Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 24.01.2022

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Хайбуллина, С. А. Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий / С. А. Хайбуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88112/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обеспечить достаточно высокий уровень результативности деятельности органов государственной власти при предоставлении государственных услуг. Вследствие чего, важность общественного развития представляет исследование правового регулирования отношений, которые возникают в области предоставления государственных услуг в электронном виде.

Ключевые слова : государственные услуги, правовое регулирование, цифровизация, электронное правительство, предоставление государственных услуг, получение государственных услуг в электронном виде.

This article focuses on the legal regulation of the provision of public services based on information and communication technologies. The introduction of information and communication technologies into public administration makes it possible to ensure a sufficiently high level of performance of public authorities in the provision of public services. As a result, the importance of social development is the study of the legal regulation of relations that arise in the provision of public services in electronic form.

Keywords : public services, legal regulation, digitalization, e-government, provision of public services, receipt of public services in electronic form.

Актуальность исследования предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий обусловлена проводимыми процессами цифровизации государственного управления. Перевод государственных услуг и реализация принципов доступности, экстерриториальности и проактивности призвана не только оптимизировать государственные расходы, но и, в первую очередь, качественно изменить процессы взаимодействия государства и общества.

Определение термина «государственная услуга» закреплено в ФЗ № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1]. В силу ст. 2 данного законодательного акта, государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций органа, предоставляющего государственную услугу, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

С принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210‑ФЗ возможность получения государственных услуг в электронной форме предусматривается в качестве одного из основных принципов предоставления государственных услуг.

Существующий нормативно-правовой массив, на который опираются органы государственного управления в процессе предоставления государственных услуг в электронной форме, можно условно разделить на две группы документов. Первая группа представляет собой свод законодательно закрепленных технических и методических регламентов, связанных с обработкой информации, защитой данных и характером ответственности за их использование. Вторая группа заключает в себе идеологию информатизации государственного управления в рассматриваемой сфере.

В первую группу можно включить следующие документы:

— ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ, который устанавливает принципы и процедуру предоставления госуслуг, права заявителей и обязанности органов власти государства. Так, граждане имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации, касающейся госуслуг, а также на их получение в дистанционном порядке в электронном виде;

— ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2], который предусмотрел процедуру предоставления необходимой информации по запросу пользователя, в том числе требования к запросу о получении сведений, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования на его ответ. Также данный законодательный акт определил единый порядок доступа к информации, которая касается работы госорганов, установил принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей, а также органов власти государства;

— ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [3], который регламентирует отношения по поводу реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при использовании информационных технологий, при обеспечении защиты информации;

— ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [4], который установил правовую основу относительно обращения с персональными данными граждан. Также данный законодательный акт установил принципы и условия обработки персональных данных, закрепил запрет на обработку персональных данных, не имея на то согласия соответствующего субъекта. Кроме того, здесь регламентированы отношения по обработке специальных категорий персональных данных;

— ФЗ от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [5], где регламентируются отношения в сфере обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры для ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак;

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне» [6], где установлены полномочия органов госвласти в сфере отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Отдельный раздел данного законодательного акта установил перечень информации, которая может относиться к государственной тайне.

Ко второй группе следует отнести:

— Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (как документ, конкретизирующий императивы национальной программы «Цифровая экономика РФ») [7];

— Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [8], среди важных целей которой выступает развитие российского информационного пространства исходя из потребностей в получении качественной и достоверной информации; создание и использование информационных и коммуникационных технологий;

— Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 [13] определило требования, касающиеся предоставления госуслуг в электронной форме, которые имеют свое аспространение на федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, «Росатом» и «Роскосмос», региональные органы власти, а также органы местного самоуправления;

— Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 N 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» [14]. Данная платформа представляет собой систему сервисов и поставщиков информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые отвечают требованиям к информационной безопасности и качеству оказания соответственных услуг;

— местные программы развития цифровых технологий в сфере государственного управления и формирования основ «информационного общества».

Следует также отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 [9] были определены направления трансформации исследуемого института, в числе каковых ускоренное введение информационно-коммуникационных технологий в сферу государственных услуг.

Анализируя тенденции развития системы предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий, можно утверждать, что процессы информационного обеспечения деятельности органов власти становятся ключевым направлением осуществления инноваций в данной сфере. Во многом приоритеты инновационного цифрового развития получили в связи с распространением в последние годы концепции «Государство как платформа», впервые обозначенной в российской практике в 2016–2017 гг. Отличительными особенностями реализации данной концепции в России следует назвать ориентацию процессов государственного управления на конечного пользователя, применение процессной модели и установление показателей результативности и эффективности по каждому процессу, применение единых платформенных решений, исключающих дублирование документооборота. Указанные характеристики должны в конечном итоге обеспечить позиционирование государства как агента, осуществляющего эффективные инновационные решения и выступающего в этом отношении успешным примером для общества, а также вместе с тем создающего благоприятные условия для инновационного развития страны в целом.

Во многом процессы информационного обеспечения в сфере государственного управления были определены принятием Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 [10]. Так, в рамках цели подпрограммы «Информационное государство» были заявлены «обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий».

В 2019 г. был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из национальных проектов которой является проект «Цифровое государственное управление», направленный на совершенствование предоставления государственных услуг, создание национальной системы управления данными, развитие межведомственного электронного документооборота и инфраструктуры электронного правительства.

Реализация программы предполагает достижение впечатляющих результатов: например, доля приоритетных услуг, оказываемых онлайн, должна составлять 100 %. В национальной программе определены новые принципы оказания государственных и муниципальных услуг, в числе которых доступность, омниканальность, проактивность и ряд других. При соблюдении вышеперечисленных принципов цифровой механизм оказания государственных услуг становится не только реальным, но и единственно используемым, исключая возможность предоставления услуги «в обход системы». Ключевыми формами трансформации государственных и муниципальных услуг являются платформизация, запуск суперсервисов и проактивных услуг [11].

В настоящее время можно наблюдать активную нормотворческую деятельность в указанном направлении. Так, в соответствии с внесенными изменениями в процедуру регистрационного учета граждан Российской Федерации [12], вступающими в силу с 1 июня 2022 г., государственную услугу по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания можно получить в электронной форме через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). В таком случае свидетельство о регистрации предоставляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, через личный кабинет заявителя.

Таким образом, можно утверждать, что процессы информационного обеспечения государственного управления в России приобрели системный характер и строятся на основе программных и проектных методов управления, создана многоуровневая система нормативного правового обеспечения процесса формирования информационного обеспечения государственного управления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. N 168. 30.07.2010.
  2. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. N 25. 13.02.2009.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. N 165. 29.07.2006.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» // Российская газета. N 165. 29.07.2006.
  5. Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Российская газета. N 167. 31.07.2017.
  6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485–1 (ред. от 11.06.2021) «О государственной тайне» // Российская газета. N 182. 21.09.1993.
  7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. N 97. 09.05.2018.
  8. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. N 20. ст. 2901.
  9. Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» // Собрание законодательства РФ. 01.07.2019. N 26. ст. 3410.
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»// Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. N 18 (часть II). ст. 2159.
  11. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 21.08.2020) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.03.2019. N 11. ст. 1119.
  12. Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.05.2021. N 21. ст. 3594.
  13. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 (ред. от 21.08.2020) «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. N 75. 08.04.2016.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 N 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // Собрание законодательства РФ. 09.09.2019. N 36. ст. 5066.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Российская Федерация, услуга, электронная форма, законодательный акт, государственная тайна, государственная услуга, информационное обеспечение, местное самоуправление, национальная программа.


Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в условиях...

Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона.

Система электронного документооборота в органах...

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Эта программа работает с 2001 года. По оценкам специалистов, доля бумажных документов в государственных органах...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. А также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного...

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

В связи с чем была разработана Государственная программа России «Информационное общество (2011–2020 годы)».

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных...

Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в условиях...

Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона.

Система электронного документооборота в органах...

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Эта программа работает с 2001 года. По оценкам специалистов, доля бумажных документов в государственных органах...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. А также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного...

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

В связи с чем была разработана Государственная программа России «Информационное общество (2011–2020 годы)».

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных...

Задать вопрос