Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Янин, К. Д. Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета) / К. Д. Янин, И. В. Шевчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87302/ (дата обращения: 27.04.2024).



Исследование посвящено проблемам зонирования и навигации в рамках социального аспекта. Предложены пути их решения на основе российского и зарубежного опыта. Рассмотрена причинно-следственная связь качественной маршрутизации и зонирования с привлекательностью пространств университета.

Статья рассчитана на архитекторов и строителей, занимающихся вопросами проектирования вузов, а также педагогов и студентов архитектурно-строительных высших учебных заведений.

Ключевые слова: навигация, функциональное зонирование, высшее образовательное учреждение.

Навигация и зонирование — это логичные многоуровневые информационные системы, необходимые для организации пространства и ориентации в нем. Это приковывает внимание к ним архитекторов и дизайнеров. Особенно остро проблема планирования данных систем стоит при проектировании или реконструкции зданий высших учебных заведений.

В настоящее время в вузах нет грамотно разработанных навигации и зонирования. Университет с множеством корпусов, этажей, переходов, лестниц и коридоров воспринимается как неизведанный лабиринт, который необходимо исследовать за годы обучения. Но это устаревший подход. В высших образовательных учреждениях должны быть ясные и понятные системы навигации и зонирования, учитывающие социальное взаимодействие и интеграцию студентов из различных социальных слоев, культур и государств. Вот почему актуальны исследования в этой области.

Цель исследования — анализ проблем зонирования и навигации университета в рамках социального аспекта (на примере ВолгГТУ), разработка рекомендаций для их решения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— сбор и систематизация материала по данной теме;

— проведение анкетирования;

— определение основных проблем зонирования и навигации в вузе;

— изучение отечественного и зарубежного опыта;

— создание эскизного проекта реконструкции ВолгГТУ.

При написании данной работы изучались научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные социальным проблемам организации образовательного пространства. Работа основана на публикациях Лоскутовой И. М. [1], Кутеповой Л. И. [2], Кузнецовой А. А. [3], Постовой Е. Н. [4] и Зеера Э. Ф. [5].

Помимо теоретических методов исследования использовались и эмпирические, такие как анкетирование и статистическая обработка данных.

Анкетирование было проведено с 12 октября по 21 ноября 2021 года. В социологическом опросе участвовало 103 респондента, среди которых — студенты, преподаватели, сотрудники и абитуриенты Волгоградского Государственного Технического Университета (ВолгГТУ).

В исследовании удалось установить, что 85,4 % опрошенных считают, что общее планировочное решение и удобство навигации влияют на восприятие образовательного учреждения. Однако 64 % опрошенных оценили их неудовлетворительно (рис. 1) — 50,5 % трудно ориентироваться в здании института, а 57,3 % не устраивает текущее состояние и организация коридорной системы переходов между учебными кабинетами и помещениями.

Основными недостатками зонирования и навигации назвали — недостаточность элементов навигации (50,5 %), переходы через улицу или цокольный этаж (39,8 %), состояние отделки (36,9 %), а так же расположение и количество мест рекреации и зон отдыха (43,7 %). Кроме того 68 % не устраивает расположение здравпункта на территории вуза, его, по мнению респондентов стоит перенести ближе к главному холлу (39,8 %).

Ответы респондентов Ответы респондентов

Рис. 1. Ответы респондентов

Решение данных вопросов авторам видится в обращении к современным мировым тенденциям архитектуры и дизайна высших образовательных учреждений.

В первую очередь прослеживается тенденция цветовой кодировки пространства. Основной цвет стен должен быть белым или приближенных к нему оттенков, а яркие акцентные цвета используются как навигационные якоря [6], что помогает воспринимать пространство на интуитивном уровне. Цветом можно подчеркнуть двери, коридоры, лестничные пролеты. Логика для цветовых акцентов может быть поэтажная и по функциональным зонам (рис. 2).

Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом

Рис. 2. Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом

Так же активно используется крупный легкочитаемый текст, смысл которого должен дублироваться пиктограммами. Особенно это важно, если в вузе обучаются иностранные студенты. Иностранцы на начальном этапе погружения в языковую среду с трудом воспринимают текст и для них нужна поддержка узнаваемыми простыми знаками (рис. 3).

Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун а. Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун б.

Рис. 3. Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун

Еще одна современная тенденция — задействование мобильных приложений, интерактивных мониторов, информационных экранов и так далее для дополнительной навигации. Они не могут использоваться в качестве основной навигации, так как нестабильны. Их работа зависит от многих факторов: наличие у всех студентов смартфонов, стабильный интернет и свет, своевременное техническое обслуживание и другие (рис. 4).

Использование мониторов в школе «Летово», Москва Использование мониторов в школе «Летово», Москва

Рис. 4. Использование мониторов в школе «Летово», Москва

Остается актуальным применение матовых, долговечных материалов: металл, дерево, бетон, пластик, в минималистичном интерьерном стиле во избежание скорого износа, образования информационного шума и появления бликов, которые затрудняют прочтение информации (рис. 5).

Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва а. Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва б.

Рис. 5. Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва

Одна из основных современных тенденций зонирования — трансформируемые зоны. Это позволяет свободно изменять холлы и рекреации под различные виды деятельности образовательного учреждения. Например, использовать зону отдыха как выставочный зал или холл как учебное помещение (рис. 6а, 6б).

В последнее время широко используется поэтажная навигация — общие планы этажей и активное обозначение текущего этажа с основными ориентирами. Это показывает общую логику пространства, помогает представить всю структуру здания, а так же сориентироваться — где ты находишься (рис. 6в).

https://sun9-77.userapi.com/impg/v3xpWmQHHlDymPQymTuLrVX-1WIpcwBOLimLXQ/xTGJwaNeIRQ.jpg?size=1200x675&quality=96&sign=77412b9f3f8fbe285ccd8cc622de4d41&type=album а. https://sun9-69.userapi.com/impg/u07jdyUwkguqovAtUMIIbnoADWGtg2kScFtt_w/e1m4MQgbQqg.jpg?size=1083x722&quality=96&sign=9209bef61f0d2b23b6aacd109570b75c&type=album б.

Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва в.

Рис. 7. Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, а так же мнение респондентов, были разработаны рекомендации для проектирования маршрутизации и зонирования вуза.

  1. Необходимо переосмыслить общее функциональное зонирование с точки зрения актуальной необходимости — перенос здравпункта, перепланировка коридоров, организация входной группы университета.
  2. Создать единую систему указателей с крупным текстом и поддержкой его иконками-пиктограммами с простыми обозначениями.
  3. К зонам отдыха, коридорам и холлам применить минималистичный интерьерный стиль в теплой цветовой палитре с преобладанием органических, природных материалов.
  4. В коридорах и холлах использовать белый нейтральный свет — он является наиболее комфортным для глаз, а в зонах отдыха — белый теплый свет, так как он способствуют расслаблению и отдыху [7–8].
  5. Отдавать предпочтение мебели особого типа — модульной, легкой и удобно складируемой.

На основании проведенных теоретических и натурных исследований, а также разработанных рекомендаций студентами 4 курса ИАиС ВолгГТУ специальности «Архитектура» был создан эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ.

В оформлении коридоров и зон отдыха используются настенные панели, задекорированные под дерево светлых, теплых тонов. Для покрытия полов предлагается применить коммерческий линолеум универсального серого цвета. Навесной потолок, который сейчас существует, рекомендуется расшить и использовать простой окрашенный белый потолок с квадратными осветительными приборами (рис 7а, 7б).

В холлах вместо мелких разрозненных указателей, создающих информационный шум, спроектированы графические знаки в едином дизайнерском стиле, которые гармонично дополняют интерьер (рис 7в, 7г).

Увеличена ширина тамбура за счет холла, активно используется остекление. Предложенное фасадное решение выбрано наибольшим числом респондентов (рис 7д, 7е).

Здравпункт для удобства перенесен из общежития № 1 в главный учебный корпус ВолгГТУ ближе к главному холлу около санузла (рис 7ж, 7з).

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Стилистическое решение коридора до.jpg а. F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Стилистическое решение коридора после.jpg б.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Использование крупной навигации в холле до.jpg в. F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Использование крупной навигации в холле после.jpg г.

https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/images.hipdir/524475/67c3s8gj8tdgmj9nyqjktngsat7dcdgm.jpg д.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Пример организации входной группы, выбранной наибольшим числом респондентов (2).jpg е.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Перенос здравпункта до.jpg ж.

Эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ. Стилистическое решение коридора: а. До; б. После. Навигационная система: в. До; г. После. Организация входной группы: д. До; е. После. Перенос здравпункта: ж. До; з. После з.

Рис. 7. Эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ. Стилистическое решение коридора: а. До; б. После. Навигационная система: в. До; г. После. Организация входной группы: д. До; е. После. Перенос здравпункта: ж. До; з. После

Материалы данной статьи могут быть использованы при проектировании и реконструкции высших образовательных учреждений в целом и ВолгГТУ в частности.

Литература:

  1. Лоскутова И. М. Социальные проблемы современного российского образовательного пространства // Власть. 2013. № 4.
  2. Кутепова Л. И., Ваганова О. И., Максимова К. А. Организация социокультурной среды образовательного учреждения // КНЖ. 2019. № 3 (28).
  3. Кузнецова А. А., Жданова И. В., Малышева Е. В. Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 2 (59).
  4. Постова Е. Н. Проблемы зонирования в дизайне среды образовательных учреждений на примере опыта скандинавских стран / Е. Н. Постова // Шаг в науку. — 2021. — № 2. — С. 80–84.
  5. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3.
  6. ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
  7. Мешков В. В. Основы светотехники: Учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. Ч. 1. — 2-е изд., перераб. — Энергия. — 1979. — 368 c.
  8. Иванова Н. С. Краткий светотехнический справочник [Текст] / Н. С. Иванова, Ю. Б. Айзенберг; Под ред. проф. В. В. Мешкова. — Москва; Ленинград: Госэнергоиздат, 1959. — 80 с.: черт.; 17 см.
Основные термины (генерируются автоматически): зона отдыха, Москва, зарубежный опыт, навигация, главный холл, интерьерный стиль, информационный шум, крупный текст, образовательное учреждение, поэтажная навигация.


Похожие статьи

Значение парковых зон для жителей городской среды

Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда.

Библиографическое описание: Нагибина, И. Ю. Значение парковых зон для жителей городской среды / И. Ю. Нагибина, Е. Ю. Журова.

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых...

Комфортная городская среда глазами студентов

Зоны тихого отдыха выделяются, в основном, в крупных парках. Они предназначены для прогулок, там же могут быть расположены детские площадки. При проектировании спортивных парков используются различные приемы ландшафтной архитектуры.

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

Библиографическое описание: Гузь, А. К. Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н

Определив круг проблем, мы занялись поиском таких средств работы с художественным текстом, которые делают его объемным

Разработка маршрута экскурсии, составление текста.

Комфортная городская среда: дворовые пространства

Ключевые слова: дворовая территория, тихий отдых, площадка, активный отдых, дворовое пространство, живая изгородь, комфортная среда. В статье проанализированы проблемы благоустройства дворовых пространств России опираясь на опыт реализации программы...

Дизайнерские решения как элемент повышения... | Молодой ученый

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты дизайна и проанализированы дизайнерские концепции в российских городах. На сегодняшний день многие отельеры прибегают к услугам различных дизанейров для того, чтобы сформировать необычную...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

В образовательных учреждениях фирменный стиль помогает учебному заведению лучше продвигать свои основные услуги — образовательные, поэтому является одним из основных средств борьбы за потребителя. Без выразительного образа вряд ли возможно отличаться от...

Потеря идентичности в архитектуре как глобальная проблема...

Цель данной статьи — рассмотреть вопрос архитектурной глобализации, причины возникновения «интернационального стиля». Представить в целом многоплановость проблем и вопросов, связанных с урбанизацией, идентичностью и потерей уникальной атмосферы архитектурного...

Методы формирования общественных пространств: анализ...

Акцент сделан на изучение зарубежных проектов-аналогов, показывающих процесс формирования общественных пространств. Примером одной из форм реабилитационного процесса выступает обновление промышленных территорий на реке Охта.

Похожие статьи

Значение парковых зон для жителей городской среды

Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда.

Библиографическое описание: Нагибина, И. Ю. Значение парковых зон для жителей городской среды / И. Ю. Нагибина, Е. Ю. Журова.

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых...

Комфортная городская среда глазами студентов

Зоны тихого отдыха выделяются, в основном, в крупных парках. Они предназначены для прогулок, там же могут быть расположены детские площадки. При проектировании спортивных парков используются различные приемы ландшафтной архитектуры.

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

Библиографическое описание: Гузь, А. К. Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н

Определив круг проблем, мы занялись поиском таких средств работы с художественным текстом, которые делают его объемным

Разработка маршрута экскурсии, составление текста.

Комфортная городская среда: дворовые пространства

Ключевые слова: дворовая территория, тихий отдых, площадка, активный отдых, дворовое пространство, живая изгородь, комфортная среда. В статье проанализированы проблемы благоустройства дворовых пространств России опираясь на опыт реализации программы...

Дизайнерские решения как элемент повышения... | Молодой ученый

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты дизайна и проанализированы дизайнерские концепции в российских городах. На сегодняшний день многие отельеры прибегают к услугам различных дизанейров для того, чтобы сформировать необычную...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

В образовательных учреждениях фирменный стиль помогает учебному заведению лучше продвигать свои основные услуги — образовательные, поэтому является одним из основных средств борьбы за потребителя. Без выразительного образа вряд ли возможно отличаться от...

Потеря идентичности в архитектуре как глобальная проблема...

Цель данной статьи — рассмотреть вопрос архитектурной глобализации, причины возникновения «интернационального стиля». Представить в целом многоплановость проблем и вопросов, связанных с урбанизацией, идентичностью и потерей уникальной атмосферы архитектурного...

Методы формирования общественных пространств: анализ...

Акцент сделан на изучение зарубежных проектов-аналогов, показывающих процесс формирования общественных пространств. Примером одной из форм реабилитационного процесса выступает обновление промышленных территорий на реке Охта.

Задать вопрос