Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Елецкая, Н. М. Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86799/ (дата обращения: 04.05.2024).



…Опасная и роковая вещь —– лишить ребенка исторической памяти… Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

Серафим Роуз

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель — воспитать ребенка духовно богатым, добродетельным, мыслящим, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро и совершенствование мира и людей, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным, с чувством собственного достоинства как представителя своего народа, с его стремлением к любви и терпимости, умению творчески подходить к решению проблем.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в этом возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Именно с дошкольного возраста необходимо развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. «Уважение к прошлому — вот что отличает дикость от воспитанности», — эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

Цель парциальной программы — духовно-нравственное становление дошкольника, направленное на дальнейшее совершенствование личности посредством приобщения к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение истории, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом.

Воспитание на основе православных традиций осуществляется на конкретных исторических примерах и событиях, народных обычаях и правилах, по которым веками жила великая Россия. Детям предоставлена возможность постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, сопоставлять поступки людей, изучать культуру своего народа, знакомиться с историей своей Родины, города, его святыми подвигами защитников Отечества.

Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение. В потешках, поговорках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи и пояснения взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства, особого рода среда, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Особенностью работы по формированию духовно — нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

Чтобы воспитанники хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан в нашем дошкольном учреждении мини-музей. Благодаря воспитателям и родителям воспитанников собираются предметы старинного русского быта, некоторым из них более века, воссоздается обстановка русской избы — «Горница». В мини-музее создали имитацию русской печи (расписали часть стены, которая точно повторяет форму печи). Кажется, что потрескивают в печи березовые поленья и пахнет топленым молоком и кашей. А на лежанке на лоскутном одеяльце сидит кот и рассказывает сказки. Возле печки поставили ухват и деревянную лавку, укрыли ее самотканным полотном. На лавку поставили кувшин, горшки, миски, ложки, а под лавкой расположились два поросенка. В дальнем углу стоит гусь, вытянув свою шею, а в сенцах уединились утка с утятами. В сенцах на полки поставили корзины с фруктами и овощами (муляжи), лукошко с гробами, поднос с домашней колбасой, миска с пасхальными яйцами. Посреди горницы стоит стол, на котором изображена хохломская роспись. На столе величаво стоит самовар, украшенный бусами из сушек и баранок, расположилась старинная посуда. На окно повесили льняные занавески. Главный угол избы увенчан иконой. Стены в избе украсили рушниками, повесили ароматные сухосборы из целебных трав и косички из лука, чеснока, кукурузы. Постелили на пол половик ручной работы, в угол поставили березовый веник. Нашлось место и для старинного утюга. Оберегают горницу куклы — обереги и домовенок Кузьма. В русской избе еще есть старинные народные музыкальные инструменты: трещетки, глиняные свистульки, дудочка, колокольчики, жалейка, деревянные ложки и т. д. Есть кукла с русском народном костюме, колыбель.

Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в колыбели младенца, попробовать похлебку из миски, выпить ароматного чая из самовара, закусить печатным пряничком и т. д. Некоторые занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в русской избе, например: «Кто мы и откуда? Где наши корни?» «Дом, дом, дом, открой свою тайну», «Вечера долгие, головушки умные, руки умелые», «На печи лежим, скаки слушаем», «Колядушки», «Рождественские посиделки», «Самовар кипит — уходить не велит», «Ждем весну, готовимся к масленице», «Мальчики да девочки, свечечки да вербочки», «Пасхальные радости», «Про отцов и дедов помнить от века завещано и т. д.

Дети знакомятся со старинными предметами, их названиями, с русскими народными художественным промыслами (гжель, дымка, хохлома, городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву). Отображение их находят в изобразительной деятельности, в лепке и аппликации, изучают народный фольклор, знакомятся с народными играми, традициями и обычаями русского народа, с русским народным костюмом, его элементами.

Изучение традиций русского народа, знакомство с обрядами, праздниками, песнями, играми, бытом наших предков, сохранение духовных традиций — это и многое другое закладывает педагог в душу воспитанников.

Приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и людей.

Особая роль в системе работы детского сада отводится устному и декоративно-прикладному народному творчеству. На занятиях по изо деятельности педагоги знакомят детей с тем, как жили и трудились наши предки, чем занимались в свободное время. А затем своим руками создают «шедевры» из глины, пластилина, бумаги. Народные игрушки, расписные пасхальные яйца, куличи, соломенные куклы-обереги, вышитые салфеточки и многое другое выставлено в уголке творчества. Простота произведений народного искусства и народных ремесел, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Специально организовываются экскурсии в краеведческий музей для того, чтобы дети не только на слух, но и зрительно воспринимали историческую действительность. Также воспитатели со своими воспитанниками с удовольствием совершают пешие прогулки по живописным местам города (микрорайона), знакомятся с историей родного края и его историческим прошлым.

Огромную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, креативная форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживаниями, учитывая их сенситивный детский возраст.

Мероприятия отражают представления о православной культуре, обычаях, традициях нашего народа, например, такие как: «Кузьма да Демьян», Праздник «Покров», «В музей старины», «Самые родные и близкие», «Жили — были дед да баба», «Рождество Христово», «Крещенские узоры», «Икона и святой образ», «Масленица», «Праздник Святой Троицы», «Русь и защитники», «Жить — Родине служит!», «Дева Мария — Матерь Божья».

Народные обрядовые праздники всегда связанны с игрой. Игра — это своеобразная школа для ребенка. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Во время знакомства детей с народной игрой мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей! Разученные с детьми прибаутки, частушки, небылицы, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Народные игры: «Дубок», «Прятки», «Лапта», «Салки — догонялки», «Пахари и жнецы», «Зайцы и волки», «У медведя во бору», «Мороз», «Каравай», «Голубки», «Лиса в курятнике» и многие другие игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, смекалку, приучают, к сообразительности и вниманию.

В русском фольклоре и драматическим действиям относиться не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также в «театральном уголке» собрано все необходимое и для драматизации русских народных сказок и для кукольного театра. Какая радость для ребенка перевоплотиться на время в «героя» полюбившейся сказки, почувствовать дух русской сказки, самостоятельно прийти к пониманию того, что добро всегда побеждает зло, не только в сказке, но и в жизни.

Работая по данной теме, мы открыли дошкольникам возможность соприкоснуться с высокими духовными ценностями. Дети почувствовали себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научились ценить прошлое и настоящее, заботиться о будущем. А. Жемчужников писал так:

«… Но в добрую землю упавшее семя,

Как жатвы настанет урочное время,

Готова стократно умноженный плод

Высоко и быстро, и сильно растет

И блещет красою, и жизнью дышит…

Имеющий уши, чтоб слышать, —

Да слышать»!

Практический опыт показал, что родная культура стала неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, основой развития его творческих возможностей. Мы помогли каждому ребенку осознать свое место, роль и значение в этом мире, выработать определенную позицию в отношении к себе, другим людям, окружающему, к историческому прошлому, ведь народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, народная культура, русская изба, дошкольный возраст, культурное наследие, практический опыт, родной край, русский народ, русский народный костюм.


Похожие статьи

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками

− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре. Дошкольный возраст — самая важная стадия...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей. На основе знакомства с народным искусством...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детские впечатления самые яркие. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы.

Русские народные традиции как средство воспитания...

Познакомить детей с русским народным промыслом и играми. На основании этого, на первом этапе

Цель, оценка знаний дошкольников о традициях русской народной культуры

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является...

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным

Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Таким образом: ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками и традициями их проведения, изучение русского фольклора позволило сформировать у дошкольников и их родителей представления о русской народной культуре в целом.

Похожие статьи

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками

− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре. Дошкольный возраст — самая важная стадия...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей. На основе знакомства с народным искусством...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детские впечатления самые яркие. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы.

Русские народные традиции как средство воспитания...

Познакомить детей с русским народным промыслом и играми. На основании этого, на первом этапе

Цель, оценка знаний дошкольников о традициях русской народной культуры

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является...

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным

Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Таким образом: ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками и традициями их проведения, изучение русского фольклора позволило сформировать у дошкольников и их родителей представления о русской народной культуре в целом.

Задать вопрос