Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.10.2021

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Е. И. Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка / Е. И. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85018/ (дата обращения: 27.04.2024).



Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующие развитию мыслительных способностей студентов. Поэтому в настоящее время становится популярным использование интерактивных технологий в обучении английскому языку. Статья посвящена анализу литературы и поиску наиболее эффективных интерактивных технологий в обучении английскому языку.

Ключевые слова: мыслительные способности, интерактивные методы обучения английскому языку, метод проектов, ролевая игра, деловая игра, дискуссия.

Согласно ФГОС ВО РФ [1], программа обучения должна устанавливать у будущих учителей английского языка определенное количество универсальных и общепрофессиональных компетенций, из которых мы отметим системное и критическое мышление, а также академический уровень коммуникации не только на государственном, но и на иностранном, в нашем случае, на английском. Кроме того, педагогическая деятельность требует творческого подхода, в связи с чем стоит отметить, что формирование творческого мышления у будущих учителей английского языка крайне важно. Профессия педагога предполагает также исследовательскую деятельность, для которой характерно аналитическое мышление. Все перечисленные виды мышления являются обязательными требованиями будущих учителей английского языка.

С точки зрения теории С. Л. Рубинштейна, начальной точкой мыслительной деятельности является проблемная ситуация, т. е. определенная задача, на решение которой направлен мыслительный процесс [2]. С позиции педагогики, в основе мыслительной деятельности лежит педагогическая ситуация или задача. Программа обучения по направлению «Педагогическое образование» состоит из учебных дисциплин, разработанных с целью формирования у будущих специалистов педагогического мышления (мыслительных способностей педагога), а именно подготовки к работе с педагогическими задачами, но как показывает практика, у студентов педагогических институтов возникают трудности с:

— обоснованием решения педагогических задач;

— выявлением противоречия, источника развития анализируемого события, действия, явления;

— определением педагогических категорий, представленных в задачах;

— оперированием абстрактных понятий.

Для того, чтобы выпустить компетентного учителя английского языка необходимо изменить процесс обучения: его структуру, организацию деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Интерактивные технологии или интерактивный метод обучения впервые были введены в 1975 году немецким исследователем Гансом Фрицом. Под интерактивной педагогикой он понимал организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.

И. А. Петухов трактует интерактивный метод обучения как «способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся». Иными словами, участники учебной деятельности взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Стоит отметить, что учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [3].

Рационально мнение Е. И. Пометуна, который подчеркивает в интерактивном обучении систему способов, приемов и методов, основанных на взаимодействии педагога с учащимися, учащихся между собой, и самое важное, на постоянной активности учащихся. Равноправие между учителем и учениками в интерактивном обучении позволяет отметить уникальность данного метода, в отличие от традиционных методов, где учитель имеет статус выше нежели ученики. Именно эта особенность интерактивного метода является причиной достижения высоких результатов. Но не стоит забывать о том, что интерактивный учебный процесс требует соответствующего внимания со стороны учителя в организации учебного процесса.

При организации занятий с использованием интерактивных технологий необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Все участники учебного процесса без исключения должны принимать активное участие. Следовательно, рекомендуется выбирать те методы, которые предполагают участие всех студентов.
  2. Моральное состояние участников играет важную роль при организации учебного процесса. Рекомендуется подготавливать студентов к интерактивным заданиям, поскольку бывают студенты, не проявляющие себя активно в учебной деятельности. Приветствуется поощрение таких студентов за активное участие.
  3. Несмотря на эффективность интерактивных методов обучения, их чрезмерное использование может негативно повлиять на состояние учащихся. Необходимо выбрать метод с учетом количества участников, поскольку качество обучения и количество участников находятся в прямой связи.
  4. Не стоит забывать об организации комфортного пространства для проведения занятий.
  5. Важно обсуждать со студентами организационные вопросы, например регламент выступления. Необходимо ввести правило, которое предполагает толерантность и уважение к точке зрения других.
  6. При разделении участников на группы рекомендуется учитывать их желание. Добровольное разделение в группы приветствуется. В некоторых случаях можно воспользоваться принципом случайного выбора.

Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.

В результате анализа литературы мы выделили основные интерактивные технологии, наиболее часто используемые в обучении английскому языку: дискуссия, ролевая и деловая игра, метод проектов.

Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии [4]. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения.

Дискуссия представляет собой коммуникативный метод, который направлен на обучение английскому языку через коммуникацию. Коммуникативные навыки у студентов формируются за счет непредсказуемых моментов.

Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.

Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.

Метод проектов — это выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности.

Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы.

Благодаря таким методам как дискуссия, ролевая и деловая игры у студентов будущих учителей английского языка повышаются коммуникативные навыки и пятый уровень мыслительных способностей — оценивание. Это происходит за счет оценивания ситуации в дискуссии, оценивания точки зрения не только оппонентов, но и своей.

Отдельное внимание стоит уделить методу проектов, который требует активизации сразу всех уровней мыслительных способностей. Например, в процессе проектирования студенты анализируют информацию, оценивают ценность и актуальность анализируемой информации и переходят к оформлению результатов, то есть отбору конкретной информации и непосредственно созданию проектов.

Благодаря многообразности методов интерактивного обучения у студентов совершенствуются такие качества ума как широта, гибкость, глубина, за счет оценивания и выслушивания других мнений улучшается критичность ума, и наконец, в результате самостоятельных исследований, поисков информации развивается самостоятельность ума.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт педагогического образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018г., № 121 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2018г.
  2. Петухов, И. А. Применение интерактивных технологий на уроках английского языка для развития навыков говорения на среднем этапе обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 134–138
  3. Дмитренко, Т. А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования: учебное пособие / Т. А. Дмитренко. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 164 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, интерактивный метод обучения, метод проектов, учебный процесс, деловая игра, ролевая игра, студент, активное участие, интерактивное обучение, интерактивная педагогика.


Похожие статьи

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английскому языку со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык. В настоящее время происходит реформирование современной системы высшего профессионального образования...

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Использование интерактивных методов на практических занятиях по иностранному языку облегчает процесс обучения не только преподавателям, но и студентам. Каждый интерактивный метод используется для решения определенных целей. Инновационные технологии направлены на достижение поставленной цели на основе обеспечения высокой степени активности студентов на занятиях. Как подчеркивает О. Н. Алексеенко, занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом. Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) — это процесс формирования умений и навыков в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий...

Использование интерактивных технологий при обучении...

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей [2, с. 102]. Цель интерактивного обучения — повышение эффективности учебного процесса, в котором все обучающиеся достигают высоких результатов в обучении. Рассмотрим данную проблему на примере обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку, в частности, английскому.

Использование интерактивных методов и приемов на...

Интерактивные методыметоды, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучениеобучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет стать ученику активным участником педагогического процесса, сформировать и развить познавательную активность школьника, содействовать формированию активной и творческой личности, которая способна меняться в меняющемся мире.

Современные образовательные технологии в преподавании...

‒ исследовательские методы в обучении; ‒ проектные методы обучения; ‒ технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; ‒ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); ‒ информационно-коммуникационные технологии и др.; Хотелось бы подробнее остановиться на проектных и интерактивных методах обучения. Так как считаю, что их сочетание и интеграция является одним из самых продуктивных и результативных в процессе преподавания английскому языку. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка, ограниченного рамками специальности, обучаемый получает возможность развивать свою личность, формировать необходимые не только для профессиональной работы, но и для повседневной жизни навыки общения с другими людьми. Говоря о роли интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранному языковой компетенции студентов неязыковых специальностей, нельзя не отметить, что они играют важную роль в...

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению...

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Ключевые слова: мотивация, интерактивные технологии, ролевая игра, деловая игра, рефлексия. Первостепенная задача образования сегодня — не просто вооружить выпускника необходимым уровнем знаний, а сформировать у него

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ролевая игра, деловая игра, иностранный язык, образовательный процесс, внутренняя мотивация, интерактивное обучение, коммуникативная компетенция...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр. Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий

- метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой...

Oбучение английскому языку методом управляемых открытий

Процесс обучения методом управляемых открытий может быть легко реализован с любой группой студентов, на любом уровне изучения языка, выполнив следующие четыре шага. Шаг1: Знакомство с языком посредством (на основе) примеров или иллюстраций. Преподаватель знакомит студентов с изучаемыми аспектами языка при помощи иллюстраций

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая игра, интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, занятие, активный метод обучения. Профессионально-ориентированное обучение английскому... В последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников неязыковых вузов.

Похожие статьи

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английскому языку со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык. В настоящее время происходит реформирование современной системы высшего профессионального образования...

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Использование интерактивных методов на практических занятиях по иностранному языку облегчает процесс обучения не только преподавателям, но и студентам. Каждый интерактивный метод используется для решения определенных целей. Инновационные технологии направлены на достижение поставленной цели на основе обеспечения высокой степени активности студентов на занятиях. Как подчеркивает О. Н. Алексеенко, занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом. Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) — это процесс формирования умений и навыков в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий...

Использование интерактивных технологий при обучении...

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей [2, с. 102]. Цель интерактивного обучения — повышение эффективности учебного процесса, в котором все обучающиеся достигают высоких результатов в обучении. Рассмотрим данную проблему на примере обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку, в частности, английскому.

Использование интерактивных методов и приемов на...

Интерактивные методыметоды, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучениеобучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет стать ученику активным участником педагогического процесса, сформировать и развить познавательную активность школьника, содействовать формированию активной и творческой личности, которая способна меняться в меняющемся мире.

Современные образовательные технологии в преподавании...

‒ исследовательские методы в обучении; ‒ проектные методы обучения; ‒ технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; ‒ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); ‒ информационно-коммуникационные технологии и др.; Хотелось бы подробнее остановиться на проектных и интерактивных методах обучения. Так как считаю, что их сочетание и интеграция является одним из самых продуктивных и результативных в процессе преподавания английскому языку. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка, ограниченного рамками специальности, обучаемый получает возможность развивать свою личность, формировать необходимые не только для профессиональной работы, но и для повседневной жизни навыки общения с другими людьми. Говоря о роли интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранному языковой компетенции студентов неязыковых специальностей, нельзя не отметить, что они играют важную роль в...

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению...

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Ключевые слова: мотивация, интерактивные технологии, ролевая игра, деловая игра, рефлексия. Первостепенная задача образования сегодня — не просто вооружить выпускника необходимым уровнем знаний, а сформировать у него

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ролевая игра, деловая игра, иностранный язык, образовательный процесс, внутренняя мотивация, интерактивное обучение, коммуникативная компетенция...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр. Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий

- метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой...

Oбучение английскому языку методом управляемых открытий

Процесс обучения методом управляемых открытий может быть легко реализован с любой группой студентов, на любом уровне изучения языка, выполнив следующие четыре шага. Шаг1: Знакомство с языком посредством (на основе) примеров или иллюстраций. Преподаватель знакомит студентов с изучаемыми аспектами языка при помощи иллюстраций

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая игра, интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, занятие, активный метод обучения. Профессионально-ориентированное обучение английскому... В последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников неязыковых вузов.

Задать вопрос