Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Масс, О. В. Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы / О. В. Масс. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86025/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассказывается о методе изучения окружающего мира через создание учебной художественной панорамы, которая является результатом совместной творческой деятельности детей и педагогов.

Ключевые слова: творческие способности, учебная художественная панорама, сотрудничество, сотворчество, ситуация успеха

Чему и как учить детей? Это самый важный вопрос для каждого учителя. В наше время изменения во всем мире происходят так стремительно, что сложно предугадать, какими знаниями, навыками и компетенциями должны будут обладать сегодняшние первоклассники на выходе из школы.

На наш взгляд, необходимо развивать мышление и врожденный творческий потенциал детей, их способность к сотрудничеству, сопереживанию.

В последнее время появляется все больше творческих сообществ, в которых естественным образом переплетены совместная работа, жизнь, игра и творчество; люди могут быть предпринимателями и творцами, создавать прототипы новых образов жизни и совместно запускать общественные изменения. Так произошло, например, с акцией «Георгиевская ленточка», задуманной и осуществленной РИА Новости и «Студенческой общиной» в год 60-летия Победы, и объединившей российское общество.

В обществе все больше ценятся новые индивидуальные и коллективные компетенции: компетенции сотрудничества, креативности, предпринимательства, системное мышление, способность решать проблемы и находить новые возможности.

Приобретению этих компетенций, а также формированию у обучающихся целостной картины мира способствует такой вид деятельности как коллективное создание учебных художественных панорам на занятиях в детских садах, объединениях дополнительного образования, а также в школах на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Идея данного проекта заключается в том, чтобы знания, которые получают дети, входили во взаимосвязанную систему элементов.

Конечный продукт проекта — это большое художественное панно, размещенное на стене в классе, в фойе, холле или в другом помещении, к которому имеется свободный доступ. Часто панорама работает на любых свободных пространствах, не ограничиваясь одной стеной, например, на дверях, полках, столах, на которые можно ставить объёмные поделки, и тогда панораму превратить в диораму.

Полученные на уроках теоретические знания дети тут же закрепляют на практике, начинают ими оперировать. Например, узнали они, что осенью листья на деревьях желтеют — сделали жёлтые листочки и украсили ими дерево на панораме. Узнали, что белка осенью готовит к зиме припасы, — сделали дупло, белку, слепили из пластилина грибы, ягоды, шишки и повесили их на ниточке возле дупла на панораме. Изучили тему «Как насекомые готовятся к зиме» — сделали божьих коровок из бумаги, прикрепили их под деревом на панораме и накрыли листочком с дерева. Узнали, что некоторые птицы осенью улетают на юг — сделали журавликов и прикрепили их клином на панораме, и так далее.

Все элементы панорамы изготавливаются детьми на занятиях в процессе изучения какой-либо темы. Важно отметить, что панорама — это не просто картина, на которую можно только смотреть и любоваться. Панорама — это инструмент познания, который может и должен работать на всех уроках!

Все элементы панорамы должны быть съемными, чтобы с ними можно было играть, производить замены объектов.

Образы создаются поэтапно в течение нескольких занятий. Детям очень интересно следить за развитием панорамы, они сами додумывают, фантазируют, предлагают, интересуются, что же дальше.

Панорамы могут создаваться на любую тему, в зависимости от программы обучения, например, «Времена года», «Мир сказки», «Птицы», «Город», «Лес», «Зимние забавы», «Мир вокруг меня», «Человек и его дом» и другие.

Панорама на тему «Моя родная Белгородчина»:

Рассмотрим, например, этапы создания художественной панорамы по теме «Осень в деревне». Первый этап — это выбор места, от него зависит размер панорамы. Предположим, что мы выбрали стену в классе.

Второй этап — создание фона. Это может быть магнитная доска или обычные листы ватмана, прикрепленные к стене. Разделяем фон на две части: небо и земля, раскрашивают его сами дети.

Третий этап — наполнение панорамы. На этом этапе задания можно выполнять всем классом, по группам или индивидуально. Начинаем с самых крупных объектов, например, с дерева. Создаем из картона большое дерево с ветками и размещаем его на панораме. Затем, от занятия к занятию, дети наполняют панораму всё большими деталями: делают листья в разных техниках исполнения, мастерят птичек и подвешивают их на ниточках, чтобы покачивались, под деревом делают норку для мышек и самих мышек, рядом с деревом делают берлогу медведя и самого медведя, нору барсука или лисы. Норки состоят из двух частей, верхняя часть открывается и можно заглянуть внутрь.

На небе размещается солнышко и облака. Облака делаем интерактивными, с висящими на ниточках капельками дождя, сделанными из бусин и пуговиц. Такими каплями можно играть, передавая звуки дождя. Далее делаем домики из картона, людей, домашних животных, огород. Количество объектов бесконечно, всё зависит от фантазии и возможностей ученического коллектива.

Панорама на тему «Как прекрасен Божий мир»

Метод познания окружающего мира через создание учебной художественной панорамы может быть очень эффективно использован в работе с детьми с ОВЗ. Несложные и интересные поделки, выполненные своими руками, позволяют пережить «ситуацию успеха», а это так необходимо для развития творческих способностей детей. А игровые моменты и ожидание чего-то нового позволяют превратить учебную деятельность в увлекательное интересное приключение. Дети любят придумывать свой мир и развивать его. Они создают его дома, в укромном уголке, там разворачивается целая жизнь. А с помощью панорамы представляется возможность делать это и в школе, всем вместе.

Литература:

  1. https://stranamasterov.ru/workshop29
  2. https://multiurok.ru/files/kak-podghotovit-panoramnyi-urok.html
Основные термины (генерируются автоматически): панорама, дерево, окружающий мир, ребенок, учебная художественная панорама, занятие, элемент панорамы.


Ключевые слова

сотрудничество, творческие способности, ситуация успеха, сотворчество, учебная художественная панорама

Похожие статьи

Масс Оксана Владимировна — Информация об авторе

Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы.

Библиографическое описание: Масс, О. В. План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели» / О. В. Масс.

Конспект экскурсии в подготовительной группе «Красота весеннего...

Детидеревья встают в обручи (дети. Конспект занятия в подготовительной группе детского сада...

ребенок, воспитатель, детский сад, лес, белочка, дерево, дорожка, зимний лес, Ответ детей

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно...

Уроки окружающего мира с использованием мультимедиа...

Ключевые слова: мультимедиапроектор, уроки окружающего мира, презентация. Сегодня начальная школа должна стать первым

Каждый отдельный элемент в нашей повседневной жизни является частью окружающего мира, в том числе, воздух, которым мы дышим, живые...

Использование интерактивной доски при ознакомлении...

При работе с детьми в группе было отмечено, что дети испытывают трудности в осознанном восприятии произведений искусства.

После ознакомления с темой «Анималистический жанр в искусстве русских художников» дети получили задание: изобразить животное с помощью...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...

– Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. – Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Материал: презентация, загадки. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку? В городе деревьев мало. И гулять стремятся все

Создание экологического мини-музея «Волшебный мир...»

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды. Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Применение загадок на уроках окружающего мира вызывает у детей живой интерес и тем самым они активно участвуют в ходе урока, благодаря чему развивается мотивация учения. Загадка может применятся в любой части урока.

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного...

Восприятие детьми информационного материала на занятиях и в свободной деятельности

Сначала, представив картину, проводится описательная работа: общий сюжет, элементы

Итогом такой работы становится диалог вопрос-ответ с записью ответов детей, из которых...

Похожие статьи

Масс Оксана Владимировна — Информация об авторе

Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы.

Библиографическое описание: Масс, О. В. План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели» / О. В. Масс.

Конспект экскурсии в подготовительной группе «Красота весеннего...

Детидеревья встают в обручи (дети. Конспект занятия в подготовительной группе детского сада...

ребенок, воспитатель, детский сад, лес, белочка, дерево, дорожка, зимний лес, Ответ детей

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно...

Уроки окружающего мира с использованием мультимедиа...

Ключевые слова: мультимедиапроектор, уроки окружающего мира, презентация. Сегодня начальная школа должна стать первым

Каждый отдельный элемент в нашей повседневной жизни является частью окружающего мира, в том числе, воздух, которым мы дышим, живые...

Использование интерактивной доски при ознакомлении...

При работе с детьми в группе было отмечено, что дети испытывают трудности в осознанном восприятии произведений искусства.

После ознакомления с темой «Анималистический жанр в искусстве русских художников» дети получили задание: изобразить животное с помощью...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...

– Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. – Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Материал: презентация, загадки. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку? В городе деревьев мало. И гулять стремятся все

Создание экологического мини-музея «Волшебный мир...»

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды. Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Применение загадок на уроках окружающего мира вызывает у детей живой интерес и тем самым они активно участвуют в ходе урока, благодаря чему развивается мотивация учения. Загадка может применятся в любой части урока.

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного...

Восприятие детьми информационного материала на занятиях и в свободной деятельности

Сначала, представив картину, проводится описательная работа: общий сюжет, элементы

Итогом такой работы становится диалог вопрос-ответ с записью ответов детей, из которых...

Задать вопрос