Геодезические работы при проектировании линейных сооружений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 18.01.2022

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Ермошкин, Ю. В. Геодезические работы при проектировании линейных сооружений / Ю. В. Ермошкин, А. В. Бирюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88016/ (дата обращения: 14.04.2024).



В статье авторы пытаются рассмотреть вопросы о составе и технологиях геодезических работ при проектировании линейных объектов.

Ключевые слова : камеральное трассирование, геодезическое обоснование, план трассы, изыскание, местность, сооружение, трасс.

В начале статьи нужно обратиться к понятию «линейный объект».

Линейный объект — это вид сооружений. На пример: линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные полосы и др. схожие сооружения.

Главной задачей проектирования линейных сооружений является выбор рационального положения линии магистрали на местности. Выбранный вариант должен быть экономически и экологически сбалансирован, а также соответствовать техническим условиям будущего сооружения. Большая часть вышеперечисленных задач решается на стадии полевого и камерального трассирования.

При проектировании дорог вдоль них создают постоянное геодезическое обоснование в виде нивелирно-теодолитных, тахеометрических ходов. Их предельные погрешности в плане не должны превышать 1:5000.

Технологическая схема дорожных исследований состоит из:

1. Допроектных рекогносцировочных изысканий для технико-экономического обоснования проекта.

а) Дорожно-экономических исследований

2. Детальных проектных изысканий для разработки технического проекта дороги и сооружений на ней.

а) Подбора оптимального варианта дороги.

б) Полевого обследования магистрали и ее согласования.

3. Предпостроечных исследований с целью составления рабочих чертежей.

а) Подробной разбивки трассы на местности.

б) Построения постоянного геодезического обоснования вдоль магистрали.

в) Разведывательных работ.

г) Камеральной обработки материалов. Составления плана и профилей.

Под трассой подразумевается пространственное положение продольной оси проектируемого прямолинейного сооружения, сопряженная с рельефом местности, закрепленная на местности и отмеченная на карте. Оптимальной считается трасса, которая отвечает следующим условиям:

– обеспечивает строительство и надежную эксплуатацию прямолинейного сооружения с заданными характеристиками;

– удовлетворяет ограничениям, накладываемыми нормами проектирования;

– имеет технико-экономические показатели, оптимизирующие значение численного критерия эффективности.

Камеральное трассирование — это инженерно-геодезические работы по разработке различных вариантов пролегания трассы по результатам геодезической съемки либо по топографическим картам. В результате камерального трассирования получают план магистрали и ее продольный профиль.

Для проектирования магистралей придерживаются следующих условий:

– трассирование выполняют напрямую — от препятствия к препятствию, т. е. выбирают углы поворота против препятствий и устанавливают препятствие внутри угла поворота;

– угол поворота трассы стараются иметь не более 30 градусов, т. к. такие углы наименее удлиняют трассу;

– радиус кривых выбирают по возможности наиболее большим;

– при пересечении оврагов к тальвегу не спускаются, а переходят на другую сторону, при этом засекая одноименные горизонтали;

– в местах, где расстояние между горизонталями больше, чем проектная величина заложения, направление магистрали выбирают свободно;

– пересечение рек, трасс выполняют под прямым углом;

– необходимо обходить крупные населенные пункты, лесные массивы, c/х угодья и т. п.

Полевое трассирование начинается с определения и закрепления на местности планового положения оси линейного объекта. После вынесения на местность главных точек прокладывают теодолитный ход, который разбивается при помощи пикетов на отрезки длинной 100 метров. Нивелирование по трассе производится геометрическим методом «из середины». Графическая обработка результатов нивелирования трассы выражается в построении продольного и поперечного профилей.

Проектная линия — это ломаная линия, состоящая из отрезков, соединяющих две соседние точки с установленными отметками показывающая положение бровки горизонта. Разбивка круговой кривой магистрали на местности выполняется определением пикетного положения трех ее точек: начала, конца и середины и составлением плана разбивки трассы.

План трассы оформляют в масштабе 1:10000 либо 1:5000 по координатам углов поворота или по углам и длинам сторон. На плане показывают знаки крепления трассы, начало и конец трассы, километровые пикеты, на закруглениях подписывают элементы кривых, на прямых вставках подписывают угол и длину.

В заключении хотелось бы отметить, что геодезические работы по проектирование линейных сооружений являются важной задачей, ведь от правильности их проведения зависит безопасная эксплуатация данных объектов, что, по мнению авторов статьи, должно являться приоритетом. Также для проектирования линейных сооружений необходимо провести целый ряд инженерно-геодезических изысканий. С учетом протяженности линейного объекта — это довольно большой объем работ. Эта проблема решается использованием современного геодезического оборудования и программного обеспечения.

Литература:

1. Основные инженерно-геодезические изыскания при строительстве сооружений / Р. В. Загретдинов, Р. В. Комаров, А. Е. Сапронов, М. Г. Соколова. — Казань: Казан. ун-т, 2020. — 98 с.

2. Маслов А. В. Геодезия / Маслов А.В, Гордеев А. В., Батраков Ю. Г. — М.: КолосС, 2008. — 598 с.

3. Неумывакин Ю. К. Земельно-кадастровые геодезические работы / Неумывакин Ю. К., Перский М. И. — М.: КолосС, 2008. — 184 с.

4. Пособие по производству геодезических работ в строительстве (к СНиП 3.01.03–84). — М., Стройиздат, 1985.

5. СНиП 11.02.96. Строительные нормы и правила. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. — Введ. 199611–01. — М. — 1996. — 55 с.

Основные термины (генерируются автоматически): камеральное трассирование, геодезическое обоснование, местность, план трассы, работа, сооружение, трасс, угол поворота.


Ключевые слова

сооружение, местность, геодезическое обоснование, камеральное трассирование, план трассы, изыскание, трасс

Похожие статьи

Современные геодезические работы при строительстве дорог

Ключевые слова: строительство, геодезические работы, строительство дорог. Строительство— это возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт

Необходимость трассирования линейных объектов чаще всего возникает при...

Организация инженерного изыскания для проектирования сетей...

– разбивка трассы на местности в виде теодолитного хода с изменением горизонтальных углов поворота полным приемом и закреплением углов кольями и

– инженерно-топографические планы трассы и прилегающей полосы местности вдоль трасс в масштабах 1:500–1:1000

Влияние экологических факторов на процесс камерального...

Камеральное трассирование. — Создание вариантов трассы с учетом экологических требований, используя графические инструменты в ручном исполнении или используя возможности автоматизированного построения маршрутов.

Решение инженерно-геодезических задач в горной местности

Ключевые слова: геодезическое обоснование, геодезические измерения, рефракция, флуктуации

При решении инженерно-геодезических задач в горной местности необходим

Искривление ЭМВ приводит к удалению трассы, но ее величина незначительна, и ей можно...

Опыт автоматизированного проектирования линейного...

Камеральное трассирование на основе ГИС значительно упрощает задачи проектировщика, позволяет выявить все трудности будущих работ на

Опыт автоматизированного проектирования линейного сооружения в многофункциональной геоинформационной системе.

Автоматизация камеральных изыскательских работ

Рассмотрены современные способы автоматизации камеральных изыскательских работ на примере

3. Создание топографических планов в цифровом и графическом виде, поперечных и

Автоматизация камеральных изыскательских работ в разных организациях происходит по...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

камеральная обработка полученной информации; формирование (обновление) АБДД. По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют

Продольный и поперечный уклоны проезжей части; Углы поворота трассы и радиусы кривых в плане.

Проблема геодезического обеспечения кадастровых...

Низкая плотность геодезических пунктов приводит к снижению точности геодезических измерений, что способствует появлению реестровых ошибок. Кроме того, восстановление геодезического обеспечения сопровождается дополнительными затратами как времени, так и...

Похожие статьи

Современные геодезические работы при строительстве дорог

Ключевые слова: строительство, геодезические работы, строительство дорог. Строительство— это возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт

Необходимость трассирования линейных объектов чаще всего возникает при...

Организация инженерного изыскания для проектирования сетей...

– разбивка трассы на местности в виде теодолитного хода с изменением горизонтальных углов поворота полным приемом и закреплением углов кольями и

– инженерно-топографические планы трассы и прилегающей полосы местности вдоль трасс в масштабах 1:500–1:1000

Влияние экологических факторов на процесс камерального...

Камеральное трассирование. — Создание вариантов трассы с учетом экологических требований, используя графические инструменты в ручном исполнении или используя возможности автоматизированного построения маршрутов.

Решение инженерно-геодезических задач в горной местности

Ключевые слова: геодезическое обоснование, геодезические измерения, рефракция, флуктуации

При решении инженерно-геодезических задач в горной местности необходим

Искривление ЭМВ приводит к удалению трассы, но ее величина незначительна, и ей можно...

Опыт автоматизированного проектирования линейного...

Камеральное трассирование на основе ГИС значительно упрощает задачи проектировщика, позволяет выявить все трудности будущих работ на

Опыт автоматизированного проектирования линейного сооружения в многофункциональной геоинформационной системе.

Автоматизация камеральных изыскательских работ

Рассмотрены современные способы автоматизации камеральных изыскательских работ на примере

3. Создание топографических планов в цифровом и графическом виде, поперечных и

Автоматизация камеральных изыскательских работ в разных организациях происходит по...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

камеральная обработка полученной информации; формирование (обновление) АБДД. По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют

Продольный и поперечный уклоны проезжей части; Углы поворота трассы и радиусы кривых в плане.

Проблема геодезического обеспечения кадастровых...

Низкая плотность геодезических пунктов приводит к снижению точности геодезических измерений, что способствует появлению реестровых ошибок. Кроме того, восстановление геодезического обеспечения сопровождается дополнительными затратами как времени, так и...

Задать вопрос