Актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Вахмянина, Е. В. Актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства в России / Е. В. Вахмянина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85191/ (дата обращения: 17.05.2024).



Бесспорно, что многообразие форм недобросовестной конкуренции, находящихся за рамками поименованных в ст. 14.1–14.7 Федерального закона «О защите конкуренции» [1] их разновидностей признается как самим законодателем, так и практикой правоприменения [4, c. 4].

Современные реалии характеризуются тем, что сейчас экономика нашей страны характеризуется увеличением кризисных явлений, обусловленных изменением мировой хозяйственной модели развития, а также хозяйственного механизма страны, сменой технологического уклада. Резко снизилась степень использования производственного потенциала развитых стран и в целом в мире в силу антиэпидемиологической обстановки. Вследствие чего наблюдается повышенный уровень безработицы, и соответственно, снижаются платежеспособный спрос, доходные части бюджетов, появляются риски возникновения несостоятельности и банкротства для производителей на значительной доле рынка. В условиях обострившейся конкуренции хозяйствующие субъекты используют любые перспективы сохранения своих позиций на рынке и максимизации прибыли, прибегая так же к решению объединения усилий с отдельными конкурентами пытаясь получить конкурентные преимущества за счет непубличного согласования своих действий с конкурентами или в части ценовой политики, или в рамках проводимых конкурсов и аукционов. Укрупнение бизнеса ведет к экономической концентрации и снижает уровень конкуренции, создаёт предпосылки для злоупотребления доминирующим положением.

Выполняя ряд антимонопольных требований регулятора (ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции») позволяет как в России, так и в большинстве антимонопольных ведомств разных стран эффективно регулировать этот процесс, а соблюдение законодательно установленных требований позволяет хозяйствующим субъектам реализовать свое конституционное право на свободу предпринимательства и одновременно учесть интересы государства и общества. При этом заключаются соглашения между предприятиями — поставщиками продукции на один товарный рынок, или между компаниями, закупающими продукцию товаров на одном рынке. Такие соглашения признаются картелем и запрещены законом.

Реализуя картельный сговор, его участники нарушают своими действиями конкурентные механизмы, от чего могут страдать потребители. Борьбой с картелями в Российской Федерации занимается Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках их подведомственности. В качестве основного инструмента в борьбе с рассматриваемыми правонарушениями являются внеплановые проверки. Полномочия, которыми при этом наделяются члены комиссии, экспертами оцениваются как недостаточные [3]. Так почти полностью отсутствует возможность предотвращения уничтожения доказательной базы, сокрытия важных документов и уклонения от расследования в целом.

Благодаря совместной работе ФАС России и правоохранительных органов в России каждый год выявляются антиконкурентные соглашения между участниками рынка. Значительную долю среди дел об антиконкурентных соглашениях занимают дела о картелях. Согласно статистическим данным, картельные соглашения чаще всего заключаются в сферах строительства и ремонта, продовольствия, транспортных перевозок, на рынке лекарственных препаратов и т. д. Доказательная база таких согласованных действий нуждается в фиксации обличающих фирм действий. Достаточно сложно объективно отличить единообразные действия правонарушителей от реально существующих антиконкурентных отношений.

Согласно докладу ФАС о состоянии конкуренции за 2020 год, в 2019 году общее количество дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях составило 944 дела, 424 о картельных соглашениях, за 2020 год возбуждено 625 дел(-33,8 %), а о картельных соглашениях их количество уменьшилось до 269 дел(-36,6 %) [7]. Было бы довольно поверхностным заметить, что данная статистика свидетельствует лишь о сокращении количеств правонарушений благодаря проводимым мерам и осуществлению своих контрольных функций антимонопольным ведомством. Скорее можно отметить ещё и возрастающие трудности в выявлении антиконкурентных правонарушений.

Осуществление контроля за действиями участников картеля не всегда результативным. К примеру, контролируя переговоры потенциальных участников картеля применяется координация лицом, не имеющим формального статуса как по отношению к конкурсам и аукционам в отличие от субъектов картельного соглашения, действий более двух хозяйствующих субъектов. То есть данное лицо не относится к вышеуказанным участникам, их группе, не практикует занятие деятельностью, запрещенной антиконкурентным законодательством на товарных рынках.

Проводить мониторинг деятельности лица, не имеющим формального отношения к субъектам картельного соглашения, правоохранительные и следственные органы не правомерны, как и свидетельствовать о наличии состава правонарушения в его действиях. Таким образом, картельные соглашения представляется видом неправомерной деятельности, доказывание и выявление которой являются все более затруднительным. В связи чем, обосновано уменьшение количества дел об антиконкурентных соглашениях.

Поскольку на систематические проверки и мониторинг хозяйствующих субъектов выделяются значительные средства из государственного бюджета, то имеется смысл в создании условий для инициирования признания участниками бизнеса в совершенных правонарушениях. Зарубежные крупные компании предусматривают такие действия в своей корпоративной политике комплаенса, вследствие чего в территориальные антимонопольные службы от фирм поступают признания о правонарушениях и заявлений об освобождении от ответственности.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации применяет различные методы в правоприменительной практике для выявления скрытых картелей. В 2016 году ведомство сформировало новый порядок доказывания антиконкурентных соглашений и согласованных действий на товарных рынках, где обозначено применение нового цифрового инструмента «Большой цифровой», введённый в действие с 2019 года, а так же АИС «АнтиКартель», применение которого запланировано на 2023 год. Данные автоматические информационные системы с помощью анализа большого объема данных и искусственного интеллекта осуществляют автоматизированный контроль недопустимых соглашений и согласованных действий на рынке.

Сокращение ущерба до минимума от вмешательства в хозяйственную деятельность является ещё одним из основных направлением деятельности антимонопольного ведомства. Лучше всего в этой деятельности не создавать чрезмерное вмешательство со стороны ФАС РФ, а также других контрольных органов [5]. Необходимо так же отметить важную работу, проводимую по борьбе с картелями, а именно проведение розыскной деятельности. Антимонопольные службы западных стран наделены такими полномочиями, благодаря чему наблюдается повышение результативности в борьбе с антиконкурентными соглашениями, однако данные полномочия все же могут быть правомочно ограничены, например, возможностью запрашивать материалы, в том числе документы, необходимые для проверки. Данный вывод подтверждается анализом положений регламента Управления по добросовестной торговле (OFT) Британии. При отсутствии добровольного согласия хозяйствующего субъекта для его внеплановой проверки и выемки документов потребуется решение суда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы выявления и борьбы с антиконкурентными соглашениями существует во всем мире. Огромную роль в правоприменения антимонопольного законодательства играет и судебная практика. Так, несомненно, следует отметить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» [2]. В данном документе освящаются следующие вопросы:

– общие вопросы применения антимонопольного законодательства, включая соотношение норм антимонопольного законодательства и гражданского права;

– запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

– запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;

– запрет недобросовестной конкуренции;

– запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия органов публичной власти;

– антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

– полномочия антимонопольных органов;

– рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов;

– рассмотрение судами споров, связанных с реализацией положений антимонопольного законодательства в гражданском обороте.

Помимо этого необходимо отметить и разъяснения ФАС России, например Рекомендации Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» по итогам расширенного заседания от 20 ноября 2019 г. в рамках проведения V международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» [6].

Антиконкурентные соглашения негативно влияют на развитие экономики значительного числа государств.

В этой связи властными структурами осуществляется наблюдение в целях исключения подобных отношений. Проводится отслеживание осуществляемой компаниями деятельности, организуются мероприятия проверочного характера и др.

При этом предусматривается строгая нормативная регламентация условий проведения подобных проверок, что обусловлено необходимостью защиты коммерческой тайны, интересов хозяйствующих субъектов, защиты права субъектов хозяйствования устанавливать друг с другом связи финансового и производственного характера.

Данные права являются в развитых в экономическом отношении странах ценностью, гарантированной государством. За счет действенной защиты данных прав формируются условия, в которых коммерческие организации имеют возможность планомерно развиваться. Ограничение указанных прав отрицательно влияет на активность предпринимателей, на существующий инвестиционный климат. Таким образом, властным структурам требуется обеспечивать баланс между свободой предпринимательской деятельности и защитой конкурентных отношений.

Таким образом, необходимо, чтобы в рамках достижения основной цели, реализуемой в Российской Федерации экономической политики, связанной с повышением конкурентоспособности экономики, российских компаний осуществлялось продуктивное взаимодействие сторонников свободы предпринимательской деятельности и тех, кто ориентирован на ужесточение регулятивного режима, и на данной основе вырабатывались компромиссные решения, являющиеся оптимальными.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (часть I). ст. 3434.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. N 5.
  3. Валова Ю. И. Цифровой вызов для ФАС. // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020.
  4. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием средств и методов, не поименованных в Федеральном законе «О защите конкуренции» // Конкурентное право. 2021. N 2.
  5. Крупнов Ю. А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции // Предикативный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. М., 2020.
  6. Рекомендации Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» по итогам расширенного заседания от 20 ноября 2019 г. в рамках проведения V международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование (утв. протоколом расширенного заседания Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России от 20 ноября 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  7. ФАС России. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. с. 278. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/documents/687779 (дата обращения: 31.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, соглашение, действие, Российская Федерация, ФАС России, антимонопольное ведомство, доказательная база, картельное соглашение, недобросовестная конкуренция, правоприменительная практика.


Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная служба РФ наложила оборотные штрафы на двух участников картеля на рынке норвежской рыбы на 184,6 миллиона рублей.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Федеральная антимонопольная службаФАС...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне. Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России.

Проблемы антимонопольного регулирования | Статья в сборнике...

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, картель, недобросовестная конкуренция, тайна связи.

Картель — это сговор компаний о ценах или объемах продаж друг с другом. Основным уполномоченным органом по борьбе с ней является ФАС России.

Основные характеристики антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики, по которым

Антимонопольное законодательство. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Антимонопольная политика современной России

 В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной...

Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Однако практика рассмотрения дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, сталкивается с трудностями в доказывании наличия подобных нарушений. Дело в том, что зачастую не так просто доказать реальное ограничение конкуренции...

Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная служба РФ наложила оборотные штрафы на двух участников картеля на рынке норвежской рыбы на 184,6 миллиона рублей.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Федеральная антимонопольная службаФАС...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне. Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России.

Проблемы антимонопольного регулирования | Статья в сборнике...

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, картель, недобросовестная конкуренция, тайна связи.

Картель — это сговор компаний о ценах или объемах продаж друг с другом. Основным уполномоченным органом по борьбе с ней является ФАС России.

Основные характеристики антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики, по которым

Антимонопольное законодательство. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Антимонопольная политика современной России

 В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной...

Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Однако практика рассмотрения дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, сталкивается с трудностями в доказывании наличия подобных нарушений. Дело в том, что зачастую не так просто доказать реальное ограничение конкуренции...

Задать вопрос