Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86823/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Ключевые слова: вариативные формы образования, группа кратковременного пребывания, адаптационная модель, адаптация, дети раннего возраста.

В настоящее время вся система образования, в том числе и дошкольного, ориентирована на потребности общества и нацелена на повышение доступности качественного образования.

Увеличение в последние годы численности населения в возрасте от 1 года до 7 лет обусловило рост численности детей в возрасте до 3 лет, которые нуждаются в предоставлении места в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому одним из основных направлений деятельности регионального и муниципальных органов управления в сфере образования, обозначенным в государственной программе Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» [1], является увеличение охвата детей программами дошкольного образования, в том числе путем развития вариативных форм дошкольного образования.

В XXI веке на смену классической форме дошкольного образования — детский сад полного дня — пришли новые вариативные формы. На примере дошкольного образования в нашем городе, мы видим, что проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Во исполнение региональной дорожной карты по обеспечению детей в возрасте до 3 лет программами поддержки раннего развития, утвержденной приказом департамента образования Белгородской области от 04.03.2016 г. № 756, на основании приказа управления образования администрации г. Белгорода от 09.01.2018 г. № 02 «Об организации вариативных форм дошкольного образования в МДОУ» с 01 сентября 2019 года в МБДОУ д/с № 75 г. Белгорода функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с трех часовым пребыванием.

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования [2].

Проанализировав ресурсные условия детского сада (наличие необходимых помещений, соответствие развивающей предметно-пространственной среды, занятость педагогических работников и технического персонала в течение рабочего дня и др.), образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников, нами была выбрана адаптационная модель группы кратковременного пребывания.

Период адаптации к новым условия — крайне важный период в развитии и социализации ребенка. Родители должны помочь ребенку пережить этот период. Но зачастую отсутствие у родителей компетентных знаний и времени затрудняет процесс адаптации ребенка к детскому саду. Таким детям и их родителям необходима квалифицированная помощь и сопровождение, а также практика общения малышей со своими сверстниками для ранней социализации.

Адаптационная группа кратковременного пребывания организована с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к детскому саду, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе. По результатам ежегодного мониторинга социально-психологической адаптации воспитанников ДОО к новым условиям обучения и воспитания 100 % детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания, имеют высокий уровень адаптации.

Адаптационная группа кратковременного пребывания функционирует в отдельном специально оборудованном помещении детского сада, в котором создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПин. Кроме того, для детей, посещающих группу кратковременного пребывания, в рамках регионального проекта «Дети в приоритете», муниципального проекта «Создание рекреационных образовательных зон» с целью расширения образовательного пространства детского сада создана образовательная зона «Развивающий коридор», представляющая собой функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности, обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития. «Развивающий коридор» оборудован различными бизибордами, зоной для творчества и чтения, познавательными дидактическими панелями.

Содержание образовательного процесса в адаптационной группе кратковременного пребывания определяется основной образовательной программой дошкольного образования.

Образовательный процесс в адаптационной группе кратковременного пребывания включает в себя гибкий режим пребывания, различные педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное личностно-ориентированное развитие ребенка и регламентируется календарным планом, расписанием образовательной деятельности, режимом дня.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников адаптационной группы кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество»/«Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления»/«Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа»/«Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего возраста целостную картину мира.

Нерегламентированная деятельность воспитанников включает их самостоятельную деятельность в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Одним из направлений деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания является организация совместной с родителями деятельности.

Для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания, организованы такие формы взаимодействия как «Родительский клуб» и «Родительский час», в рамках которых родители совместно с педагогами детского сада обсуждают актуальные вопросы развития детей раннего возраста как в очном, так и в дистанционном (офлайн и онлайн) формате общения. С целью методической и информационной поддержки родителей и педагогов создана педагогическая лаборатория для детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных форм и методов работы».

Таким образом, организация в детском саду адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста отвечает современным социальным запросам родителей и обеспечивает гибкую систему доступности дошкольного образования.

Литература:

1. Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области». Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области URL: http://www.belregion.ru. 09.01.2014. «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области». № 42 (том III). 13.01.2014.

2. Письмо Минобразования РФ от 31 июля 2002 г. № 271/23–16 «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/1590593/.

Основные термины (генерируются автоматически): кратковременное пребывание, адаптационная группа, детский сад, ранний возраст, дошкольное образование, ребенок, Белгородская область, Изобразительное искусство, образовательный процесс, развивающая предметно-пространственная среда.


Ключевые слова

адаптация, дети раннего возраста, группа кратковременного пребывания, вариативные формы образования, адаптационная модель

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Кузнецова, Г. Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, ранний возраст, родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, группа, детское учреждение, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на

Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в...

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, группа условий, ранний возраст. Ключевые слова. педагогические условия адаптации, группы кратковременного пребывания.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы...

Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении. Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, дошкольное образование, ранний возраст, дошкольное образовательное учреждение, развитие, школьное обучение, дошкольное учреждение, игровая деятельность.

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных...

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное образование, кратковременное пребывание, ребенок, этап...

Место воспитателя в организации развивающей...

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для...

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены общей...

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Кузнецова, Г. Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, ранний возраст, родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, группа, детское учреждение, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на

Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в...

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, группа условий, ранний возраст. Ключевые слова. педагогические условия адаптации, группы кратковременного пребывания.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы...

Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении. Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, дошкольное образование, ранний возраст, дошкольное образовательное учреждение, развитие, школьное обучение, дошкольное учреждение, игровая деятельность.

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных...

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное образование, кратковременное пребывание, ребенок, этап...

Место воспитателя в организации развивающей...

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для...

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены общей...

Задать вопрос