Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Медвинский, А. О. Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли / А. О. Медвинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84467/ (дата обращения: 02.05.2024).



Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса пандемии коронавируса происходит ухудшение условий макроэкономической конъюнктуры рынков, из-за чего наблюдается более ужесточенная конкурентная борьба за ограниченные покупательные возможности клиентов специализированных строительных предприятий. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации. Описаны механизмы формирования конкурентных преимуществ на примере специализированных предприятий строительной отрасли. Рассмотрены основные методы и критерии оценки конкурентоспособности строительных организаций российской экономики.

Ключевые слова: строительная отрасль, строительные предприятия, строительные организации, управление конкурентоспособностью, оценка конкурентоспособности, конкурентоспособность.

The scientific article is devoted to conducting a research analysis of the main methods, methods and criteria for assessing the competitiveness of an organization used for construction enterprises. The relevance of the study is due to the fact that due to the coronavirus pandemic crisis, the conditions of the macroeconomic market conditions are deteriorating, which is why there is a more intense competition for the limited purchasing opportunities of customers of specialized construction companies. The article discusses the theoretical aspects of managing the competitiveness of an organization. The mechanisms for the formation of competitive advantages are described using the example of specialized enterprises in the construction industry. The main methods and criteria for assessing the competitiveness of construction organizations of the Russian economy are considered.

Keywords: construction industry, construction companies, construction organizations, competitiveness management, assessment of competitiveness, competitiveness.

На сегодняшний день строительная сфера экономики Российской Федерации переживает трудный период своего функционирования, связанного с распространением пандемии коронавируса COVID-19. Строительным предприятиям необходимо оптимизировать свою деятельность, совершенствовать инструменты привлечения клиентов и снизить размеры своих затрат, с целью возможности обеспечения обязательств перед контрагентами и поставщиками.

Среди негативных направлений влияния пандемии — падение покупательной способности населения, что главный фактор в снижении спроса на строительную продукцию и объекты жилой и коммерческой недвижимости. Тем самым, рыночная капитализация и объем строительной отрасли национальной экономики снижается, что сужает коммерческие возможности и конкурентный потенциал многих предприятий.

В особенности, по нашему мнению, наиболее негативное воздействие кризис пандемии имеет на субъекты малого и среднего бизнеса, конкурентные позиции которых более слабые и неустойчивые. Зачастую в период турбулентности рынков выживают крупные компании, которые обладают необходимыми информационными, трудовыми и финансовыми ресурсами, используемых при обеспечении конкурентоспособности строительной организации.

Актуальность научного исследования на тематику «методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли» обусловлена тем, что из-за кризиса пандемии коронавируса происходит ухудшение условий макроэкономической конъюнктуры рынков, из-за чего наблюдается более ужесточенная конкурентная борьба за ограниченные покупательные возможности клиентов специализированных строительных предприятий.

Соответственно, целью научной статьи выступает исследовательский анализ основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий.

Современные условия функционирования строительных предприятий экономики России характеризуются негативным воздействием следующих актуальных проблем, среди которых [1]:

  1. Высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование и ипотеку.
  2. Тенденция увеличения стоимости строительных материалов, сырья и оборудования.
  3. Высокие уровень налоговой нагрузки на коммерческую деятельность строительных предприятий.
  4. Дефицит высококвалифицированных специалистов и сотрудников технических профессий.

Однако главной проблемой для современных строительных предприятий выступает высокий уровень насыщенности строительной отрасли конкурентами, поскольку число строительных организаций за последнее десятилетие увеличилось с 196 тысяч до 278 тысяч предприятий [2].

Управление конкурентоспособностью строительной организации подразумевает под собою систему, которая и управляет конкурентными преимуществами и недостатками предприятия, с целью повышения ее конкурентоспособности в сравнении с рыночными конкурентами [3].

В условиях негативного влияния пандемии коронавируса и нестабильности экономики происходит воздействие на следующие показатели конкурентоспособности специализированных строительных предприятий, а именно:

– показатели затрат, отражающие размер издержек бизнеса и себестоимости производства;

– показатели прибыльности, отражающие эффективность и финансовый результат бизнеса;

– показатели производительности, отражающие эффективность использование трудовых, финансовых и производственных ресурсов,

– показатели финансовой независимости, отражающие финансовую устойчивость компании, платежеспособность, рентабельность и степень автономии;

– показатели положения компании на рынке, отражающие долю организации в отрасли;

– репутационные показатели, отражающие степень потребительской лояльности к бренду и торговым маркам предприятия.

Успешное функционирование и развитие предприятия строительной отрасли российской экономики требует соответствующего подхода к формированию их конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, а это в свою очередь предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности организации [5].

Одним из ключевых инструментов управления конкурентоспособности организации выступает формирование конкурентных преимуществ, которые свидетельствуют о превосходстве над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

К основным положительным факторам формирования конкурентоспособности организации строительной отрасли российской экономики стоит относить [4]:

– конкурентоспособность продукции;

– конкурентоспособность рабочего персонала;

– конкурентоспособность технологий, оборудования, производственных мощностей и других объектов основных средств предприятия,

– конкурентоспособность стратегии развития;

– экономическая безопасность предприятия;

– финансовая устойчивость организации.

С учетом наличия проблемы управления конкурентоспособностью во многих организациях строительной отрасли российской экономики, актуальным является разработка мероприятий по ее повышению. К данным рекомендациям стоит относить:

  1. Поиск новых форм выпуска продукции.
  2. Использование инноваций и цифровых технологий в рамках автоматизации системы управления бизнес-процессами.
  3. Использование качественного сырья и материалов.
  4. Использование инструментов повышения профессиональной квалификации рабочего персонала.
  5. Совершенствование мотивационной схемы, путем привязки материальной оплаты труда сотрудников к системе сбалансированных показателей (KPI).
  6. Проведение постоянного стратегического анализа ближайших конкурентов по рынку.
  7. Оптимизация структуры капитала, с целью увеличения доли собственного капитала.

Для того, чтобы повышение конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли российской экономики выступало более эффективной процедурой управленческой деятельности, необходимо проведение тщательной оценки самой конкурентоспособности бизнеса.

Оценка конкурентоспособности строительного предприятия возможна при помощи различных методов, задачей которых выступает анализ финансовой устойчивости организации, ее платежеспособности, эффективности использования активов, основных средств, при помощи оценки конкурентоспособности продукции и всего продуктового портфеля.

При помощи оценки конкурентоспособности, руководство предприятия строительной отрасли обретает инструменты, позволяющие определить свои слабые стороны, устранение которых, способно повысить уровень конкурентоспособности бизнеса.

К критериям оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли стоит относить [10, 11]:

– качество строительных работа, услуг и товаров;

– доля рынка строительных услуг;

– интегральный показатель финансово-экономического состояния предприятия;

– показатели финансовой отчетности;

– рыночная стоимость/капитализация бизнеса компании;

– инновационный потенциал;

– производственный потенциал;

– непрерывность использования ресурсов;

– равномерность использования ресурсов;

– уровень использования основных фондов;

– коэффициент текучести кадров;

– ценообразование;

– рентабельность продаж.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы оценки конкурентоспособности строительных предприятий, предлагаемые в специальной литературе, и проведем их сравнительный анализ.

В первую очередь, отметим, что в современной практике существует сразу несколько подходов к организации оценки конкурентоспособности организации. К ним относятся [6]:

– метод «профилей» и качества, в рамках которого идет оценка конкурентоспособности продукции;

– функциональный подход, в рамках которого идет оценка соотношение цены и качества, нормы прибыли и загруженности производственных мощностей;

– метод «банчмаркинга», в рамках которого идет практическое сравнение предприятия с наиболее ближними рыночными конкурентами;

– метод теории эффективной конкуренции, в рамках которого идет экономическая оценка эффективности функционирования всех подразделений предприятия.

Также в рамках оценки конкурентоспособности предприятий строительной отрасли могут использоваться такие методы, как:

  1. SWOT-анализ — классический инструмент оценки конкурентоспособности предприятия, базирующийся на анализе четырех сфер, среди которых сила, слабость возможности и угрозы компании [7].
  2. PEST-анализ, особенно популярный среди больших строительных компаний, используется для оценки внешней среды организации и выявления факторов, которые могут оказать влияние на ее функционирование [7].
  3. Метод «Пяти сил Портера» был разработан в 1979 году Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса как простой фрейм для оценки конкурентоспособной мощи и позиции организации на рынке. Теория базируется на концепции, что имеется пять сил, которые определяют конкурентоспособную мощь и привлекательность рынка [8].
  4. Модель Маккинси — метод оценки конкурентоспособности организации, который проводит оценку внутренней среды предприятия по 7 категориям, 3 из которых «жесткие», а 4 «мягкие».
  5. Модель Адизеса заключается в том, что все компании схожи с живыми организмами и проходят одинаковые стадии жизненного цикла. Понимание текущего этапа предприятия помогает сформировать стратегию его управления и развития [9].

Таким образом, в заключении научной работы, можно подытожить следующее:

  1. При помощи оценки конкурентоспособности, руководство предприятия строительной отрасли обретает инструменты, позволяющие определить свои слабые стороны, устранение которых, способно повысить уровень конкурентоспособности бизнеса.
  2. К подходам оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли относятся метод «профилей» и качества, функциональный подход, метод «банчмаркинга» и метод теории эффективной конкуренции.
  3. В рамках оценки конкурентоспособности предприятий строительной отрасли могут использоваться такие методы, как SWOT анализ, PEST-анализ, Метод «Пяти сил Портера», Модель Маккинси и Модель Адизеса.

Литература:

  1. Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2.
  2. Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
  3. Емадаков Р. Ю. Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. № 1 (13).
  4. Мельникова Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 431–435.
  5. Войнов Д. А., Германович А. Г. Управление конкурентоспособностью предприятия // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. № 2.
  6. Пименова Е. Н. Методы оценки конкурентоспособности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 6.
  7. Фудина Е. В. Инструменты и методы оценки конкурентоспособности организации // Московский экономический журнал. 2019. № 12.
  8. Гайфуллина М. М., Щербаков А. М. Методы оценки конкурентоспособности компании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5–4.
  9. Дикая В. А. Методы оценки конкурентоспособности фирмы // ЕГИ. 2019. № 24 (2).
  10. Тищенко А. Н., Хаустова В. Е., Беляев А. С. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий с учетом их специфики // Проблемы экономики. 2013. № 1.
  11. Гусев Е. В., Угрюмов Е. А., Обронов И. М. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий на основе организационно-технических показателей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): строительная отрасль, российская экономика, предприятие, специализированное предприятие, кризис пандемии, критерий оценки конкурентоспособности, исследовательский анализ, конкурентный потенциал, негативное воздействие, рабочий персонал.


Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

На оценку конкурентоспособности строительной организации, как нам представляется

Тарануха Н. Л., Плетнева М. М. Классификация методов оценки конкурентоспособности

Представители строительной отрасли жалуются на частые и неожиданные инициативы по.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Конкурентные возможности равно тому, что предприятие может достичь выгоду в

Уровень и потенциал организации управления на предприятии проявляется в

Данная критерия оценивается при помощи оценки выручки или валовой реализованной продукции на рынке.

Влияние пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества...

 В данной статье рассматриваются особенности влияния пандемии COVID-19 на конкурентные

Эти предприятия представляют широкий спектр потоков доходов и бизнес-моделей, и

Поэтому, когда потребности клиентов существенно меняются во время кризиса...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли.

Конкурентоспособность — это обязательное качество и структурный компонент

Строительная отрасль является одной из самых динамично развивающихся в Российской...

Оценка конкурентоспособности персонала предприятия

Оценка конкурентоспособности персонала осуществляется по тем параметрам, которые имеют значение для работодателя:  количественные показатели — доля расходов на персонал в сравнении со средними значениями по отрасли, доля расходов на персонал в общей...

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения...

Библиографическое описание: Загораева, Р. Р. Анализ и оценка состояния конкурентной

Важно понимать, что развитие конкурентных отношений в экономике — это сложная задача

В 2020 году для оценки состояния конкурентной среды в РФ Аналитическим центром при...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной

Проведенный анализ и оценка конкурентоспособности магазина «Престиж» и его

Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В. Иванова [7], она...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной...

К интеллектуальным факторам конкурентоспособности строительных предприятий можно

Конкурентоспособность предприятия — это многоплановая экономическая категория

На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими...

Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

На оценку конкурентоспособности строительной организации, как нам представляется

Тарануха Н. Л., Плетнева М. М. Классификация методов оценки конкурентоспособности

Представители строительной отрасли жалуются на частые и неожиданные инициативы по.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Конкурентные возможности равно тому, что предприятие может достичь выгоду в

Уровень и потенциал организации управления на предприятии проявляется в

Данная критерия оценивается при помощи оценки выручки или валовой реализованной продукции на рынке.

Влияние пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества...

 В данной статье рассматриваются особенности влияния пандемии COVID-19 на конкурентные

Эти предприятия представляют широкий спектр потоков доходов и бизнес-моделей, и

Поэтому, когда потребности клиентов существенно меняются во время кризиса...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли.

Конкурентоспособность — это обязательное качество и структурный компонент

Строительная отрасль является одной из самых динамично развивающихся в Российской...

Оценка конкурентоспособности персонала предприятия

Оценка конкурентоспособности персонала осуществляется по тем параметрам, которые имеют значение для работодателя:  количественные показатели — доля расходов на персонал в сравнении со средними значениями по отрасли, доля расходов на персонал в общей...

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения...

Библиографическое описание: Загораева, Р. Р. Анализ и оценка состояния конкурентной

Важно понимать, что развитие конкурентных отношений в экономике — это сложная задача

В 2020 году для оценки состояния конкурентной среды в РФ Аналитическим центром при...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной

Проведенный анализ и оценка конкурентоспособности магазина «Престиж» и его

Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В. Иванова [7], она...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной...

К интеллектуальным факторам конкурентоспособности строительных предприятий можно

Конкурентоспособность предприятия — это многоплановая экономическая категория

На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими...

Задать вопрос