Показатели и уровни познавательного интереса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 1106 раз

Библиографическое описание:

Зикеева, Ю. Н. Показатели и уровни познавательного интереса / Ю. Н. Зикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87486/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса. Обоснована необходимость формирования познавательного интереса учащихся средней школы. Представлены показатели и уровни развития познавательного интереса у старшеклассников при изучении школьного курса физики.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, формирование познавательного интереса, показатели и уровни познавательного интереса.

The article is devoted to the problem of the development of cognitive interest. The necessity of forming cognitive interest in secondary school students is substantiated. The indicators and levels of development of cognitive interest in high school students when studying the school subject of physics are presented.

Keywords: interest, cognitive interest, formation of cognitive interest, indicators and levels of cognitive interest.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Общими тенденциями развития образования сегодня выступают расширение сферы знаний и умений школьников, и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей. Развить у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию — одна из актуальных задач современной российской школы. Ее решение невозможно без развития у каждого учащегося познавательного интереса. Вместе с тем, как показывает практика, в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция к снижению интереса у школьников к занятиям.

Проблема интереса в современной науке представлена с различных позиций. В исследованиях М. Ф. Беляева, А. А. Невского изучается психологическая природа интереса; в работах Ю. К. Бабанского познавательный интерес выступает в основном как средство обучения [1]. Познавательный интерес рассматривается В. Н. Мясищевым как отношение личности к предметам и явлениям окружающей действительности [2]. Ряд авторов исследуют интерес как условие повышения продуктивности учебного процесса.

Из общего понятия «интерес» важно выделить познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути к овладению знаниями.

Известные дидакты З. И. Васильева, В. Н. Максимова, Г. И. Щукина, обобщая результаты собственных многочисленных исследований и опираясь на теоретический опыт, накопленный вне их научной школы, предложили оригинальную концепцию формирования познавательных интересов учащихся. В их трактовке познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

В то же время, познавательный интерес глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.

Особенность познавательного интереса заключается в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, которые привлекают учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызвать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования познавательного интереса обучающихся в школе необходима такая организация учебного процесса, которая обеспечит переход от пассивного усвоения знаний к активной учебно-познавательной деятельности и практическому применению ее результатов. Методическим и организационным аспектом формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения. Основными методами обучения являются: проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы, которые должны сочетаться с другими методами.

В методике преподавания физики всегда уделяется большое внимание решению задач и проведению эксперимента. Эффект от решения задач очевиден для любого преподавателя. Решение физической задачи есть метод обучения структуре и содержанию курса физики [3], он конкретизирует знания, способствует усвоению законов, развитию логического мышления, позволяет ввести новые понятия, изучить закономерности, рассмотреть взаимосвязи законов природы и глубже осознать связь теории с практикой.

По мнению Е. А. Сулейманян и И. А. Иродова, эффективное формирование познавательного интереса на уроках физики зависит не только от методов и средств обучения, но и от активности самих обучаемых, характера их деятельности. Именно это должно служить важным критерием выбора метода и средства обучения, которые позволяют постепенно повышать степень активности обучающихся. При этом необходим переход от репродуктивной деятельности к продуктивной учебной деятельности учащихся. В результате изменяется эмоциональный настрой обучающихся на процесс познания, усиливается их мотивация к учебной деятельности, растет интерес к овладению новыми знаниями и навыками, а также к их практическому применению [4].

Уровни сформированности познавательного интереса у учащихся средней школы при обучении физике (высокий, средний, низкий) позволяют оценить следующие показатели:

– возникновение вопросов (проявляется в активном поиске ответа на возникший вопрос, в стремлении понять суть, функциональное назначение, роль, место нового, неизвестного);

– самостоятельность (проявляется в решительности, в способности без помощи, без подсказки кого-либо, по собственной инициативе добиваться результата, преодолевать трудности);

– сосредоточенность (проявляется в способности, не отвлекаясь на внешние факторы, напряженно направлять свое внимание на что-то одно);

– осознанность (проявляется в полном понимании всего того, что связано с объектом его внимания, в умении аргументировать, доказывать и обосновывать свои действия);

– настойчивость и упорство (проявляется в последовательности и твердости в работе по достижению поставленной цели).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, к сожалению, несмотря на то, что к проблеме формирования познавательного интереса учащихся средней школы обращались разные авторы и имеется достаточно большой спектр работ, раскрывающих содержание познавательного интереса, условия его формирования, а также методы и средства, используемые на уроках в старших классах, исследованы недостаточно. В настоящее время в теории и практике школьного образования актуализируется противоречие между заявленными в документах целями формирования познавательного интереса и недостаточной разработанностью необходимых требований и условий для их реализации. Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил констатировать необходимость его более глубокого изучения на теоретическом и методологическом уровнях в системе естественнонаучного образования.

В заключение отметим, актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается, во-первых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования познавательного интереса учащихся старшей школы; во-вторых, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки системы педагогических условий формирования познавательного интереса учащихся на уроке физики в старших классах.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1991. — 282 с.
  2. Мясищев, В. Н. О связи склонностей и способностей / В. Н. Мясищев // Склонности и способности. — Л.: Издательство ЛГУ, 1962. — С. 44–51.
  3. Сауров, Ю. А. Проблемы методики решения задач / Ю. А. Сауров // Физика в школе. — 2019. — № 3. — С. 41–44.
  4. Сулейманян, Е. А. Формирование учебных компетенций у учащихся при обучении физике / Е. А. Сулейманян, И. А. Иродова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 1. — С. 78–84.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, познавательный интерес учащихся, процесс познания, средство обучения, учебный процесс, знание, интерес, решение задач, урок физики, формирование.


Ключевые слова

интерес, познавательный интерес, формирование познавательного интереса, показатели и уровни познавательного интереса

Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое

Познавательный интерес, и желанием овладеть необходимыми знаниями у младших

24. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Формирование ключевых образовательных компетенций...

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания — теоретическими и...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

 Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

интерес, познавательный интерес, урок, окружающая действительность, познавательный интерес учащихся, познание деятельностью, предмет интереса, успешное обучение, учебная деятельность, эмоциональный компонент.

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках...

Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.

Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. Часто познавательный интерес рассматривают лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации...

Пути развития познавательного интереса у подростков

 В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность. Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные...

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством...

Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое

Познавательный интерес, и желанием овладеть необходимыми знаниями у младших

24. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Формирование ключевых образовательных компетенций...

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания — теоретическими и...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

 Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

интерес, познавательный интерес, урок, окружающая действительность, познавательный интерес учащихся, познание деятельностью, предмет интереса, успешное обучение, учебная деятельность, эмоциональный компонент.

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках...

Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.

Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. Часто познавательный интерес рассматривают лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации...

Пути развития познавательного интереса у подростков

 В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность. Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные...

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством...

Задать вопрос