Деятельность правоохранительных органов в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.12.2021

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Мордак, И. Е. Деятельность правоохранительных органов в условиях пандемии COVID-19 / И. Е. Мордак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87483/ (дата обращения: 07.05.2024).



Вмарте 2020 года Всемирная организация здравоохранения ООН (ВОЗ) признала ситуацию пандемией. В соответствии с требованиями ВОЗ пандемию следует понимать, как распространение новой болезни по всему миру. Распространение вируса происходит потому, что большинство населения мира не имеет иммунитета к новому вирусу, что приводит к постепенному увеличению числа случаев заболевания и другим негативным последствиям.

Ключевые слова: правоохранительные органы, патрульно-постовая служба, масочный режим, пандемия, защита прав и свобод.

30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса COVID-19. Инфекция оказалась угрозой всемирного значения, которая оказала свое разрушительное влияния на все сферы общественной жизни. [1, с. 12]

Так, например, на территории Удмуртской Республики с начала пандемии выявлено порядка 35000 человек, зараженных коронавирусом, ежедневно выявляется порядка 40 случаев заражения. Количество выздоровевших лиц составило порядка 32000 человек, за сутки выздоравливает порядка 40 человек. Показатель смертности в Удмуртской Республике составляет порядка 1000 человек. [2]

Но несмотря на всю опасность вируса и сложность борьбы с ним, COVID-19 — контролируемое и управляемое явление, при соблюдении ряда мер безопасности. С этой целью по всей территории Российской Федерации (далее — РФ) на первоначальном этапе был введен режим самоизоляции, в отдельных случаях карантин, далее последовали и другие меры по предотвращению пандемии.

В таких условиях, деятельность правоохранительных органов, а именно защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и общественной безопасности граждан, повышение эффективности предпринятых мер, а также формирование у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц серьезного отношения к сложившимся условиям, соблюдению ограничительных мер, потребовала ужесточения исполнительно-распорядительных мер.

Для более полной картины обстановки, в которой действовали правоохранительные органы, следует учесть следующие данные.

Деятельность правоохранительных органов по производству по делам об административных правонарушениях за 2020 год значительно упала. Показатель правонарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) на 32 %, 20.22 КоАП (появление в общественных 67 местах в состоянии алкогольного опьянения) на 24 %, по ч. 1 ст. 7.27 КоАП (мелкое хищение) на 38 %, по ст. 6.12 КоАП (пропаганда наркотических средств) на 80 %. [3] Всего за 2020 год количество административных правонарушений составило 56861 правонарушение, когда за аналогичный период прошлого года количество правонарушений составляло 59195 правонарушений, что показывает падение показателей на 3,9 %.

Ухудшение экономического положения традиционно выступает в криминологии значимым криминогенным фактором. За 6 месяцев 2020 года на территории РФ в условиях влияния пандемии COVID-19 было зарегистрировано более 14 тыс. преступлений, что на 1191 факт или на 9 % больше относительно предыдущего года. Наивысший пик уровня регистрации преступности приходится на март и апрель, когда на учет ежемесячно ставилось свыше двух с половиной тысяч преступлений, при этом в июне вновь зафиксирован рост числа преступлений, общее число которых составило 2483 факта. Большинство преступлений в сфере экономики, такие как кражи с банковских счетов совершались с использованием информационных технологий. [4]

Удаленный режим работы, вынужденное увеличение перемещения товарного и денежного оборота в интернет-пространство детерминируют совершение преступлений с использованием IT-технологий. [5, с.108]

Всего за 6 месяцев 2020 года в РФ зарегистрировано 1248 мошенничеств, связанных с использованием IT-технологий, что на 506 фактов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Анализируя вышеизложенное, стоит отметить, что количество административных правонарушений заметно сократилось, несмотря на рост преступлений.

Правоохранительные органы значительно усилили контроль за соблюдением общественного порядка, общественной безопасности, обеспечили координацию взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ [6]. В частности, контрольные функции Роспотребнадзора частично вошли в компетенцию Росгвардии. Контроль за соблюдением масочного режима и режима самоизоляции, в том числе с помощью средств электронного мониторинга стал общим для правоохранительных органов. Реализация ограничительных и административных мер строилась на основании распорядительных документов Главы государства. [7] В регионах, муниципалитетах были приняты соответствующие распоряжения. [8] 70 Основными ограничительными мерами явились:

— введение нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы за исключением отдельных категорий работников;

— приостановление (ограничение) деятельности организаций. Указанные ограничения отразились также и на правоохранительных органах, в частности установлен особый порядок служебной деятельности:

— минимизирование выхода личного состава на службу;

— качественное выполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий;

— обеспечение личного состава резервов специальными медицинскими средствами и создание необходимых запасов данных средств;

— по возможности ограничен непосредственный контакт с гражданами путем перехода на электронный документооборот. Так, обращения граждан принимались исключительно в электронном виде, общение с заявителями происходило с использованием телекомуникационной связи. Соблюдение вышеуказанных ограничительных мер позволило сохранить способность правоохранительных органов выполнять возложенные задачи. С позиции административного права и административного процесса выделились два направления деятельности.

Первое — это совершенствование законодательства, второе — это совершенствование правоприменительной практики. [9, c. 79]

В принципе это соответствует исполнительно-распорядительному характеру деятельности правоохранительных органов. Совершенствование законодательства происходило в авральном порядке. Законодательные и компетентные органы издавали нормативные акты в кротчайшие сроки. Вносились изменения как в действующие нормативные акты, так и издавались новые нормативные акты. Ранее возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам нарушения санитарно-эпидемиологических правил и принятие решений по ним к компетенции правоохранительных органов не относилось. Введение ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, привело к необходимости внесения в КоАП РФ ряда поправок.

Правоприменительная деятельность также существенно изменилась, особенно в части использования (допустимости) дистанционных форм участия в административном производстве. Сотрудники получили возможность шире применять фото- и видеосъемку, конференцсвязь и другие телекоммуникационные средства. Материалы в суд направлялись с помощью сервиса электронного документооборота. [5] Новшеством стало дистанционное участие в судебных заседаниях участников процесса. Отдельно следует остановиться на таком виде государственного управления правоохранительных органов, как оказание государственных услуг и контрольно-надзорная деятельность. В частности, в федеральных органах исполнительной власти на период ограничительных мер был введен особый режим осуществления деятельности.

Подача и принятие заявлений полностью перешло в электронный вид, что значительно упростило работу подразделений, и такая практика действует по сей день.

В этот небольшой промежуток времени при угрозе национальной безопасности правоохранительные органы направили все свои силы и ресурсы на осуществление главной задачи — обеспечение государственной и общественной безопасности. Сложилась положительная практика административной деятельности с использованием средств телекоммуникации, что, безусловно, способствовало повышению уровня защищенности государства и граждан. Можно согласиться с мнением многих специалистов, что Российская Федерация, учитывая положительный и отрицательный опыт других государств, принимает достаточно своевременные и эффективные меры.

Литература:

  1. Белоцерковская Ю. Г. COVID-19 Респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведение пациентов // Consillium Medicum / — 2020 / — № 3. — С. 12–20.
  2. Оперативные данные ситуации с COVID-19 в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://стопкоронавирус.рф
  3. Статистические сведения о деятельности МВД по Удмуртской Республике за 2020 г.
  4. Статистические сведения о проведенном анализе оперативной обстановки на территории Удмуртской Республики в условиях влияния пандемии COVID-19.
  5. Баранов А. А., Соломатина Е. А., Шукаева Д. Т. Предупреждение преступлений и правонарушений органами внутренних дел в период распространения новой коронавирусной угрозы // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 107–112.
  6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / Учебник для студентов, обучающихся по специальности Юриспруденция, Правоохранительная деятельность, 3-е изд., перераб. и доп. М., Изд-во «Юнити-Дана», 2019.
  7. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней: Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 // Российская газета, № 66, 27.03.2020 г.
  8. О первоначальных мерах по обеспечению устойчивого развития экономики Удмуртской Республики в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19): Распоряжение Главы УР от 28.03.2020 г. № 52-РГ [Электронный ресурс]. URL: https://www.udmurt.ru, 30.03.2020.
  9. Затолокин А. А. Административно-правовые меры как механизм сдерживания распространения новой коронавирусной инфекции // Общество и право. 2020. С. 79–83. 75
  10. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 01.04.2020 № 99- ФЗ // Российская газета, № 72, 03.04.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, мера, период прошлого, общественная безопасность, общественный порядок, Российская Федерация, РФ, Удмуртская Республика, электронный вид, электронный документооборот.


Похожие статьи

Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике

В любых общественных процессах возможность реализации прав зависит от их

Если рассматривать стадии законодательного процесса в Удмуртской Республике, то можно

Анализируя количество принятых законов Удмуртской Республики за период 2016–2020 год...

Анализ объекта преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ

общественная безопасность, общественный порядок, Российская Федерация, общественное спокойствие, УК РФ, хулиганство, отношение, состояние защищенности, преступление... Правонарушения молодежи и причины их совершения.

Понятие и содержание общественной безопасности...

Ключевые слова: общество, безопасность, общественная безопасность, конституция, концепция, российское государство. Учитывая текущую международную обстановку и внутреннее положение нашей страны, вопрос обеспечения общественной безопасности...

О соотношении понятий «общественная безопасность»...

общественный порядок, общественная безопасность, социальный порядок, отношение, норма, Российская Федерация, общество, порядок, административная ответственность, административное правонарушение.

Общественная безопасность как понятие и как стратегический...

Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны

[6] В то же самое время, общественная безопасность подразумевает и особый вид деятельности по её обеспечению, включающий...

Реализация проекта электронного правительства в условиях...

Учитывая обширную территорию Российской Федерации, внедрение электронного правительства в повседневную жизнь органов власти и граждан, — является современной необходимостью. Создание электронного правительства в России напрямую зависит не...

Проблематика осуществления производства по делам об...

Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет

 Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная

При чем, в данном случае имеются в виду должностные лица органов внутренних дел, органов, занятых...

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Система информационного обеспечения территориальных...

В период 2002-2004 годов МВД России в рамках финансовых средств, выделяемых на

Так, 19 октября 2004 г на официальном сайте МВД России была открыта электронная общественная приемная.

В структуру Информационного центра МВД по Удмуртской Республике входят три отдела

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов Российской...

Похожие статьи

Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике

В любых общественных процессах возможность реализации прав зависит от их

Если рассматривать стадии законодательного процесса в Удмуртской Республике, то можно

Анализируя количество принятых законов Удмуртской Республики за период 2016–2020 год...

Анализ объекта преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ

общественная безопасность, общественный порядок, Российская Федерация, общественное спокойствие, УК РФ, хулиганство, отношение, состояние защищенности, преступление... Правонарушения молодежи и причины их совершения.

Понятие и содержание общественной безопасности...

Ключевые слова: общество, безопасность, общественная безопасность, конституция, концепция, российское государство. Учитывая текущую международную обстановку и внутреннее положение нашей страны, вопрос обеспечения общественной безопасности...

О соотношении понятий «общественная безопасность»...

общественный порядок, общественная безопасность, социальный порядок, отношение, норма, Российская Федерация, общество, порядок, административная ответственность, административное правонарушение.

Общественная безопасность как понятие и как стратегический...

Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны

[6] В то же самое время, общественная безопасность подразумевает и особый вид деятельности по её обеспечению, включающий...

Реализация проекта электронного правительства в условиях...

Учитывая обширную территорию Российской Федерации, внедрение электронного правительства в повседневную жизнь органов власти и граждан, — является современной необходимостью. Создание электронного правительства в России напрямую зависит не...

Проблематика осуществления производства по делам об...

Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет

 Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная

При чем, в данном случае имеются в виду должностные лица органов внутренних дел, органов, занятых...

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Система информационного обеспечения территориальных...

В период 2002-2004 годов МВД России в рамках финансовых средств, выделяемых на

Так, 19 октября 2004 г на официальном сайте МВД России была открыта электронная общественная приемная.

В структуру Информационного центра МВД по Удмуртской Республике входят три отдела

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов Российской...

Задать вопрос