Авторская дидактическая игра с применением STEAM-технологии «Микибота в гости приглашу, дорогу к дому покажу» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рубцова, Т. А. Авторская дидактическая игра с применением STEAM-технологии «Микибота в гости приглашу, дорогу к дому покажу» / Т. А. Рубцова, Л. А. Сергеева, О. В. Ярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85768/ (дата обращения: 26.04.2024).



Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание.

У детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и поможет сохранить жизнь и здоровье.

Данной разработкой могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью формирования умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Новизна

Использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения даёт прочные навыки для безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

К одной из таких современных технологий относится «Детская универсальная STEAM-лаборатория». Эта технология вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть, как дети.

Ведущая педагогическая идея

Основная идея нашего проекта — интеграция STEM образования в дошкольное пространство как ресурса для формирования инженерного мышления, современных компетенций и креативного творчества воспитанников. Получение знаний по ПДД не с помощью механического заучивания или ознакомления, а познание эмпирическим путем в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности. Когда мы говорим фразу «эмпирическим путём», мы подразумеваем путь опыта. Причём опыт — не только научный, но и жизненный в целом.

Цель игры:

  1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода в условиях улицы.
  2. Закреплять представление детей о назначении светофора.
  3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет дороги, автомобили, робот Микибот, светофор, дорожные знаки, деревья, дома. Игра проводится на столе.

Вводная беседа

Ребята, к нам прилетел гость с далёкой планеты, где живут умные мышки. Они решили изучить мир и найти других умных существ. Для этого им нужно было полететь в космос. Лететь самим — непросто и долго, поэтому они сделали робота по своему подобию, он выглядит так же, как и сами мышки и отправили его на поиски разумной жизни. Робот пролетел через космическое пространство и нашёл нашу планету. Он выбрал наш детский сад для знакомства с земными жителями, потому что здесь собрались замечательные и умные ребята, которые смогут помочь ему узнать много интересного о нашем мире. Мы поняли, что зовут робота Микибот.

Внешний вид робота: форма, цвет, кнопки на спинке.

Каждая кнопка отвечает за определённое действие робота. Если хотим, чтобы робот сделал что-то, нужно сначала его запрограммировать — нажать поочередно определенные кнопки на спинке. Робот всё «запомнит». Для этого у него есть память. Затем нужно дать ему команду начать выполнять заданную программу, и он будет её выполнять.

Зелёная кнопка «Старт» — начать движение. Чтобы робот начал выполнять заданную последовательность, нужно поставить его на поверхность (игровое поле, стол, пол) и нажать зелёную круглую кнопку на спинке. Робот начнёт движение.

Пошаговое движение. Робот умеет двигаться вперёд и назад, делая шаги как человек: один за другим.

Голубая кнопка в виде стрелки на спинке программирует движение вперёд: одно нажатие означает «сделать один шаг вперёд», два нажатия — «сделать 2 шага вперёд» и т. д.

Жёлтая кнопка в виде стрелки на спинке программирует шаг назад: одно нажатие означает «сделать 1 шаг назад», 2 нажатия — «сделать 2 шага назад» и так далее. Порядок движений можно чередовать, чтобы робот делал то, что нужно.

Повороты. Робот умеет поворачиваться на месте.

Красная кнопка в виде стрелки, направленной в сторону, программирует поворот направо на месте.

Оранжевая кнопка в виде стрелки, направленной в бок, программирует поворот налево на месте.

Красная круглая кнопка — дать сигнал. Когда нам нужно, чтобы в определённом месте, куда придёт робот, он дал сигнал, мы программируем с помощью красной кнопки.

Описание игры

Оказалось, что Микибот совсем ничего не знает о нашем мире. Что такое светофор, дорожный знак, пешеходный переход — незнакомые ему слова. Ребятам захотелось познакомить мышку с этими понятиями: показать мультфильм, посмотреть иллюстрации в книгах, нарисовать дорожные знаки, слепить светофор.

Сначала дети решили создать макет улицы со своими домами. Воспитанники вместе с родителями «построили» дом. Потом все дома поставили на одну улицу, проложили дорогу, расставили знаки, посадили деревья. Назвали улицу «Детство».

На улице Детство мы живем

Дружной и большой семьей.

Каких только домов здесь не встретишь! Панельные двухэтажные, сказочные, бревенчатые, запорошенные снегом и т. д. У каждого ребенка была возможность пригласить Микибота к себе в гости, при этом они обучались основам программирования: нажимая кнопки, давали роботу определенные команды, чтобы добраться до своего дома. Важное условие выполнения программы — соблюдать правила дорожного движения. Таким образом, робот учил детей основам программирования, а дети в свою очередь знакомили его с безопасностью на дороге.

Мониторинговая карта обследования детей

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности»

«О ПДД»

Знания, представления

– О номерах телефонов экстренной помощи (01, 02, 03), название и назначение спец. транспорта

– О правилах дорожного движения

– О правилах поведения на улице и в природе

– О сигналах светофора и его назначении,

– Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт мед. помощи»…

– О действиях инспектора ГИБДД

Умения, навыки

– Соблюдать правила поведения в детском саду, безопасного перемещения

– Соблюдать во время экскурсий правила поведения на дороге, на остановках, в транспорте

– Называть свою фамилию, имя

– Называть ФИО родителей

– Называть домашний адрес и телефон

Литература:

  1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».: Просвещение, 2007г.
  2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах»: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
  3. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников».
  4. К. Ю. Белая «Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир человека. — М.: Школьная пресса, 2010г. -48
  5. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство — пресс», 2008г.
  6. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г
  7. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», — Волгоград, «Корифей», 2009.
  8. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
  9. Т. А. Шорыгина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста».
  10. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. — М.: педагогическое общество России, 2005г.
  11. Беляк Е. А. Детская универсальная STEAM-лаборатория. Дошкольная образовательная авторская программа.-остов-на- Дону: Издательский дом Проф-Пресс», 2019.-472с.,цв.ил.
  12. Дыбина О. В., Пеньков Л. А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС/ Под ред. О. В. Дыбиной.М.: ТЦ Сфера, 2015.128с.
  13. Фролов А. В. Роль STEAM -образования в «новой экономике США // Вопросы новой экономики. — 2010г.-№ 4.-С.80–91.
Основные термины (генерируются автоматически): вид стрелки, дорожное движение, ребенок, робот, детский сад, STEM, безопасное поведение, красная кнопка, окружающая дорожно-транспортная среда, основа программирования.


Похожие статьи

Методическая разработка «Формирование основ культуры...»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, дорога, ребенок, знак, улица, этап

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный...

Изучение правил дорожного движения в Образовательной программе детского сада

Образовательные:закрепить знания детей о возникновении различных видов транспорта, о

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок...

Формирование основ безопасности у дошкольников средствами...

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

Безопасное поведение — это поведение, обеспечивающее безопасность существования себя, а также не наносящее вред окружающим.

Разные виды акций позволяют решать задачи социализации детей на улицах и дорогах города, а также формирования основ культуры...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных...

Похожие статьи

Методическая разработка «Формирование основ культуры...»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, дорога, ребенок, знак, улица, этап

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный...

Изучение правил дорожного движения в Образовательной программе детского сада

Образовательные:закрепить знания детей о возникновении различных видов транспорта, о

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок...

Формирование основ безопасности у дошкольников средствами...

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

Безопасное поведение — это поведение, обеспечивающее безопасность существования себя, а также не наносящее вред окружающим.

Разные виды акций позволяют решать задачи социализации детей на улицах и дорогах города, а также формирования основ культуры...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад.

Формирование основ ПДД через дидактическую игру. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных...

Задать вопрос