Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 1989 раз

Библиографическое описание:

Цветкова, М. А. Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» / М. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87127/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрено русское национальное отношение к дому, связь дома с хозяином. Подчеркнуты основные черты в изображении образа дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проанализированы основные особенности творческого метода писателя. Проведен сопоставительный анализ образов двух домов в романе.

Ключевые слова: Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Приваловские миллионы», образ, дом, традиция.

Для каждого человека дом — это что-то сокровенно важное, бесценное, необходимое. Родной дом занимает определяющее место в душе, жизни; дом — это первоисточник, пристанище, родина. Большое значение дома в человеческой жизни подчеркивается еще в русском народном сознании, находя выражение в многочисленных пословицах и поговорках: «Без хозяина дом сирота», «Дома стены помогают», «Дома и солома едома».

Дом — это один из наиболее значимых образов мировой литературы. К данному образу в своем творчестве обращались представители всех поколений и народов мира художников слова. Г. Башляр в работе «Поэтика пространства», называя образ дома «счастливым пространством», подчеркивает, что именно дом — «всецело нам принадлежащее пространство, защищенное от враждебных сил, пространство, нами любимое. Этим пространствам [домам] воздается хвала»; «дом — это наш уголок мира. Как часто говорят — это наш первомир» [1].

В русской национальной традиции дом является неотъемлемой частью человека, он напрямую связан с хозяином — то, в каком состоянии (порядка или беспорядка, шика или уюта, богатства или бедности) хозяин содержит свой дом, позволяет сделать определенные выводы о его владельце, как о человеке. Как отмечают В. В. Иванов и В. Н. Топоров в книге «Славянские языковые моделирующие семиотические системы», «дом — это один из архетипов славянской культуры являющийся отражением представления человека о пространстве и его членении на «свое» и «чужое», «близкое и далекое» [2].

Писатели обращаются к изображению дома, помещения, в котором живет или жил герой («коморка» Раскольникова, «ночлежка» героев пьесы М. Горького «На дне»), чаще, чем к каким-либо другим, потому что в традиционной народной мысли именно родное пристанище, родовое гнездо или место пребывания может наиболее полно объяснить характерологические и поведенческие особенности человека (персонажа). Ю. В. Тимофеева в этой связи верно подмечает следующее: «Дом в народном представлении всегда связан с хозяином, со своим создателем, в литературе авторы традиционно описывают дом героя, чтобы читатель мог лучше понять его душу» [3].

Д. Н. Мамин-Сибиряк — знаменитый уральский писатель конца XIX столетия, один из последних представителей «золотого века» русской литературы. Ключевой особенностью творчества писателя является его особый подход к изображаемому в качестве знатока человеческих душ, тонко чувствующего и предчувствующего общественные волнения, порывы. Е. В. Никольский отмечает, что «в годы первых литературных опытов будущий писатель понимал, как важно для художественного творчества знание жизни» [4]. Первый роман Д. Н. Мамина-Сибиряка — «Приваловские миллионы» — создавался на протяжении десяти лет, из чего следует, что писатель щепетильно подходил к его написанию, детально разрабатывал каждый образ (образ-личность, образ-символ), вложил в первую серьезную работу свои уникальные творческие измышления на различные темы.

В романе «Приваловские миллионы» образ дома играет одну из главных ролей — дом всегда является частью характеристики героя, даваемой ему автором. Помимо речевых, портретных и других видов характеристик, обилующих в произведениях писателя, Мамин-Сибиряк с особенным тщанием описывает родовые имения, дворцы, избы, коморки, лачуги, в которые «поселяет» своих героев. Как замечает Л. С. Соболева, «во многих произведениях писателя состояние дома воплощает состояние душ людей, живущих в нем. В зависимости от конфликтологии текста дом может обладать как положительной энергетикой, дающей человеку силы, оберегающей его от напастей, так и враждебностью к персонажу, губительному отталкиванию, вносящему дисгармонию в душу героя» [5].

Главный герой романа «Приваловские миллионы», Сергей Александрыч Привалов — молодой человек, приехавший в родной город Узел с целью бороться за свое законное наследство, на получение которого претендуют и опекуны: Игнатий Ляховский и Александр Половодов. По мере развития сюжета Привалов посещает несколько домов: это и уютный, теплый дом Бахаревых, и тесная, неуютная квартирка Заплатиных, и полуразрушенное, разваливающееся родовое гнездо Приваловых, и консервативные, идеальные пространства в домах Веревкиных, Половодовых.

Особое значение в жизни Привалова имеет дом Василия Назарыча Бахарева, в семье которого он провел свои юные годы: глава семейства Бахаревых с женой заменили Сергею рано умершую мать и убитого отца, а дети их стали для Привалова братьями и сестрами.

Сергей, приехав в Узел, посещает Бахаревых. По справедливому замечанию Х. Керлота, «фасад здания означает внешний облик человека: его личность или его маску». [6]. Так, мастерски рисуемый Маминым-Сибиряком, дом Бахаревых представляет собой идеальный мир, уютный, теплый, чистый и честный: «Бахаревский дом стоял в конце Нагорной улицы. Он был в один этаж и выходил на улицу пятнадцатью окнами. Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (как это ни странно, но у каждого дома есть своя физиономия). Под этой широкой зеленой крышей, за этими низкими стенами, выкрашенными в дикий серый цвет, совершалось такое мирное течение человеческого существования! Небольшие светлые окна, заставленные цветами и низенькими шелковыми ширмочками, смотрели на улицу с самой добродушной улыбкой, как умеют смотреть хорошо сохранившиеся старики. Прохожие, торопливо сновавшие по тротуарам Нагорной улицы, с завистью заглядывали в окна бахаревского дома, где все дышало полным довольством и тихим семейным счастьем. Вероятно, очень многим из этих прохожих приходила в голову мысль о том, что хоть бы месяц, неделю, даже один день пожить в этом славном старом доме и отдохнуть душой и телом от житейских дрязг и треволнений» [7].

Любопытно, что дом Бахаревых был разделен на две половины: отцовскую и материнскую. На половине отца разрешалось говорить о либеральном, прогрессивном, думать иначе; на половине матери высоко чтились русские народные традиции, консерватизм. Привалову, как человеку тоскующему по малой родине, разумеется, ближе половина Марьи Степановны: «Сейчас за столовой началась половина Марьи Степановны, и Привалов сразу почувствовал себя как дома. Все было ему здесь знакомо до мельчайшей подробности и точно освящено детскими воспоминаниями. Полинявшие дорогие ковры на полу, резная старинная мебель красного дерева, бронзовые люстры и канделябры, малахитовые вазы и мраморные столики по углам, старинные столовые часы из матового серебра, плохие картины в дорогих рамах, цветы на окнах и лампадки перед образами старинного письма — все это уносило его во времена детства, когда он был своим человеком в этих уютных низеньких комнатах. Даже самый воздух остался здесь все тем же — теплым и душистым, насквозь пропитанным ароматом домовитой старины» [7].

Важным для понимания образа дома в романе фрагментом становится описание моленной Марьи Степановны: «На половине Марьи Степановны была устроена моленная. Это была длинная комната совсем без окон; человек, незнакомый с расположением моленной, мог десять раз обойти весь дом и не найти ее. Ход в моленную был проведен из темного чуланчика, который был устроен рядом со спальней Марьи Степановны; задняя стенка этого чулана составляла дверь в моленную и для окончательной иллюзии была завешана какими-то старыми шубами» [7]. В этой связи Е. А. Потураева в статье «Образ дома в отражении русской языковой метафоры» обращает внимание на то, что «кладовая и тайник — это части в доме, которые не бросаются в глаза, но которые всегда присутствуют, человек в них хранит что-то нужное и укрывает некоторые вещи от постороннего взгляда».

Совершенно по-иному Мамин-Сибиряк изображает дом Приваловых, прямо противоположные чувства у самого Привалова вызывает его собственный дом — родовое гнездо Приваловых, связанное с его семьей: «Приваловский дом стоял на противоположном конце той же Нагорной улицы, на которой был и дом Бахарева. Он занимал собой вершину горы и представлялся издали чем-то вроде старинного кремля. Дом представлял из себя великолепную развалину: карнизы обвалились, крыша проржавела и отстала во многих местах от стропил целыми полосами; массивные колонны давно облупились, и сквозь отставшую штукатурку выглядывали обсыпавшиеся кирпичи; половина дома стояла незанятой и печально смотрела своими почерневшими окнами без рам и стекол. Привалова сердце сжалось при виде этой развалины: ему опять страшно захотелось вернуться обратно в свои три комнатки, чтобы не видеть этой картины разрушения». [7]. Л. С. Соболева в статье «Репрезентация родового мира в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка» справедливо отмечает: «В родной дом возвращается Сергей Привалов, но дворец Приваловых так и остается разоренным гнездом, где хозяйничают стервятники, где Сергей чувствует себя «посторонним человеком». Второй дом для него — усадьба Бахаревых, и именно там Привалов после возвращения ощущает прежнее тепло родного очага» [5].

Образ дома в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка имеет важное значение: именно посредством изображения родового гнезда, пристанища раскрываются особенности мироощущения главных и второстепенных героев. В романе «Приваловские миллионы» самыми главными домами для Сергея Привалова являются бахаревский и приваловский, причем каждый из них вызывает в его душе полярные друг другу чувства, что позволяет рассмотреть характер героя с разных сторон, понять его устройство души. Д. Н. Мамин-Сибиряк, рисуя дома жителей Узла, подтверждает народную мысль о том, что дом прежде всего связан с его хозяевами, что «не место красит человека, а человек место».

Литература:

  1. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр. — Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 376 c.
  2. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период) / В. И. Вяч, В. Н. Топоров. — 370 с. — Москва: «Наука», 1965. — 251 c.
  3. Тимофеева, Ю. В. Образ дома в произведениях Е. Н. Носова / Ю. В. Тимофеева // Ученые записки Орловского государственного университета.. — 2020. — № 2 (87). — С. 114–118.
  4. Никольский, Е. В. Роман-семейная хроника и проблема жанрового своеобразия романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» / Е. В. Никольский. // ART LOGOS. — 2018. — № 3. — С. 57–79.
  5. Соболева, Л. С. Репрезентация родового мира в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка / Л. С. Соболева. // Известия Уральского федерального университета. — 2012. — № 4 (108). — С. 137–148.
  6. Керлот, Х. Э. Словарь символов / Х. Э. Керлот. — Москва:, 1994.
  7. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Приваловские миллионы / Д. Н. Мамин-Сибиряк. — Москва: Вече, 2019. — 384 c.
Основные термины (генерируются автоматически): дом, образ дома, Нагорная улица, дом Бахаревых, душ, миллион, один, произведение писателя, родной дом, родовое гнездо.


Похожие статьи

Топонимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Большая улица в романе является центральной, а как следствие самой протяженной и масштабной.

Помимо этого, в романе используются внутригородские топонимы, которые образованы от имен собственных, например улица Михайловская : «Как только он прошел...

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Мотив смерти — один из наиболее известных мотивов в литературе.

Еще один образ, который остается неразгаданным — это образ «Машеньки»

Если говорить о роли представленных в стихотворении образов, то можно сказать, что мы видим перемену живого и...

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых образов и, несомненно, ассоциируется с Родиной, родной землей. Множество стихов о доме и о родной земле есть и у С. Есенина, и у А. Ахматовой, и у других знаменитых на весь мир русских поэтов.

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Дача — загородный дом для летнего отдыха, в ней не живут постоянно, и рассчитана она только на теплое время. Ничего настоящего и основательного Лопахин строить не собирается, это как с маком. В этих временных, не всегда даже принадлежащих проживающим жилищах «наши внуки...

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Образ усадьбы-хижины появлялся в это же время в произведениях В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, словно описывающих один и тот же дом. Несомненно, на формирование образа усадьбы в творчестве Пушкина оказало влияние сельцо Захарово, традиционный уклад...

Топос дома в поэзии Олега Чухонцева | Статья в сборнике...

Образ утраченного Дома – сквозной образ в поэзии Чухонцева конца 1960-х – 1970-х годов.

Образ Дома-корабля передает ощущение постоянного движения во времени и актуализирует широкий пласт мифопоэтических и литературных традиций.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

Души людей испещрены уродливыми шрамами рабства и всецелой зависимости от имущественного состояния.

Одной из значимых реалий жизни является мельница.

Одной из главных особенностей рассматриваемого концепта можно считать его тесную взаимосвязь с...

Воспоминание как основа создания мира детства...

 Образ детства в творчестве писателя в значительной степени является образ-памятью. Аспект воспоминаний доминирует в художественном мире творческой личности писателя. Центральное положение памяти в его образе детства связано с концентрацией...

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Тщательно описанный Буниным быт и повседневное существование крестьян и детально показанные образы людей свидетельствует о главном замысле повести [9, с. 174]. Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской...

Похожие статьи

Топонимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Большая улица в романе является центральной, а как следствие самой протяженной и масштабной.

Помимо этого, в романе используются внутригородские топонимы, которые образованы от имен собственных, например улица Михайловская : «Как только он прошел...

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Мотив смерти — один из наиболее известных мотивов в литературе.

Еще один образ, который остается неразгаданным — это образ «Машеньки»

Если говорить о роли представленных в стихотворении образов, то можно сказать, что мы видим перемену живого и...

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых образов и, несомненно, ассоциируется с Родиной, родной землей. Множество стихов о доме и о родной земле есть и у С. Есенина, и у А. Ахматовой, и у других знаменитых на весь мир русских поэтов.

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Дача — загородный дом для летнего отдыха, в ней не живут постоянно, и рассчитана она только на теплое время. Ничего настоящего и основательного Лопахин строить не собирается, это как с маком. В этих временных, не всегда даже принадлежащих проживающим жилищах «наши внуки...

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Образ усадьбы-хижины появлялся в это же время в произведениях В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, словно описывающих один и тот же дом. Несомненно, на формирование образа усадьбы в творчестве Пушкина оказало влияние сельцо Захарово, традиционный уклад...

Топос дома в поэзии Олега Чухонцева | Статья в сборнике...

Образ утраченного Дома – сквозной образ в поэзии Чухонцева конца 1960-х – 1970-х годов.

Образ Дома-корабля передает ощущение постоянного движения во времени и актуализирует широкий пласт мифопоэтических и литературных традиций.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

Души людей испещрены уродливыми шрамами рабства и всецелой зависимости от имущественного состояния.

Одной из значимых реалий жизни является мельница.

Одной из главных особенностей рассматриваемого концепта можно считать его тесную взаимосвязь с...

Воспоминание как основа создания мира детства...

 Образ детства в творчестве писателя в значительной степени является образ-памятью. Аспект воспоминаний доминирует в художественном мире творческой личности писателя. Центральное положение памяти в его образе детства связано с концентрацией...

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Тщательно описанный Буниным быт и повседневное существование крестьян и детально показанные образы людей свидетельствует о главном замысле повести [9, с. 174]. Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской...

Задать вопрос