечество или Отчизна, производное от русского «отец» и, таким образом, прямое эквивалент латинского «partia» (существительное, относящееся к чему-то родственному отцу(ам), хотя это существительное имеет нейтральный пол). Другой – «родина», женское существительное, полученное из «родить» (родиться) создание его ближе к английскому слову Motherland (родина).

Слово «Родина» в русском языке и в жизни людей...

Изучение литературы показало, что слово «родина» упоминается или является одной из ведущих тем произведения в огромном количестве художественных произведений: в прозе, в стихах, в песнях. Рамки статьи не дают возможности поместить в него все, что написано о родине в России. И это не требуется, потому что они общеизвестны и любимы. Исследовано понятие «Родина» в жизни современников — моих одноклассников. Мой научный руководитель — учитель русского языка и литературы Т. А. Меняйлова провела в нашем классе урок, где я и мои одноклассники написали сочинение на тему «Что я понимаю под словом «родина». Проанализировав сочинения одноклассников, я увидел, что они очень уважительно относятся к нему.

Концепт «родина» в болгарской национальной картине мира...

Ключевым именем концепта является лексема родина. Родина — понятие общеславянское. Суффиксальное производное от слова «род». Исходное значение — «семья», далее «место рождения» и «отчизна, отечество». Отождествление рода и родины — архетип, часто встречающийся в произведениях болгарских поэтов до XX века включительно. Обращаясь к теме родины и рода, Е. Багряна пишет в

Анализ толкований понятия «родина» в болгарском языке показал, что в болгарской национальной картине мира это слово имеет следующие определения понятия: 1. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. 2. Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным. Однако в современных толковых и энциклопедических словарях в слове родина значения «отечество», «родная страна»...

Микрополе «Родина» как фрагмент концептуального поля «Дом»...

Концепт позволяет изучать связь языка, сознания и культуры. Наибольший интерес для исследования представляют те концепты, которые выступают как структурные единицы сознания, хранящие совокупность знаний человека о тех или иных явлениях окружающего мира

Родина для человека любой народности - это своего рода «Дом», то есть проекция того места, которое воспринимается как свое, привычное, родное. В широком понимании «Дом» - та часть пространства, где человек родился, ассимилировался, либо долгое время живет, это то

В словаре В. И. Даля слово родина трактуется как «родимая земля, чье-либо место рождения; в обширном знач. – земля, государство, где кто-либо родился; в тесном - город, деревня» [5, с. 566]. Исходя из этого, структура рассматриваемого микрополя может быть представлена как...

Хронотоп Родины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Родина – это не просто изначальная единица целой страны и место, где родился человек, это некая ментальная конструкция, ощущение конкретного географического пространства и времени, закрепленное в сознании ее жителя. На этих пространственно-временных основах покоится социокультурное единство региона, этноса, нации в целом.

Родина как конденсат времени и пространства первосмыслов зиждется на структурах человеческой памяти. В этом смысле Родина в большей степени не овладение пространством и временем, но экзистенциальное единство места-времени, требующего вовлеченность в коммуникацию с реальностью и тем самым задающею границу мира.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

В Словаре русского языка С. И. Ожегова можно найти следующее толкование. Патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом. Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма.

Таким образом, педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, определено место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования, освещен военный аспект патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове. Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по русскому языку, позволяют учителю успешно выполнять требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами: воспитание бережного отношения к родному языку как к элементу общей культуры, средству выражения культурно-исторического наследия русского народа. Опишем возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка и литературы, направленные на развитие патриотических чувств учащихся. Работа с текстом включает в себя и работу со словом. Что это – Родина?

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Педагоги должны согласовывать друг с другом подбор и использование материалов для художественного творчества детей. Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой.

Задать вопрос