Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.01.2022

Статья просмотрена: 1953 раза

Библиографическое описание:

Сорокин, И. В. Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия / И. В. Сорокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87704/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорская деятельность, прокурорский надзор, дознание и предварительное следствие.

Права и свободы человека в Российской Федерации являются высшей ценностью. Данная правовая гарантия имеет конституционную природу, что свидетельствует об особом положении, особом месте данной гарантии в системе прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, несмотря на конституционную природу данной гарантии, в Российской Федерации является актуальной проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении дознания и предварительного следствия.

Дознание и предварительное следствие является важной составляющей системы борьбы с преступностью, их роль в обеспечении законности и безопасности достаточно трудно переоценить. При этом, эффективность данных форм борьбы с преступностью зачастую достигается с помощью незаконного, а иногда, и преступного нарушения прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия.

С целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в Российской Федерации существует и действует особая форма надзора и контроля за деятельностью органов дознания и предварительного следствия — прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Вместе с тем, несмотря на важнейшую задачу по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, данная прокурорская деятельность сопряжена с рядом сложностей и проблем, требующих законодательного решения.

Так, проблеме прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия посвятил своё исследование Т. Ю. Сабельфельд, который утверждает, что «процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института — уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (далее — Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования. Ввиду этого считаем необходимым для предупреждения нарушений на данном этапе дознания, эффективности и оперативности надзора внести дополнения в уголовно-процессуальное законодательство, изложив ч. 5 ст. 223.1 УПК РФ в следующей редакции: «Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления незамедлительно направляется прокурору». Кроме того, изложенное нами дополнение позволит в последующем более взвешенно и оперативно оценивать необходимость избрания той или иной меры пресечения» [1].

А. Г. Карташова и О. П. Копылова приходят к выводу, что «в настоящее время прокурор не обладает достаточным объемом полномочий, позволяющих ему эффективно осуществлять функцию надзора за законностью производства дознания в сокращенной форме. Следовательно, необходимо расширить его полномочия, что не ущемит процессуальной самостоятельности дознавателя, но усилит гарантии соблюдения прав личности в уголовном судопроизводстве. Так, целесообразно внесение следующих изменений в нормы УПК РФ. Во-первых, наделить прокурора правом истребовать материалы проверки сообщения о преступлении, подследственном органам дознания на основании письменного запроса. Во-вторых, установить, что полномочие прокурора по внесению требования об устранении нарушений федерального законодательства должно распространяться на стадию возбуждения уголовного дела. Кроме того, рассматриваемый вид дознания содержит свои плюсы, к примеру, это сокращенные сроки расследования; меньший срок наказания, определяемый судом. Но все же прошло 5 лет, как появился институт дознания в сокращенной форме, а законодателем до сих пор не урегулированы проблемы, возникающие на практике. Мы согласны с теми процессуалистами, которые считают, что данный институт является неэффективным» [2].

А. П. Войтович утверждает, что «в целях повышения эффективности уголовного судопроизводства, обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, на расследование дела в разумный срок указанные проблемы требуют своего широкого обсуждения и соответствующего разрешения. Проблема представляется настолько комплексной, что одними лишь мерами организационного характера ее не разрешить. Потребуются соответствующие изменения в уголовно-процессуальный закон. В то же время предлагаемые законопроектом N 745077–7 дополнения в ст. 37 УПК РФ о дополнительных полномочиях прокуроров требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия, а также в ст. 145 УПК РФ о разрешении споров о передаче сообщения о преступлении по подследственности прокурором в течение трех суток с момента поступления соответствующего обращения не разрешают многих проблем, существующих при производстве дознания и следствия» [3].

В. А. Чукреев приходит к выводу о том, что «Компенсаторная деятельность прокуратуры при осуществлении надзора за законностью расследования уголовных дел позволит прокурору самостоятельно отменять незаконные решения дознавателей и следователей путем вынесения постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела. После вынесения прокурором постановления о возбуждении уголовного дела все материалы проверки будут отправляться в орган, расследующий его по правилам подследственности. При этом вынесение данного постановления не будет означать, что прокурор снова «отстранен» от дела; напротив, прокурор должен будет контролировать весь ход расследования во избежание повторного нарушения закона. О необходимости внесения в УПК РФ и Закон о прокуратуре изменений, регулирующих компенсаторные полномочия и правовые средства прокурора. Представляется целесообразным закрепить правовое положение о том, что в случае вынесения следователем (дознавателем) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должностное лицо органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, по требованию прокурора о предоставлении для ознакомления материалов проверки обязано предоставить эти материалы в течение разумного срока, указанного прокурором в требовании. Если после проверки материалов прокурор придет к выводу о незаконности и необоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела, то он выносит постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и одновременно о возбуждении уголовного дела. При этом прокурор обязан поставить вопрос о привлечении следователя (дознавателя), вынесшего незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, к предусмотренной законом ответственности» [4].

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия имеет ряд проблем, пробелов и противоречий, требующих скорейшего законодательного решения.

Литература:

1. Сабельфельд Т. Ю. Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью органов дознания // Российский следователь. — 2021. — № 2. — С. 33–36.

2. Карташова А. Г., Копылова О. П., Медведева С. В. Прокурорский надзор за дознанием в сокращенной форме // Российский следователь. — 2020. — № 8. — С. 50–54.

3. Войтович А. П. Современные проблемы соблюдения органами следствия и дознания уголовно-процессуального законодательства, выявленные в ходе прокурорского надзора // Мировой судья. — 2020. — № 2. — С. 8–13.

4. Чукреев В. А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2018. — № 5. — С. 93–99.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, возбуждение уголовного дела, прокурорский надзор, РФ, свобода человека, деятельность органов дознания, прокурор, орган дознания, Российская Федерация, совершение преступления.


Ключевые слова

прокуратура, прокурорский надзор, прокурорская деятельность, дознание и предварительное следствие

Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Проводимые в России в настоящее время реформы в...

Особенности прокурорского надзора за предварительным...

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие. Особенности прокурорского надзора за предварительным расследованием по уголовным делам, возбужденным в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека. Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами...

Сущность и специфика прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, дознание, органы дознания, дознаватель, предварительное расследование. Общеизвестно, что основным направлением деятельности органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, орган дознания, полномочие прокурора, предварительное следствие, следственный орган, уголовный процесс, постановление прокурора, прокурор.

Проблемы правового регулирования прокурорского надзора...

Анализ норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьи 37 показывает, что в отношении органов дознания пределы прокурорского надзора шире, так как прокурор при осуществлении надзорных функций вправе отменять незаконные или...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор, кроме того, правомочен осуществлять реагирование на допущенные ими нарушения в форме представления, которое является актом...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Проводимые в России в настоящее время реформы в...

Особенности прокурорского надзора за предварительным...

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие. Особенности прокурорского надзора за предварительным расследованием по уголовным делам, возбужденным в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека. Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами...

Сущность и специфика прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, дознание, органы дознания, дознаватель, предварительное расследование. Общеизвестно, что основным направлением деятельности органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, орган дознания, полномочие прокурора, предварительное следствие, следственный орган, уголовный процесс, постановление прокурора, прокурор.

Проблемы правового регулирования прокурорского надзора...

Анализ норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьи 37 показывает, что в отношении органов дознания пределы прокурорского надзора шире, так как прокурор при осуществлении надзорных функций вправе отменять незаконные или...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор, кроме того, правомочен осуществлять реагирование на допущенные ими нарушения в форме представления, которое является актом...

Задать вопрос