Системы документации, анализ состава и оформления документов, образующихся делопроизводством в ОВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 3283 раза

Библиографическое описание:

Спирина, Н. А. Системы документации, анализ состава и оформления документов, образующихся делопроизводством в ОВД России / Н. А. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87592/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье приводится классификация и анализ состава системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел. Описывается необходимость совершенствования системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел.

К лючевые слова : документирование, система управления, документационное обеспечение, подразделения делопроизводства.

В любой организации документирование управленческой деятельности заключается в фиксировании по установленным формам информации, необходимой для управления, то есть в создании документов. Основными элементами делопроизводства являются документирование и документооборот.

Под документооборотом принято понимать движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в подразделение специальных фондов. В органах внутренних дел документооборот комбинированный, что позволяет соединить достоинства электронного и традиционного документооборота, при этом сводя к минимуму их недостатки. Электронные документы участвуют в документообороте органов внутренних дел наравне с традиционными — бумажными.

Организация документооборота в каждом учреждении, в том числе в органах внутренних дел должна отвечать определенным требованиям прохождения документов. В первую очередь это оперативность и целенаправленность.

В органах внутренних дел практически каждый сотрудник в той или иной степени связан с процессами документирования управления, так как он является одновременно и создателем и исполнителем документов.

В правоохранительных органах практически нет сотрудников, которые в какой-либо степени не были связаны с делопроизводством. В структуре любого ОВД выделяют подразделения, которые обеспечивают делопроизводство. Но специфика документационного обеспечения управления в системе органов внутренних дел проявляется в деятельности большинства структурных подразделений. Например, дежурная часть является самостоятельным органом оперативного управления органов внутренних дел и одновременно обязана документировать целый ряд вопросов управленческой деятельности.

Те же элементы работы служб ДОУ можно выделить в деятельности служб и прочих подразделений.

Таблица 1

Документы, образующиеся в деятельности служб

Вид службы

Вид документов

Криминальные службы

Документирование оперативной работы

Профилактические службы

Документирование профилактической работы

Службы обеспечения общественного порядка

Документирование правонарушений

Службы лицензионно разрешительной работы

Документирование обеспечения общественной безопасности

Приказами МВД регулируются различные стороны оперативно-розыскной и служебной деятельности органов внутренних дел. Так, например, приказами и ведомственными инструкциями устанавливается порядок регистрации, оформления, учета, хранения служебных документов.

Нормативные акты, регулируют обеспечение режима секретности в органах внутренних дел и устанавливают правила работы с секретными документами. Некоторые приказы МВД регламентируют определенные направления деятельности органов внутренних дел, их служб, подразделений. Содержат образцы бланков различных видов служебной документации, и определяют порядок их заполнения.

Виды документов, образующиеся в деятельности ОВД

Рис. 1. Виды документов, образующиеся в деятельности ОВД


Управленческие (организационно-распорядительные) документы создаются внутри организации ОВД. В зависимости от назначения они подразделяются: на распорядительные, отчетные и документы общего характера.

К распорядительным документам относятся письменные правовые акты управления (должностные инструкции, инструкции по делопроизводству приказы, указания, планы).

Информация о выполненных заданиях, поручениях, запланированных мероприятиях содержится в отчетной документации (отчет о работе, рапорт или докладная записка, справка и другие).

Группа документов общего характера содержит в себе документы по различным вопросам деятельности органа, подразделения (акт, протокол, служебное письмо, телеграмма и другие).

Оперативно-розыскные документы отражают оперативно-розыскную деятельность ОВД. Порядок оформления таких документов и правила работы с ними устанавливаются ведомственными нормативными актами МВД РФ.

К уголовно-процессуальным документам относятся протоколы следственных действий, постановления, в которых содержатся сведения по расследованию уголовных дел. Требования к их содержанию и оформлению определены уголовно-процессуальным законодательством.

Административно-процессуальные документы (протоколы об административных правонарушениях, постановления по делам об административно правовых нарушениях, акты обследования объектов разрешительной системы и т. д.) отражают административную деятельность ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В органах внутренних дел существует два вида делопроизводства: общее и специальное.

К общей управленческой деятельности министерства относится общее делопроизводство. Подобного рода деятельность характерна для любого органа управления, и организация работы с документами, создаваемыми в процессе исполнения этой деятельности. Общее делопроизводство осуществляет обеспечивающие функций (финансовую, хозяйственную деятельность, кадровую работу) аппарата управления.

К специальному делопроизводству относятся документы ограниченного доступа. Документы ограниченного доступа характерны только для отдельных видов организаций, в данном случае деятельности ОВД. Данный вид делопроизводства включает в себя составление и оформление уголовных, административных, оперативных документов, отражающих деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Документирование информации, составляющую государственную и служебную тайны, и организация работы с документами, содержащими такие сведения, осуществляются в ОВД по специальным правилам. Они направлены на предотвращение случайной утраты документов и утечке содержащихся в них секретных сведений.

Задачи делопроизводства

Рис. 2. Задачи делопроизводства

Специфика деятельности органов внутренних дел позволяет выделить особую роль документационного обеспечения управления для всех категорий сотрудников. Так как деятельность непосредственно связана с документами и документированием, изучение нормативно-методических основ документационного обеспечения управления должно стоять на одном уровне с овладением других норм права.

Многие документы, отражающие кадровую работу, а также некоторые документы, создаваемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел, оформляются, хранятся и пересылаются по правилам ведения секретного делопроизводства. В то же время документирование уголовно-процессуальной, административно юрисдикционной деятельности не требует применения таких правил.

На сотрудников оперативного состава органов внутренних дел возложены следующие основные обязанности по осуществлению делопроизводства: своевременное исполнение полученных от работников канцелярии документов и правильное их оформление, а так же соблюдение установленных правил работы с секретными документами.

В некоторых случаях на этих работников возлагается выполнение и других обязанностей, связанных с осуществлением делопроизводства. Так, например, на дежурного по органу внутренних дел возлагается прием в праздничные, выходные дни и в вечернее время поступающей корреспонденции.

Оперуполномоченные уголовного розыска и подразделений обязаны лично готовить к отправке некоторые секретные материалы. На специально назначенных работников этих служб возлагаются учет и регистрация секретных документов, создаваемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

На руководителей возлагается ответственность за состояние документационного обеспечения управления, соблюдение установленных Инструкцией правил и приемов обработки документов, обеспечение своевременности и качества их исполнения, а также создание надлежащих условий работы для сотрудников подразделений делопроизводства и режима.

В подразделении делопроизводства и режима должны быть созданы необходимые условия для работы со всеми видами документов.

Субъекты делопроизводства

Рис. 3. Субъекты делопроизводства

Подразделения делопроизводства в своей деятельности осуществляют ведение, организацию и совершенствование документационного обеспечения управления на основе применения современных технических средств работы с документами, а так же методического руководства и контроля за соблюдением установленного порядка работы с документами в системе органов внутренних дел.

Задачи и функции режима, а так же порядок работы подразделений делопроизводства, регламентируются положениями утверждаемыми руководителями ОВД, а функциональные обязанности сотрудников подразделений регулируется должностными инструкциями работников.

Данные подразделения являются самостоятельными структурными подразделениями органов внутренних дел, подчиненными непосредственно руководителю органа внутренних дел.

На подразделения делопроизводства и режима возлагается выполнение основных задач. На руководителей органов внутренних дел возлагается, прежде всего, контроль над состоянием документационного обеспечения управления, соблюдение установленных правил и приемов обработки документов, обеспечение своевременности и качества их исполнения, а также создание оптимальных условий работы для сотрудников подразделений делопроизводства

Обязанности должностных лиц при работе с документами

Рис. 4. Обязанности должностных лиц при работе с документами

В некоторых случаях на сотрудников возлагается выполнение и других обязанностей, связанных с осуществлением делопроизводства. Так, например, на дежурного по органу внутренних дел может возлагаться прием в праздничные, выходные дни и в вечернее время поступающей корреспонденции (в иные дни эту обязанность осуществляют работники секретариата).

Содержащиеся в документах сведения, используются только в служебных целях в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Сотрудники несут персональную ответственность за соблюдение ими установленного порядка работы с документами и их сохранность, а также за разглашение содержащейся в них информации.

В органах внутренних дела передача документов и их копий работникам других организаций допускается только с письменного разрешения руководителя органа или его заместителей, в зависимости от запроса. О передаче документов производятся соответствующие отметки в учетных формах и на подлинниках документов (если передаются их копии) с указанием, каким должностным лицом разрешена передача документа.

Представителям средств массовой информации передача документов и их копий осуществляется аналогичным образом через соответствующее подразделение органа внутренних дел, в функции которого входит взаимодействие со средствами массовой информации.

Таким образов отдел делопроизводства в органах внутренних дел осуществляет основную работу с документами, которые образуются в деятельности органов внутренних дел. Сотрудники отдела осуществляют прием и регистрацию входящей и исходящей документации, а так же подготавливают дела для их дальнейшего хранения.

Литература:

  1. Приказ МВД России от 30.06.2012 N 655 (с изм. от 23.12.2020) «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения»
  2. Приказ МВД России от 20.06.2012 N 615 (с изм. от 23.12.2020) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): дело, документ, документационное обеспечение управления, подразделение делопроизводства, вид документов, общественный порядок, орган, осуществление делопроизводства, передача документов, подразделение.


Ключевые слова

система управления, документационное обеспечение, документирование, подразделения делопроизводства

Похожие статьи

Основы служебного делопроизводства | Статья в журнале...

Органы делопроизводства работают в основном с официальными документами, при этом подавляющим большинством являются документы управления, созданные для осуществления функции планирования, прогнозирования, финансирования, учета, учета...

Документационное обеспечение организации | Статья в журнале...

Документационное обеспечение управления (или, как его еще называют, делопроизводство) — это такая область деятельности в рамках конкретной организации, которая обеспечивает документирование и полную организацию работы с различными документами [1].

Документационное обеспечение управленческой деятельности...

Наряду с термином «делопроизводство» используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). ДОУ — это деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами [2]. Появление данного термина в первую очередь связано...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

Документ — деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт. Документ — результат сознательного запечатления информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на...

Направления совершенствования документационного...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти.

документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный документооборот...

документ, специальное делопроизводство, документационное...

Документационное обеспечение управления в современных организациях осуществляется в соответствии с требованиями, установленными государством. В соответствии с нормами законодательства, управление делопроизводством должно осуществляется специальным...

К вопросу о структуре службы документационного обеспечения...

Именно эти подразделения составляют стандартную службу документационного

В организации с годовым оборотом от 25 до 50 тыс. документов подразделение ДОУ уже

В органах исполнительной власти стандартной формой службы ДОУ является общий отдел.

Правовая регламентация делопроизводства органов внутренних...

Ключевые слова: делопроизводство, документы , министерство внутренних дел. Деятельность службы документационного обеспечения управления, ее функции, структура, техническое обеспечение и многие другие аспекты, связанные с документооборотом организации...

Особенности организации делопроизводства в федеральных...

Делопроизводство − отрасль, которая обеспечивает документирование и налаживание рабочих процессов с

Правила ведения и организации делопроизводства в учреждениях, относящихся к органам

Все документы передаются в архив на основании номенклатурных описей дел.

Похожие статьи

Основы служебного делопроизводства | Статья в журнале...

Органы делопроизводства работают в основном с официальными документами, при этом подавляющим большинством являются документы управления, созданные для осуществления функции планирования, прогнозирования, финансирования, учета, учета...

Документационное обеспечение организации | Статья в журнале...

Документационное обеспечение управления (или, как его еще называют, делопроизводство) — это такая область деятельности в рамках конкретной организации, которая обеспечивает документирование и полную организацию работы с различными документами [1].

Документационное обеспечение управленческой деятельности...

Наряду с термином «делопроизводство» используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). ДОУ — это деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами [2]. Появление данного термина в первую очередь связано...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

Документ — деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт. Документ — результат сознательного запечатления информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на...

Направления совершенствования документационного...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти.

документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный документооборот...

документ, специальное делопроизводство, документационное...

Документационное обеспечение управления в современных организациях осуществляется в соответствии с требованиями, установленными государством. В соответствии с нормами законодательства, управление делопроизводством должно осуществляется специальным...

К вопросу о структуре службы документационного обеспечения...

Именно эти подразделения составляют стандартную службу документационного

В организации с годовым оборотом от 25 до 50 тыс. документов подразделение ДОУ уже

В органах исполнительной власти стандартной формой службы ДОУ является общий отдел.

Правовая регламентация делопроизводства органов внутренних...

Ключевые слова: делопроизводство, документы , министерство внутренних дел. Деятельность службы документационного обеспечения управления, ее функции, структура, техническое обеспечение и многие другие аспекты, связанные с документооборотом организации...

Особенности организации делопроизводства в федеральных...

Делопроизводство − отрасль, которая обеспечивает документирование и налаживание рабочих процессов с

Правила ведения и организации делопроизводства в учреждениях, относящихся к органам

Все документы передаются в архив на основании номенклатурных описей дел.

Задать вопрос