Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, О. С. Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи / О. С. Соловьева, Н. А. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86030/ (дата обращения: 26.04.2024).



В последнее время среди детей старшего дошкольного возраста отмечается рост количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).

Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации) [4]

Тяжёлые нарушения речи могут проявляться в нарушении познавательной сферы, эмоционально-волевой, а также в нарушении межличностных отношений.

Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, утомляемостью при длительной интеллектуальной деятельности. Некоторые дети воспринимают инструкции неточно, частично, при выполнении заданий допускают ошибки, которые не всегда замечают и исправляют, что приводит к неверному результату. Другие пропускают и переставляют звуки в словах, заменяют одни звуки другими, не умеют внимательно слушать и слышать.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется нарушением целостности восприятия предмета при возможном узнавании отдельных его признаков и частей, а также невозможностью одновременного восприятия нескольких зрительных объектов в целом. У дошкольников также отмечаются трудности в различении сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д. Отсутствие профилактики нарушения зрительного восприятия у детей с ТНР может привести к возникновению дисграфии и дислексии в школе.

Дети с ТНР, чаще всего, застенчивы, нерешительны, замкнуты. Некоторые дети склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. У других отмечаются гиперактивность, суетливость, частая смена настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Небольшая часть детей имеет сохранную эмоционально-волевую сферу. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний.

Как следствие, дети с ТНР сталкиваются с трудностями в процессе обучения, недостаточно в полном объеме усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно создавать условия для игры, то есть предоставить детям достаточное время, место и материал (игрушки). Ну и конечно, воспитатель должен развивать детскую игру, т. к. современные дети играть не умеют. Именно в игре развивается личность ребенка, его умственные и физические качества [3].

Игровой метод обучения способствует установлению эмоционального контакта, созданию непринужденной обстановки, формированию чувства взаимопонимания, развитию творческих способностей детей.

Игра, проводимая с коррекционной целью, положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, активизирует внимание детей, обеспечивает восприятие нового материала, снимает психологическое и физическое напряжение.

В обучении дошкольника игра — незаменимый метод. Игры должны быть доступными, разнообразными, интересными. Важно помнить о том, чтобы игры помогали в достижении целей, поставленных воспитателем. В начале занятий игры носят организационный характер, необходимо заинтересовать детей, затем плавно подвести к усвоению новой темы, а в конце занятия может носить обобщающий характер.

Предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Игра «Что я делаю?»

Цель: научить детей различать неречевые звуки без зрительной опоры

Оборудование: ширма, листы бумаги, карандаши, ножницы.

Задание: определить, что взрослый делает за ширмой.

Процесс игры: Взрослый говорит детям: «Я сейчас спрячусь и буду шуметь. А вы отгадайте и скажите, что я делаю». Взрослый за ширмой берет лист бумаги, машет им и т. д. Дети поочередно называют действия (подсказки: что можно делать с бумагой: махать, складывать, шуршать, сминать, расправлять, разрывать, скатывать в трубочку, рисовать на ней карандашом, разрезать).

Игра «Тишина»

Цель: научить детей воспринимать звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Задание: прислушиваться и назвать как можно больше звуков.

Процесс игры: Взрослый с детьми садятся на пол. Взрослый предлагает детей: «Давайте замрем и послушаем тишину. Прислушайтесь, что вы слышите?». Дети по очереди называют шумы (капающая вода из крана, шум ветра, тиканье часов, гул машин и т. д.).

Игра «Семь раз отмерь»

Цель: научить детей различать шумы.

Оборудование: два стакана, различные наполнители (горох, сахар, гречка, орехи, конфеты), ширма.

Задание: отгадать, шумит полный стакан или заполненный наполовину.

Процесс игры: Взрослый за ширмой наполняет по очереди два стакана: один — полностью, второй — наполовину. Дети во время наполнения стакана слушают шум и стараются определить, насколько взрослый наполнил сосуд.

Игра «Карманы»

Цель: научить детей внимательно слушать речевые звуки.

Оборудование: одежда с карманами

Задание: показать число на пальцах. Услышав слово-сигнал, спрятать руки в карманы.

Процесс игры: Взрослый называет слово-сигнал, например, «пять». Объясняет правила игры: «Я буду называть разные числа. Вы будете показывать такое же количество пальцев. Как только услышите слово «пять», спрячьте руки в карманы». Взрослый называет различные числа. Дети внимательно, следят, слушают, показывают на пальцах те числа, которые назвал взрослый, до тех пор, пока не прозвучит слово-сигнал. Как только слово-сигнал прозвучит, дети прячут руки в карманы. Через несколько игр взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Найди скорую помощь»

Цель: соотнесение контурного изображения с реальным изображением.

Оборудование: контурное изображение машин, картинка с изображением машины.

Процесс игры: Среди контурных изображений машин, необходимо выбрать подходящий контур «Скорой помощи».

Игра «Перечисли, что спряталось на рисунке»

Цель: развивать навыки представления целостного изображения предмета.

Оборудование: картинки с недорисованными предметами для зимних видов спорта.

Процесс игры: Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть рисунок, назвать и уточнить, какие предметы нужны зимой для игр и развлечений. Если ребёнок отвечает правильно — получает картинку с изображением данного зимнего вида спорта или развлечения. (Дети катаются на лыжах, на санках, на коньках, лепят снеговика, играют в снежки.)

Игра «Подбери бантик к платью по цвету»

Цель: умение соотносить предметы по цветам (как по основному признаку).

Оборудование: платья (из картона) и банты (из картона) различных цветов.

Процесс игры: На карточках справа изображены платья разной расцветки, слева — бантики, соответствующие платьям по цвету. Взрослый предлагает детям найти платье и бантик к нему и провести дорожку.

Игра «Лото настроений»

Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Процесс игры: На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Процесс игры: Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции.

Процесс игры: Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т. д.

В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате коррекционных занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Таким образом, воспитателю в группе важно использовать игры в коррекционной работе, но при этом следует учитывать возможные особенности детей с ТНР, а также помнить о значимости игры в целом как средства нравственного, умственного и физического воспитания детей.

Литература:

  1. Антонова О. В. Развивающие игры и упражнения для детей 5–6 лет. Сто фантазий в голове / Авт.-сост. О. В. Антонова, Е. М. Юрченко. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 252 с. — (Умница)
  2. Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка / Е. Г. Молчанова. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 320 с. — (Библиотека логопеда)
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  4. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, процесс игры, игра, взрослый, коррекционная работа, тяжелое нарушение речи, дошкольный возраст, зимний вид спорта, зрительное восприятие, контурное изображение машин.


Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука»

Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и...

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Библиографическое описание: Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию

Восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети.

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

нарушение зрения, ребенок, слово, память, острота зрения, окружающий мир, зрительный анализатор, зрение. Создание условий для развития внимания у дошкольников... Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Материал: картонный круг, в центре которого портрет мальчика-хозяина.

Как учить и развивать детей с нарушением развития.

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Таким образом, в процессе проведения коррекционной работы по развитию восприятия у детей раннего возраста с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи способствует расширению пассивного и активного словаря, формированию развернутой...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми, в различных режимных моментах. Каждый комплекс программы состоит из 4-5 упражнений.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Цель исследования – выявить особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушением речи. При обследовании особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи были поставлены следующие задачи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильные игры нравились детям, они повышали общий эмоциональный фон занятия, также у детей заметно улучшилась подвижность органов артикуляции. Улучшилась кинестетическая чувствительность. Данные упражнения помогли ускорить процесс постановки звуков детям.

Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука»

Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и...

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Библиографическое описание: Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию

Восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети.

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

нарушение зрения, ребенок, слово, память, острота зрения, окружающий мир, зрительный анализатор, зрение. Создание условий для развития внимания у дошкольников... Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Материал: картонный круг, в центре которого портрет мальчика-хозяина.

Как учить и развивать детей с нарушением развития.

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Таким образом, в процессе проведения коррекционной работы по развитию восприятия у детей раннего возраста с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи способствует расширению пассивного и активного словаря, формированию развернутой...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми, в различных режимных моментах. Каждый комплекс программы состоит из 4-5 упражнений.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Цель исследования – выявить особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушением речи. При обследовании особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи были поставлены следующие задачи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильные игры нравились детям, они повышали общий эмоциональный фон занятия, также у детей заметно улучшилась подвижность органов артикуляции. Улучшилась кинестетическая чувствительность. Данные упражнения помогли ускорить процесс постановки звуков детям.

Задать вопрос