Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Устимец, Э. А. Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления / Э. А. Устимец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85469/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применительно к юридическому направлению подготовки. Главное внимание обращается на несоответствие современной роли иностранного языка в профессиональном становлении и традиционно используемых методов его изучения.

Ключевые слова : гуманитарное образование, иностранный язык, студенты юридического направления, профессиональные компетенции.

В настоящее время процессы глобализации затрагивают большинство сфер жизни, интенсифицируя международные взаимоотношения в областях политики, экономики, торговли, науки, культуры, образования, спорта, туризма, религии и других. Активная позиция Российской Федерации в мировом сообществе обуславливает и увеличивающееся влияние иностранных языков на русский. Одним из наиболее сильных факторов влияния является сеть Интернет, подразумевающая частотное употребление иностранных слов и терминов как в профессиональном, так и бытовом общении. Особое влияние мировой сети можно проследить на изменениях в речи и лексиконе студентов как ярких представителей современной молодежи, которые большое количество времени каждый день проводят онлайн.

Современные образовательные стандарты рассматривают овладение подрастающим поколением иностранным языком как процесс формирования коммуникативной компетенции, необходимой не только для иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка, но и для повышения качества образования в целом, по всем дисциплинам. Этот интегративный процесс охватывает не только параметры учебной успеваемости, но и сферу существующего социального запроса на будущих специалистов, владеющих практическими языковыми навыками.

Цель обучения иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля состоит в развитии навыка профессиональной коммуникации; в частности, на примере юридического направления перед обучением ставятся задачи изучения и расширения языковых возможностей, необходимых для успешной и эффективной юридической деятельности. Овладение студентами юридических специальностей данными навыками предполагает анализ правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и правозащитной практики, научной информации и мирового опыта в области права [1].

Языковая среда студентов СПО включает в себя социальное и предметно-пространственное окружение, параметры социального заказа, субъекты сферы образования, технологии и инновации. Прочно вошедшие в эту среду иностранные языки выступают уже не целью («выучить урок»), а средством овладения речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенциями, позволяющими будущему специалисту расти как личности и осознавать процесс собственного саморазвития.

Фундаментом образовательного процесса всегда считались гуманитарные науки, однако технический прогресс и связанные с ним научные достижения постепенно повышают интерес к техническим и естественнонаучным дисциплинам, что негативно сказывается на полноценности образования как важнейшего социального института. Нивелирование значимости гуманитарных и социальных наук приводит к фрагментарности восприятия и сужению кругозора, возникновению социальных, экономических и политических кризисов, в разрешении которых не обойтись научными знаниями [2].

На сегодняшний день глобализация диктует свои условия: гуманитарные науки рассматриваются как необходимый комплекс знаний, призванный сформировать систему общечеловеческий и культурных ценностей. Особенную важность это приобретает в вопросах преодоления расовых и гендерных предрассудков, мировых кризисных ситуаций, экологичного отношения к жизни, соблюдения баланса в социальных коммуникациях. Гуманитарные ценности позволяют сочетать знания любых других областей и формировать целостную структуру знаний индивидуума, на основе чего становится возможным профессиональное становление и непрерывное профессиональное развитие человека.

Происходящее реформирование системы образование подчиняется двум основным принципам: гуманизация и гуманитаризация образования. Первая подразумевает возвращение к гуманитарным основам образования, позволяющим восстановить такие социальные аспекты, как справедливость, духовность, достоинство и др. Вторая актуализирует необходимость создания соответствующего гуманитарного учебно-методического оснащения образовательного процесса [3]. Результатом такого реформирования является создание единого культурного и научного образовательного пространства за счет совокупности гуманитарных и естественных наук, а выпускники на выходе из учреждения СПО обладают критическим мышлением, умением анализировать и синтезировать знания разных областей. Отдельным личностным качеством выступает развитость коммуникативных навыков, способствующих активному общению как на родном, так и на иностранном языках.

Владение иностранным языком является одной из основных профессиональных компетенций и специалиста юридического профиля [4]. Профессиональный рост, расширение собственных возможностей и кругозора становятся легче при возможности обмена профессиональным опытом не только на своем, но и иностранном языке. Мотивационный компонент изучения иностранного языка может быть разным — коммуникативный, познавательный, ценностно-ориентированный, профессиональный и др., а также представлять собой взаимосвязь нескольких из них.

Обмен знаниями и умениями в рамках иноязычного общения играет важную роль в становлении студента как юриста-профессионала: с одной стороны, ценностный рост позволяет приобщиться к другой культурной среде и ее психическому отображению; с другой стороны, актуализация необходимости владения иностранным языком дает возможность расширить круг получения информации — от общения до использования мировых научных изданий и литературы. Чем выше уровень владения иностранным языком, тем выше становится:

  1. уровень развития творческого, креативного мышления;
  2. стремление к личностному самосовершенствованию;
  3. профессиональные амбиции и конкурентоспособность на рынке труда.

Среди основных проблем в области среднего профессионального образования в настоящее время выделяются отсутствие преемственности связей учебных заведений с работодателями, статичное построение образовательного процесса и высокая доля не имеющих четких определений требований к учреждению СПО по параметрам гибкости, адаптивности и ориентации на индивидуальные запросы учащихся. Применительно к частной сфере обучения студентов-юристов иностранному языку основными проблемными вопросами остаются пассивность в потреблении информации учащимися, внешний тип их мотивации, а также ограниченность традиционных форм обучения, не соответствующих новым реалиям усвоения большого объема учебного материала в краткосрочный период [5].

Проблематика в сфере обучения иностранному языку в неязыковом учреждении СПО обусловлена следующими факторами:

  1. разница в уровне владения языком абитуриентами и специфика речевого материала юридической сферы;
  2. низкая мотивация к изучению языка как непрофильной дисциплины;
  3. сложность методического обеспечения и организации учебного процесса для студентов с разной иноязычной подготовкой.

Двойственность роли иностранного языка в юридическом образовании проистекает из понимания метапрофессиональной компетенции [6]. Современное обучение постепенно отходит от формата запоминания учащимися научной информации как от неэффективного в плане развития творческого и аналитического мышления способа. Это обусловлено неизбежно возрастающим объемом знаний, просто запомнить которые не представляется возможным. Зато система образования может переориентироваться на формирование у студентов СПО навыков владения различными инструментами поиска информации, ее отбора, анализа и использования. Социальная успешность современного юриста сочетает общие знания и умения с личностными качествами, что становится возможным в результате формирования метакомпетенций — инструмента установления межпредметных связей в условиях постоянной циркуляции информации [7].

Таким образом, метакомпетенции как когнитивный навык, подразумевающий отражение и анализ субъективной реальности в соответствии с имеющимися знаниями, являются основой креативного мышления и продуктивности человека. В процессе изучения иностранного языка актуализируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез и прогнозирование, так как овладение языком не складывается лишь из изучения его отдельных фонетических, грамматических и лексических аспектов, а требует сознательной рефлексии материала. Во время обучения иностранному языку студент получает, перерабатывает и усваивает информацию различного характера, формируя и упорядочивая при этом новые знания [8]. Поэтому изучение иностранных языков можно назвать как средством, так и целью современного образования.

Использование иностранного языка является ключевым компонентом современных технологий обучения в таких формах как ролевая, деловая игра, кейс-стади, проект, которые подразумевают активное взаимодействие самих обучающихся и образовательных организаций по всему миру. Сочетание обучения и овладения иностранными языками дает студентам навыки профессиональной рефлексии, гуманитарной коммуникации и умения управления знаниями. Соответственно, иностранный язык можно назвать фундаментом в построении карьеры, обеспечивающим реализацию обмена профессиональными знаниями и открытиями, исследовательского направления работы, профессионального самосовершенствования. Также знание иностранных языков обеспечивает высокую мобильность специалистов юридического профиля, способных быстро и эффективно работать в постоянно изменяющихся условиях.

Среди наиболее перспективных направлений решения существующих проблем обучения иностранному языку студентов СПО юридического профиля можно выделить следующие:

  1. усиление технологизации учебного процесса;
  2. изменение организационной структуры СПО;
  3. постановка задач опережающего развития, направленная на повышение профессиональной эффективности и соответствующей социально-экономическим условиям компетенции выпускника;
  4. расширение спектра и обязательности применения вариативных образовательных форм;
  5. смена функций учителя (от «транслятора» знаний и контролера к «эксперту-консультанту», т. е. партнеру по учебе) и учащегося (от «получателя» знаний к их исследователю, испытателю и аналитику).

Таким образом, иностранный язык занимает особое место в системе гуманитарных наук. С одной стороны, иностранные языки являют собой отличный способ формирования коммуникативных компетенций у будущих юристов и способствуют повышению уровня реализации своих профессиональных навыков и возможностей. С другой стороны, иностранный язык является компонентом другой культуры, и овладение им означает приобщение к общечеловеческим культурным ценностям и идеалам.

Литература:

  1. Лемешко Ю. Р., Литвинова Ж. Б. К вопросу о коммуникативной компетенции студентов — будущих юристов // ГлаголЪ правосудия. — 2020. — № 1 (23). — С. 68–72.
  2. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. — М.: ЦСП, 2006. — 264 с.
  3. Климинская С. Л. Роль иностранных языков в гуманитарном образовании // Вестник евразийской науки. 2015. № 5 (30). 199 с.
  4. Куликова О. В. Междисциплинарность как базовый принцип формирования системы профессионально релевантностных компетенций в сфере экономики и бизнеса. // Экономика языка и бизнес. Сборник научных трудов по материалам круглого стола (26 апреля 2013 г.). — М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013 г. — С. 64–73.
  5. Пригода М. В. Смешанное обучение как средство повышения эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования // Вестник БГУ. — 2014. — № 1. — С. 310–316.
  6. Резчикова Е. В. Дидактические основы формирования метакомпетенций // материалы IV конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов». М., 2012. 272 с.
  7. Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном Российском образовании // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 110–114.
  8. Орбодоева Л. М. Теоретические аспекты формирования метакомпетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник БГУ. 2014. № 15. С. 135–140.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, знание, образовательный процесс, юридический профиль, иностранный язык студентов, креативное мышление, научная информация, профессиональное становление, учебный процесс, юридическое направление.


Ключевые слова

иностранный язык, профессиональные компетенции, гуманитарное образование, студенты юридического направления

Похожие статьи

Иностранный язык как способ профессиональной подготовки...

Изучение иностранного языка студентами сейчас важно как никогда, поскольку знание

При преподавании иностранного языка студентам-юристам преподаватель должен делать упор

Однако, процесс глобализации ставит вопрос об интеграции в различных сферах, в том числе...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной...

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе включает такие компоненты, как изучение иностранного языка как средства овладения специальностью и как средства профессионального общения.

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Процесс профессионального становления раскрывается как постепенное приобретение

Преобразование студента в субъект профессионального становления в процессе обучения в вузе

Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному...

Профессионально-ориентированный подход при обучении...

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция).

- формирование у студентов навыков поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач...

Реализация компетентностного подхода в профессиональном...

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов...

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Знание иностранного языка не может не быть включено в спектр качеств, неотъемлемо

Без этого процесс обмена информацией на международном уровне будет очень затруднен, что

В процессе изучения иностранного языка на основе уже имеющихся у студентов знаний...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей должно стать достижение уровня, достаточного для его

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Профессиональный иностранный язык» на 3 и 4 курсах в ТПУ тесно связана

Российские студенты, в том числе и студенты Томского политехнического университета не

В ТПУ студенты изучают иностранный язык по углубленной программе с расширенной сеткой...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на

Как показывает исследование, большая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе обладает просоциальным мотивом...

Похожие статьи

Иностранный язык как способ профессиональной подготовки...

Изучение иностранного языка студентами сейчас важно как никогда, поскольку знание

При преподавании иностранного языка студентам-юристам преподаватель должен делать упор

Однако, процесс глобализации ставит вопрос об интеграции в различных сферах, в том числе...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной...

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе включает такие компоненты, как изучение иностранного языка как средства овладения специальностью и как средства профессионального общения.

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Процесс профессионального становления раскрывается как постепенное приобретение

Преобразование студента в субъект профессионального становления в процессе обучения в вузе

Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному...

Профессионально-ориентированный подход при обучении...

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция).

- формирование у студентов навыков поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач...

Реализация компетентностного подхода в профессиональном...

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов...

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Знание иностранного языка не может не быть включено в спектр качеств, неотъемлемо

Без этого процесс обмена информацией на международном уровне будет очень затруднен, что

В процессе изучения иностранного языка на основе уже имеющихся у студентов знаний...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей должно стать достижение уровня, достаточного для его

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Профессиональный иностранный язык» на 3 и 4 курсах в ТПУ тесно связана

Российские студенты, в том числе и студенты Томского политехнического университета не

В ТПУ студенты изучают иностранный язык по углубленной программе с расширенной сеткой...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на

Как показывает исследование, большая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе обладает просоциальным мотивом...

Задать вопрос