Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 1324 раза

Библиографическое описание:

Каленов, А. А. Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка / А. А. Каленов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84327/ (дата обращения: 05.05.2024).



В общепринятом смысле методом обучения можно назвать комплекс приёмов и способов преподнесения информации. Каждый педагог пользуется определённым набором методов для выстраивания собственной стратегии обучения. Что касается педагогических подходов, то это базисное понятие, которое включает в себя понятие метода.

Методы дедукции на уроках английского языка используются преимущественно при изучении грамматики. Можно говорить о двух способах проработки материала:

– дедуктивный

– индуктивный

Дедуктивный метод входит в категорию эксплицитных подходов к обучению, которые рассчитаны на освоение понятий и правил. Учащиеся усваивают информацию поступательно, двигаясь от общего к частному. В этом случае педагог приступает к ознакомлению темы с рассмотрения правила, которое учащиеся далее закрепляют посредством коммуникативных актов.

В противоположность дедуктивному методу обучения, когда ребёнок получает готовые знания и учится применять их, индуктивный подход рассчитан на эмпирическое восприятие и предполагает самостоятельное вычленение правил, исходя из языкового опыта. Дедуктивная работа с данными подразумевает приоритет информации о строении языка, его грамматике и лексике. Это консультативное обучение, характерное для структурного подхода.

Для дедуктивного способа преподавания свойственны чёткая постановка задач и вопросов по изучаемой теме. Выделяются такие этапы работы на занятии:

  1. Ознакомление.
  2. Тренировка.
  3. Практика.

Таким образом у детей формируются необходимые навыки и знание языка. Ребёнок сначала получает информацию о правилах и принципах грамматического устройства языка. Затем следует выполнение необходимого перечня заданий по полученным данным. На стадии речевой практики проигрываются разнообразные коммуникативные ситуации.

Стандартная схема обработки информации состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

– изучение грамматических правил, понятий, конструкций;

– работа с текстом и поиск грамматических единиц по ранее изученному правилу;

– выполнение упражнений на заполнение пропусков и видоизменение исходного текста;

– переводы текстов.

Понимание грамматики изучаемого языка является основополагающим в образовательном процессе. Если ученик не постигнет грамматическую структуру языка, он не сможет осуществлять ни одного из основных видов речевой деятельности: письмо, говорение, чтение. Поэтому выбор и обоснование метода становится актуальным вопросом.

Отдельно следует отметить удобство применения метода дедукции в отношении учащихся среднего и старшего звена. Это связано со спецификой такого вида обучения: для успешной работы по изучению иностранного языка ребёнок в этом возрасте должен обладать высоким знанием грамматики. Это обеспечивается как раз через применение дедуктивных способов обучения.

Одним из существенных недостатков рассматриваемого метода обучения является отсутствие эмпирической составляющей и ориентация на механическое заучивание материала. Такой подход реализуется преимущественно в традиционной педагогике и, как отмечают специалисты, может привести к формализации обучения и утрате живого исследовательского интереса.

Индуктивные методы, по мнению педагогов, имеют ориентацию на учащихся и рассчитаны на естественное освоение языкового материала. Однако и методы дедукции обладают преимуществами. Например, удобство для учителя, нацеленность на результат, строгая дисциплина в последовательности изучения материала. Следовательно, в процессе изучения иностранного языка могут быть реализованы оба метода в зависимости от педагогической цели и уровня подготовленности учеников.

В педагогической практике чистое применение дедуктивного метода встретить сложно. Даже во время одного занятия учитель может совмещать различные приёмы, что позволяет делать уроки насыщенными и динамичными и сохранять интерес к изучению языка. Кроме того, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при составлении учебной программы, а также их возраст. При работе с младшими школьниками можно включать элементы эмпирического поиска и языковых открытий, тогда как в старших классах приветствуются схемы дедуктивного подхода.

Литература:

  1. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. — Астрель. АСТ. ИЗДАТЕЛЬСТВО. Хранитель, 2007 г. — 752с.
  2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239с.
  3. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб., 2001 г. — 425 с.
  4. Рогова Г. В.Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. — Изд-во “Просвещение”. — 1998.
  5. Harmer Jeremy. How to teach English. — Longman. — 1998. — 198 p.
  6. Thornbury Scott. How to teach grammar. — Longman. — 1999. — 182 p.
Основные термины (генерируются автоматически): метод дедукции, дедуктивный метод, иностранный язык.


Похожие статьи

Inductive vs deductive approach in teaching foreign languages

Здесь говорится о методах и технологиях, которые помогают студентам изучать английский язык. The main strategy of modern education should focus on the student's independent activity... What are the 11th grade NIS Aktobe students’ experiences in learning...

Total Physical Response (TPR)- it works by making the learner...

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из общего правила мы получаем определенный частный

5) индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 6) дедукция

Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из...

Обзор и сравнение эффективности методов изучения...

Сравнительно-сопоставительный метод при одновременном обучении нескольким иностранным языкам. Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам. Язык-посредник в преподавании иностранного языка.

С другой стороны, их ожидания грамматико-ориентированного обучения могут исходить...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интенсивное обучение, обучение, метод активизации, резервная возможность личности

Обучение иностранному языку, обучение, методика, интенсив, процесс обучения, метод погружения...

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Метод управляемых открытий обычно используется для изучения определенных аспектов языка. И тогда степень руководства преподавателя в процессе может сильно варьироваться. Оно может принимать форму таких привлекающих внимание приемов, как повторение

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая...

Методы обучения иностранному как науки | Статья в журнале...

Английское слово «метод» также используется для обозначения ветви исследования. Методы (методика) как наука – это наука о способах или манерах (методах) преподавания. Методы обучения иностранному языку — это наука методики преподавания иностранных языков.

Дистанционная форма обучения это является самой молодой среди остальных методов...

Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального...

1) Дедуктивный и индуктивный методы — это основные общенаучные методы (или способы исследования экономической науки. 2) Дедукция — это логический метод, который предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью

4. Вы знаете, что определение предмета можно выразить разными способами...

К вопросу о лингводидактическом тестировании

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на... самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность. Этапы процесса формирования учебных умений у

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает...

Использование методов проблемного обучения иностранному...

Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз

методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку...

Похожие статьи

Inductive vs deductive approach in teaching foreign languages

Здесь говорится о методах и технологиях, которые помогают студентам изучать английский язык. The main strategy of modern education should focus on the student's independent activity... What are the 11th grade NIS Aktobe students’ experiences in learning...

Total Physical Response (TPR)- it works by making the learner...

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из общего правила мы получаем определенный частный

5) индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 6) дедукция

Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из...

Обзор и сравнение эффективности методов изучения...

Сравнительно-сопоставительный метод при одновременном обучении нескольким иностранным языкам. Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам. Язык-посредник в преподавании иностранного языка.

С другой стороны, их ожидания грамматико-ориентированного обучения могут исходить...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интенсивное обучение, обучение, метод активизации, резервная возможность личности

Обучение иностранному языку, обучение, методика, интенсив, процесс обучения, метод погружения...

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Метод управляемых открытий обычно используется для изучения определенных аспектов языка. И тогда степень руководства преподавателя в процессе может сильно варьироваться. Оно может принимать форму таких привлекающих внимание приемов, как повторение

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая...

Методы обучения иностранному как науки | Статья в журнале...

Английское слово «метод» также используется для обозначения ветви исследования. Методы (методика) как наука – это наука о способах или манерах (методах) преподавания. Методы обучения иностранному языку — это наука методики преподавания иностранных языков.

Дистанционная форма обучения это является самой молодой среди остальных методов...

Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального...

1) Дедуктивный и индуктивный методы — это основные общенаучные методы (или способы исследования экономической науки. 2) Дедукция — это логический метод, который предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью

4. Вы знаете, что определение предмета можно выразить разными способами...

К вопросу о лингводидактическом тестировании

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на... самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность. Этапы процесса формирования учебных умений у

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает...

Использование методов проблемного обучения иностранному...

Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз

методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку...

Задать вопрос