Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник вокальной импровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Миляева, П. А. Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник вокальной импровизации / П. А. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84528/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье приводятся общие данные, которые свидетельствуют о существовании параллелей между духовной музыкой древности с её первоначальной речевой, литературной и устно-декламационной основой и современными вокальными приемами. Основная часть статьи раскрывает зависимость импровизационных мелизматических вставок, наиболее часто употребляющихся в западной исполнительской практике популярных вокалистов, от сложившихся в религиозной сфере традиций использования приемов определённого наклонения. Также в статье кратко рассмотрены принципы основных компонентов нахождения в культурном пространстве отечественной эстрадной песни XX-XXI веков.

Ключевые слова: мелизматическое пение, древние распевы, опевание, исторические параллели, преемственность музыкальной традиции.

Современная отечественная вокальная школа постепенно начинает ориентироваться на западные образцы, которые, согласно мнению некоторых педагогов [3, с. 152], во многом опережают возникающие технико-композиционные связи процесса обучения эстрадному пению. Методы, положенные в основу исполнительского аппарата русской эстрады второй половины XX века, близки к классическому образованию [4, с. 95–96] как по типическим приемам звукоизвлечения, так и по содержанию музыкальной формы, в которой довольно простая мелодия сочеталась с аккомпанементом, построенным на базовых гармонических последовательностях. Стоит сказать, что взаимопроникновение джазовых мотивов наряду с вкраплениями «народных» ходов и вокальных украшений, зачастую ведущих к кульминационной точке, значительно расширило возможности художественного образования вокалистов периода 60–70-х годов. Однако, в большинстве случаев тот или иной штрих, способ опевания или изложения специфической импровизационной вставки оставались типическими для определённого исполнителя или вокально-инструментального ансамбля, продолжая быть географически прикреплёнными к региону, где социокультурные факторы позволили возникнуть новому приёму. Это связано, прежде всего, с особенной заинтересованностью основной части аудитории в более универсальных музыкальных композициях, где рефлексия оставалась доступной, а собственное прочтение не привлекало особого внимания, становясь фоновой частью повседневной деятельности [5, с. 3]. Последнюю четверть двадцатого века можно охарактеризовать возрастающей популярностью мотивов, частично скопированных с западных композиций и приобретших русский колорит путём создания аранжировок, тяготеющих к уже имеющимся стандартам, что впоследствии привело к возникновению особой среды для продвижения устойчивых музыкальных интонаций, часть из которых мы можем наблюдать и в наши дни. Это, например, преобладание минорного лада, форма постепенного развертывания мелодии припева cо слабой доли по схеме D-T-S-D или по секвенциям, отталкивающимся от тоники, вторая часть которых имеет мажорный окрас, отклонения в параллельные тональности, преобладание автентических оборотов. Всё стабильно, композиционно зациклено (обычно это простая форма чередования припевов и куплетов, иногда распространённых инструментальными соло, модуляциями на полтона выше изначальной тональности или короткими ритмически и интонационно отличающимися от темы переходами типа «bridge» [9]) — упрощение продиктовано ещё одной движущей силой современного вокального пространства, в контексте идей которого существуют аналогичные друг другу образцы лёгкой танцевальной музыки, где поэтические формулы повествуют о любви и разных проявлениях смятения души. На данном этапе уже целесообразно обращаться к историческим источникам для того, чтобы обосновать предпосылки распространения именно такого круга музыкальных формул, конечно, в более архаическом понимании. Для сравнения можно упомянуть своевременное упрощение текстов православных богослужений в период на рубеже XVII-XVIII веков, как раз после расцвета партесного пения [6], отличающегося значительной эмоциональностью. Подобные изменения пытались вводить, заменяя мелизматически богатые партесные распевы знаменными, которые по структуре близки ранним византийским первоисточникам, считающимся некоторыми представителями духовенства менее «романтизированными», строгими и в большей степени предназначенными для смиренного моления. Так как современную аудиторию популярной эстрады характеризует, конечно, светскость и даже некоторые атеистические наклонности, мы будем говорить о причинно-следственных связях древнего и актуального искусства через общность желаемого результата взаимодействия музыки и нервной системы человека. Для этого вспомним, что основным предназначением музыкальных элементов религиозных обрядов древнейших времён было именно введение участников традиционных действий в состояние экстаза (как, например, песни народов северной Мексики, часть которых была описана в творчестве К. Кастанеды, тесно связанном с изучением культуры яки); анализируя «живые» записи концертов современных отечественных исполнителей, я наблюдаю некоторые сходства: большое количество людей постепенно становится объединенной эмоционально группой, пребывающей в остром состоянии восторга и ликования от взаимодействия с узнаваемыми вокальными композициями, что сопровождается танцами и ответным пением (в интерактивном ключе). Так, говоря о преемственности музыкальных традиций, далее мы вспомним о совершенных образцах православного распева — о кондаках, которые в русской церкви постепенно формировались также на основе демественного пения, имеющего греческое происхождение. В. В. Стасов отмечал характер обучения этому распеву как практически передаваемый зачастую без письменных источников навык, содержащий в себе значительную долю индивидуальной интерпретации певцов, заключающейся и в особом, виртуозном опевании основных мелодий, богатой орнаментике звучания, мелизматических вставках, а также в подобнах, собственно мелизматических фрагментах, встречающихся в византийской музыкальной культуре. Так как мелизматику в целом относят к качеству, своейственному песнопениям мировых религий, следует обратить внимание на изобилующую данными приёмами музыку древней Сирии. Загаль — веяние Византии — опевание одного звука, насыщенное хроматическими ходами, распространённое в северной части одного из первых регионов, где начиналось проповедоваться православие. Также можно упомянуть связь композиторской интерпретации религиозных текстов с мелизматической импровизацией, на проведение которой был направлен речетативный песенный жанр шарги или шурги — каждая новая строчка вокализировалась наиболее искусным орнаментом, который мог воспроизвести хор. Композиторская деятельность упоминается здесь не случайно — ислам, который в качестве религии был более характерен для центральной Сирии [12], запрещал и строго ограничивал музыкальное трактование некоторых идей, так что чаще всего образованные рабы, привозившие культуру своих регионов (чем и объясняется связь с иными религиями через музыкальные приёмы), были одновременно составителями и исполнителями своих произведений. Теперь вернёмся к кондаку как к завершённому по своим идеальным параметрам виду древнего пения (о первых формах-предпосылках мы говорили несколько ранее) и проведём несколько исторических параллелей. Первая — с Романом Сладкопевцем, составителем кондаков, по преданию поглотившим данный Богородицей свиток [8], который имел греческое происхождение и разговаривал на сирийском наречии. Вторая — с Иоанном Златоустом, распространявшим антифонное пение, послужившее впоследствии началом развития многоголосной музыки на западе, о традициях современного вокала которого мы будем говорить в заключении статьи. Саму традицию антифонного пения относят к Антиохии, родине Иоанна. Вспомним, что антифоны в особых праздничных службах христиан седьмого-девятого веков иногда заменялись близкими по строению респонсориями, в которых именно мелизматические украшения требовали от солиста особой профессиональной подготовки [1, с. 60, 78]. О респонсорных тонах мы вспомним несколько позже. Здесь нужна ещё одна историческая параллель — с культурой древнего пения, которая росла на эллинистическом иудаизме [7]. Эллинистический иудаизм — понятие, объединяющее преемственность греческих и древневосточных религиозных традиций: таким образом мы приходим к вышеизложенным характеристикам вокального искусства северной и центральной Сирии и их связи с появлением кондаков и развитием православных богослужений в целом. Переходя к современным мелизматическим традициям западного вокала, нам следует постоянно помнить о содержании пентатоники, вокруг которой построены многие композиции и импровизационные ходы. Прежде заметим, что пентатоника является основой продвинутых мелизматических упражнений — здесь мы снова вспоминаем о музыке и древности и матимах, от греческого «μαθήματα» [10], песнопение-упражнение. К матимам причисляют византийский стиль калофонического пения, относящегося к XIV веку, где древний распев становился более продолжительным, орнаментированным, где основной задачей исполнителя являлось сохранение нежного звучания нисходящих мелодий в высоком регистре (что достаточно схоже с современной моделью быстрого нисходящего или восходящего пропевания расширенного звукоряда или (зачастую) пентатоники). Относительно респонсорного тона необходимо сказать следующее: его силлабический распев может отсылать нас к современной системе устройства речетативных вставок, вокализируемых в кульминации или обозначаемых в финале. Например, речетативы в популярных песнях исполнителей: Christina María Aguilera, Madcone, Beyoncé Giselle Knowles-Carter.

Литература:

  1. Лада О. В. О церковном пении. — Сборник статей. — М.: Талан, 1997–159 с.
  2. Стасов В. В. Избранные сочинения в 3 т.: Живопись. Скульптура. Музыка [том третий]. — М.: Искусство, 1952–455 с.
  3. Мусланова К. И. Современное музыкальное образование на Западе // Человек и образование. — 2013. — № 1 (34). — С. 152–155.
  4. Подпоринова Н. О. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в // Культурная жизнь Юга России. — 2016. — № 1 (60). — С. 94–97.
  5. Маевская И. В. Жанрово-стилевые аспекты отечественной эстрадной песни второй половины XX века: автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Маевская Илона Владимировна. — Ростов-на-Дону, 2020. — 28 с.
  6. https://www.belcanto.ru
  7. http://az.lib.ru
  8. https://azbyka.ru
  9. http://frateroleg.name
  10. https://wiki2.org
  11. https://ru.wikipedia.org
  12. https://arzamas.academy
Основные термины (генерируются автоматически): D-T-S-D, XVII-XVIII, XX-XXI, антифонное пение, век, греческое происхождение, древнее пение, распев, центральная Сирия, эллинистический иудаизм.


Ключевые слова

мелизматическое пение, древние распевы, опевание, исторические параллели, преемственность музыкальной традиции

Похожие статьи

Особенности влияния пения на состояние здоровья человека

Библиографическое описание: Мещеркина, В. Д. Особенности влияния пения на состояние здоровья человека / В. Д. Мещеркина, Н. А

 Практическая значимость работы состоит в разъяснении вопроса о пользе пения для здоровья человека, а также в составлении памяток...

Television speech as a variety of oral public speech

Научный руководитель: Какжанова Фарида Айдархановна. Рубрика: Филология, лингвистика. Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г. Статья просмотрена: < 10 раз.

Обучение церковному пению как фактор развития...

«Пение, – говорит греческий монах Евфимий Зигабен, – имеет огромное

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи

Та же мысль, но в несколько ином аспекте встречается уже в XIX веке у святителя Феофана Затворника...

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Ведь богослужебное пение, в древней Руси, всегда являлось образом небесного ангельского

В целом для большей наглядности противопоставление богослужебного пения и музыки на Руси в XVII

И вот на рубеже XVIII и XIX вв. раздаётся авторитетный голос православного иерарха...

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

За всю карьеру режиссера поставил порядка двадцати картин. «Обыкновенный фашизм».

Фашизм — политическое движение, охватившее всю Европу в 20 веке и уничтожившее десятки миллионов людей. В основе его лежит тоталитарный тип управления.

Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения...

Исполнение вокализов на уроках сольного пения ставит перед обучающимся сразу две задачи.

Некоторые теоретические и практические вопросы формирования... Ещё одним аргументом в пользу грудного пения он считает «чрезвычайную полезность для голоса».

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Помимо вышеупомянутого пения колядок и, собственно колядования, показан обычай поминать усопших. Чуб и Панас отправляются на кутью к Дьяку. В момент исполнения их дуэттино звучит подлинная народная песня «Ой, ру-ду-ду»: «Празднование Святок начиналось с...

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара. Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Опираясь на литературные источники, я понял, что конец XVII и начало XVIII века считают началом новой вехи в русской истории — «Петровской эпохой». Все сферы русской жизни затронула деятельность Петра — реформатора.

Похожие статьи

Особенности влияния пения на состояние здоровья человека

Библиографическое описание: Мещеркина, В. Д. Особенности влияния пения на состояние здоровья человека / В. Д. Мещеркина, Н. А

 Практическая значимость работы состоит в разъяснении вопроса о пользе пения для здоровья человека, а также в составлении памяток...

Television speech as a variety of oral public speech

Научный руководитель: Какжанова Фарида Айдархановна. Рубрика: Филология, лингвистика. Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г. Статья просмотрена: < 10 раз.

Обучение церковному пению как фактор развития...

«Пение, – говорит греческий монах Евфимий Зигабен, – имеет огромное

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи

Та же мысль, но в несколько ином аспекте встречается уже в XIX веке у святителя Феофана Затворника...

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Ведь богослужебное пение, в древней Руси, всегда являлось образом небесного ангельского

В целом для большей наглядности противопоставление богослужебного пения и музыки на Руси в XVII

И вот на рубеже XVIII и XIX вв. раздаётся авторитетный голос православного иерарха...

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

За всю карьеру режиссера поставил порядка двадцати картин. «Обыкновенный фашизм».

Фашизм — политическое движение, охватившее всю Европу в 20 веке и уничтожившее десятки миллионов людей. В основе его лежит тоталитарный тип управления.

Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения...

Исполнение вокализов на уроках сольного пения ставит перед обучающимся сразу две задачи.

Некоторые теоретические и практические вопросы формирования... Ещё одним аргументом в пользу грудного пения он считает «чрезвычайную полезность для голоса».

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Помимо вышеупомянутого пения колядок и, собственно колядования, показан обычай поминать усопших. Чуб и Панас отправляются на кутью к Дьяку. В момент исполнения их дуэттино звучит подлинная народная песня «Ой, ру-ду-ду»: «Празднование Святок начиналось с...

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара. Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Опираясь на литературные источники, я понял, что конец XVII и начало XVIII века считают началом новой вехи в русской истории — «Петровской эпохой». Все сферы русской жизни затронула деятельность Петра — реформатора.

Задать вопрос