Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 1222 раза

Библиографическое описание:

Маланичева, М. И. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации / М. И. Маланичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86858/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статья рассматривается значение субъектов малого и среднего предпринимательства для экономического и социального развития государства.

Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, пандемия, меры государственной поддержки, экономика.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России стоит на повестке дня в течение последнего десятилетия и находит свое отражение в ряде стратегических документов, среди которых, например, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Вместе с тем, пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), обострила существующие противоречия в данной сфере государственного управления и осложнила текущую деятельность всех субъектов экономики, но наиболее уязвимыми оказались в данной ситуации субъекты малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, перед государством встала задача организации особой поддержки данных субъектов в кризисных условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, а также пересмотра всей существующей системы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на стратегическом уровне, потому что в кризисной ситуации уровень достижения положительных результатов зависит от того, насколько последовательными и четкими будут предпринятые меры.

Развитие любого предпринимательства происходит во взаимосвязи с внешней средой, где через обратную связь стабилизируются внутренние процессы всей системы. Факторы, влияющие на это, включают в себя экономический аспект, социальный аспект и саму политику поддержки предпринимательства на данной территории [1].

Перед малым и средним предпринимательством ставятся определенные задачи, которые оно призвано решать и исходя из которых сами субъекты предпринимательства выстраивают свою внутреннюю cистему стратегии, целей, задач и других значимых конфигураций деятельности.

С экономической точки зрения малое и среднее предпринимательство призвано создавать конкурентную среду, обеспечивать налоговую базу бюджетов различных уровней, стимулировать рост числа новых предприятий, рост производительности труда, увеличить объем экспорта местной продукции, удовлетворить спрос на внутреннем рынке, произвести диверсификацию экономических направлений предпринимательства. Так, например, в 2019 году, согласно данным, полученным в рамках проекта «СберДанные», примерно четверть рабочих мест в России (25,6 %) пришлось на малый и средний бизнес, а половина из них находится в 10 субъектах Российской Федерации, лидерами среди которых стали Москва (20 %) и Санкт-Петербург (8 %). Отмечается также взаимосвязь: чем выше уровень развития малого и среднего предпринимательства, тем ниже уровень безработицы в таком субъекте Федерации. Наибольшее число рабочих мест, созданных МСП, приходится на «Торговлю» (31,4 %), «Обрабатывающую промышленность» (15 %); «Строительство» (10 %). Причем именно субъекты МСП в сфере операций с недвижимостью обеспечивают более 1/2 числа занятости, далее следуют предприятия профессиональной, научной и технической деятельности. Менее 1 % доли занятости в МСП приходится на такие сферы, как социальное обеспечение, образование и государственное управление [2].

В управленческом аспекте малое и среднее предпринимательство способно стимулировать рост уровня научных исследований, улучшить качество финансового управления, обеспечить рост числа внешних связей между муниципальными образованиями и между субъектами Российской Федерации. И тут важную роль играет государство, которое формирует свою инвестиционную привлекательность. Так, различные предприятия могут создавать высокотехнологичные сервисы и производства, осуществлять разработку инновационных продуктов или услуг, выходя при этом не только на местные рынки, но и на зарубежные. Например, компания Devar, основанная в Туле, создала инновационный проект на стыке издательской и образовательной сфер, позволяющий с помощью AR- технологий (англ. augmented reality, AR — «расширенная реальность») и искусственного интеллекта анализировать возраст ребенка, его знания, страну происхождения, окружающую его среду для подбора AR-персонажа и индивидуальной программы для совместного с ним обучения, получая таким образом персонального интеллектуального помощника для развития ребенка [3]. При этом в Глобальном инновационном рейтинге Всемирной организации интеллектуальной собственности Россия занимает 46-е место из 129 стран [4].

С социальной точки зрения, возможно, решается один из наиболее широких спектров проблем на ряду с экономической сферой, среди которых повышение качества жилищных условий, повышение уровня образования, повышение качества институциональной и социальной инфраструктуры, и повышение, в целом, качества жизни населения, которое дает оценку уровню удовлетворённости человеческих потребностей на материальном, социальном и духовном уровне, а МСП служит одним из индикатором оценки этого уровня.

С экологической точки зрения малое и среднее предпринимательство стимулирует улучшение экологической обстановки через решение проблем муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в экологической сфере.

В стратегическом аспекте малое и среднее предпринимательство осуществляет функции связующего звена крупного бизнеса и потребителей. Малое и среднее предпринимательство — это основа развития экономики муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, т. к. деятельность предпринимательства застрагивает большинство сфер жизнедеятельности населения. Кроме того, у субъектов МСП существуют такие преимущества, как более оперативное взаимодействие, гибкая ценовая политика, возможность большей индивидуализации своих предложений согласно пожеланиям заказчика. Также малые и средние предприятия выступают в качестве подушки безопасности, адаптируясь и внедряя инновации в соответствии с меняющимися обстоятельствами быстрее крупных игроков рынка.

Можно сделать вывод о том, что все эти аспекты при своем многообразии достаточно взаимозависимы и оказывают влияние на общее развитие не только социального и экономического аспектов, но и на остальные, из которых складывается отраслевая специфика субъектов Российской Федерации, их инвестиционный и бизнес-климат, а уже их уровень и качество позволяют дать оценку работе управленческих структур как самих субъектов Российской Федерации, так и, в целом, управленческой работе на федеральном уровне. Кроме этого, существует и взаимная связь между развитием экономики, которое обеспечивает условия для создания большего числа малых и средних предприятий, а они в свою очередь обеспечивают подъем экономики в стране.

В сегодняшних реалиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, которой оказалась подвержена национальная экономика, данная взаимосвязь субъектов МСП и государства, как внешней среды, стала еще более очевидной и показала особую необходимость в поддержки субъектов МСП. Пандемия коронавируса — это самый крупный кризис здравоохранения в истории человечества, который породил крупный экономический кризис, сопровождающийся остановкой производства, падением потребления и доверия. И именно такие ситуации требуют мобилизации ресурсов не только со стороны государства в отношении v субъектов МСП, но и действий со стороны самих предпринимателей. В данной ситуации можно выделить три типа предприятий:

  1. Те, для кого пандемия стала выигрышной ситуацией, так как возрос спрос на предоставляемые ими услуги. Например, гейминг, фармакология, мобильная связь или интернет-провайдеры.
  2. Те, для которых пандемия стала тяжелым периодом. Например, туроператоры и все предприятия из туристической сферы обслуживания.
  3. Те, для кого пандемия оказалась стрессовой ситуацией, но они могут перестроиться. Например, рестораны, конференции, ритейл.

Вместе с тем, кризисная ситуация, образовавшаяся в результате борьбы с коронавирусной инфекцией, послужила индикатором способности вести диалог и действовать сообща не только в связке государства и предпринимателей, но и между самими субъектами предпринимательства.

Так, например, в Калининградской области, предприятия из сферы HoReCa (Аббревиатура от слов Hotel, Restaurant, Catering/ Cafe, обозначающая сегмент сферы услуг и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продаж) объединились и стали предлагать комплексы услуг, которых возможно не появилось бы при обычном функционировании предприятий. Рестораны объединяются с медицинскими центрами, салонами красоты для предоставления пакетных предложений и скидок; в объединении с музеями и различным предприятиями в сфере туризма разрабатываются предложения с открытыми датами. Например, предлагается забронировать отель с дополнительными услугами в качестве бонуса или со скидкой, которые в обычное время были бы платными. Внедряются системы сертификатов на посещение и приобретение ваучеров [5].

Таким образом, под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты, свободно осуществляющие свою деятельность в рамках правового поля, направленную на эффективное использование факторов производства в целях экономического роста, удовлетворения потребительского спроса, извлечения прибыли через внедрение инновационных и новаторских идей. Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства может быть основана как на количественных, так и на качественных показателях, а универсальной модели определения не существует в силу особенностей систем правового регулирования внутри каждой отдельно взятой страны.

Несмотря на это, в рамках взаимодействия любого государства и субъектов МСП прослеживается четкая взаимосвязь и взаимовлияние, которые обостряются в кризисные периоды и тогда еще больше нуждается в регулировании. Кроме того, необходимо помнить о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства — это не просто отдельно функционирующие предприятия, это большое количество участников сложных экономических цепочек, которые имеют свойство к замыканию и, где, поддержав одно предприятие, в выигрышном положении останется еще десять субъектов экономики, в том числе и другие предприятия МСП.

Литература:

  1. Баженов Ю. К. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций / Ю. К. Баженов, В. Р. Веснин. // Российское предпринимательство. — 2015. — № 11. — С. 1558.
  2. Сбербанк проанализировал занятость в малом и среднем бизнесе. // Сбербанк: сайт. — URL: https://clck.ru/NM32x (дата обращения: 06.05.2020).
  3. Как построить глобальный технологический бизнес из Тулы: история участницы рейтинга Forbes «30 до 30». // FORBES: сайт. — URL: https://clck.ru/NM3G6 (дата обращения: 06.05.2020).
  4. Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. // Гуманитарный портал: сайт. URL:https://clck.ru/Fo5QN (дата обращения: 04.05.2020).
  5. Бизнес спасает бизнес: как предприниматели региона «выживают» в пандемию. // РБК: сайт. — URL: https://clck.ru/NM3dF (дата обращения: 01.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, среднее, предпринимательство, предприятие, Россия, субъект, субъект малого, внешняя среда, государственное управление, кризисная ситуация.


Похожие статьи

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

малый бизнес, бизнес, среднее, Россия, малый, банк, Российская Федерация, государственная экономика, последнее время, российское законодательство. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики. В России предприятий малого бизнеса умирает...

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает неустойчивость к финансовым

Параллельно минэкономразвития сейчас разрабатывает стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ, рассчитанную до 2030...

Проблемы правового положения субъектов малого и среднего...

Правовой аспект проблем субъектов малого и среднего предпринимательства исследован в научных работах многих авторов, в настоящей статье будут рассмотрены научные работы Бурова В. Ю., Ершовой И. В., Коноплева С. А., Косова В.В, Шишкиной А. А. Стоит отметить...

Современные проблемы малого предпринимательства в РФ

Согласно сведениям Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике России.

Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

а) субъект управления (органы национального управления в сфере содействия и поддержки...

Государственная политика по развитию малого и среднего...

Субъекты малого и среднего предпринимательство (далее по тексту — МСП) являются важным элементом экономической системы не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. В связи с этим, данному сегменту бизнеса уделяется особое внимание со стороны...

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются зарегистрированные по требованиям законодательства...

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает...

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных

Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г.

Похожие статьи

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

малый бизнес, бизнес, среднее, Россия, малый, банк, Российская Федерация, государственная экономика, последнее время, российское законодательство. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики. В России предприятий малого бизнеса умирает...

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает неустойчивость к финансовым

Параллельно минэкономразвития сейчас разрабатывает стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ, рассчитанную до 2030...

Проблемы правового положения субъектов малого и среднего...

Правовой аспект проблем субъектов малого и среднего предпринимательства исследован в научных работах многих авторов, в настоящей статье будут рассмотрены научные работы Бурова В. Ю., Ершовой И. В., Коноплева С. А., Косова В.В, Шишкиной А. А. Стоит отметить...

Современные проблемы малого предпринимательства в РФ

Согласно сведениям Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике России.

Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

а) субъект управления (органы национального управления в сфере содействия и поддержки...

Государственная политика по развитию малого и среднего...

Субъекты малого и среднего предпринимательство (далее по тексту — МСП) являются важным элементом экономической системы не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. В связи с этим, данному сегменту бизнеса уделяется особое внимание со стороны...

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются зарегистрированные по требованиям законодательства...

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает...

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных

Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г.

Задать вопрос