Анализ жизненного цикла организации на примере Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Осипова, Ю. А. Анализ жизненного цикла организации на примере Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области / Ю. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84323/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлен анализ стадии жизненного цикла ТФОМС Свердловской области на основе модели И. Адизеса, описаны проблемы, характерные этапу «Давай-давай».

Ключевые слова: жизненный цикл организации, система обязательного медицинского страхования, организационная структура, эффективность управления.

Организационные изменения тесно связаны с жизненным циклом организации. Жизненный цикл — совокупность и определенная последовательность характерных с точки зрения целей, задач, показателей и методов управления стадий, которые проходит компания за время своего существования. [1]

Концепция жизненного цикла организации представляет интерес, так как показывает механизм деятельности организации на каждом из этапов цикла. После того, как организация создана, она начинает осуществлять собственные проекты в рамках своей деятельности. И в зависимости от той стадии жизненного цикла, на которой находится организация, проявляются те или иные особенности управления проектами.

Среди всех моделей организационного развития и жизненного цикла организации приоритет в рассмотрении и использовании отдается, как правило, двум моделям — И. Адизеса и Л. Грейнера [2].

Л. Грейнер в своей модели развития организации выделяет пять этапов, для каждого из которых характерны свои кризисы. Каждая стадия заканчивается революционным периодом организационных изменений, одновременно являясь следствием предыдущей и причиной последующей стадии. Достоинствами данной модели являются простая логика развития организации и понимание принципов выхода из организационных кризисов. Недостатки заключаются в том, что автор модели рассматривает размер организации как единственный критерий ее роста, описывает модель развития менеджмента, а не организации.

Особенностью модели, разработанной И. Адизесом, является то, что в ней уделяется внимание не только росту, но и организационному упадку, или смерти организации [3]. На практике теория Адизеса позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, подготовиться к ним. Во-вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, патологии, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем.

Определение этапа жизненного цикла будет актуально всегда и для любых форм собственности. Так, например, для руководства исследуемой организации — ТФОМС Свердловской области, которая является некоммерческой структурой, реализующей государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии, также важно знать стадию жизненного цикла для определения стратегии дальнейшего развития, оптимального использования ресурсов внутри организации и обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в целом.

Прежде чем перейти к анализу жизненного цикла организации, кратко рассмотрим организационная структуру. ТФОМС имеет линейно– функциональную структуру, которую можно разделить на три уровня. Высший уровень представляет директор и его заместители (первый заместитель директора — заместитель директора по ОМС, заместитель директора по экономике, заместитель директора по медико-экспертной работе, заместитель по общим вопросам), деятельность которых обусловлена целью, задачами и стратегией развития организации. На данном уровне реализуется большая часть внешних связей, кроме того, издаются приказы и распоряжения. На среднем управленческом уровне находится группа начальников управлений, которые способствуют выполнению приказов и распоряжений вышестоящего руководства, вытекающие из общей цели, задач и стратегии развития ТФОМС. Низший уровень управления представлен начальниками отделов. Они ответственны за работу непосредственно своего подразделения, обеспечивают эффективность бизнес-процессов, осуществляют поиск необходимых кадров, ресурсов, информации и т. д.

Организационно-функциональная структура и система управления ТФОМС обладают рядом недостатков, которые снижают эффективность управления:

– разобщенность в работе основных и вспомогательных подразделений, отсутствие необходимого взаимодействия между службами;

– отсутствие формализованной стратегии развития и программ;

– загрузка топ-менеджмента вопросами оперативного управления;

– внутренние информационные потоки не организованы;

– в следствие высокой загруженности кадров коллектив живет в ежедневном жестком «дедлайне»;

– отсутствие практики разработки стратегических планов и постановки целей (как краткосрочных, так и долгосрочных); все ресурсы задействуются в краткосрочном режиме, усилия в долгосрочном периоде неэффективны.

Распределение функциональных обязанностей происходит вне зависимости от должностных инструкций: задачи поручают тому сотруднику, кто может вследствие опыта и грамотности ее выполнить.

Для оценки организационной зрелости исследуемой организации, её готовности к внешним вызовам и внутренним изменениям необходимо определить на какой стадии жизненного цикла она находится согласно модели И. Адизеса. Для определения стадии жизненного цикла ТФОМС Свердловской области было проведено анкетирование 7 руководителей. По мнению опрошенных Фонд находится на стадии «Давай-Давай». На сайте Института Адизеса https://adizes.ru/ была проведена верификация результатов анкетирования.

Организациям, находящимся на этой стадии характерно: отсутствие четких ориентиров, ответственности, деления функций; не соответствие количества задач количеству сотрудников; высокая роль руководителя, который пытается делегировать властные полномочия и ответственность сотрудникам организации, однако на самом деле без него ничего не решается.

Все эти признаки присутствуют в деятельности ТФОМС. Фонд и его руководство имеет определенные статус и авторитет среди руководителей органов государственной власти субъекта и среди директоров территориальных фондов других субъектов. Многие новации в тарифной политике региона признаются эффективными и масштабируются на государственном уровне.

Руководитель организации использует благоприятные возможности при решении вопросов, связанных с деятельностью ТФОМС. Любое решение всегда подготовленное и экономически обоснованно. Чем активнее директор, тем интенсивнее работают подразделения, таким образом, ресурсы распыляются, присутствует постоянная многозадачность. Каждый проект является крайне важным: расчет тарифа на оплату лечения новой коронавирусной инфекции, проведение онлайн-семинара для медицинских работников по профилю «онкология» с лучшими экспертами страны, переход на юридически значимый электронный документооборот с субъектами системы ОМС и т. д. Под давлением обстоятельств сотрудники перескакивают с одной приоритетной задачи на другую, стремясь решить и ту, и другую.

Несмотря на то, что организационная структура сложилась четкая, бизнес-процессы не выстроены, они требуют глубокого анализа и донастройки.

Прослеживаются признаки «западни основателя». С момента начала работы директора, он пытается все контролировать. Когда появляются проблемы, первое, что делает руководитель — усиливает контроль. Но поскольку количество задач только увеличивается, директор становится не в силах контролировать всё и всех. Это подтолкнуло его к делегированию полномочий. При этом зачастую даже заместители директора при принятии решений стремятся получить одобрение руководителя. Это плохо сказывается на инициативности сотрудников, как руководителей подразделений, так и специалистов, т. к. они знают, что самостоятельно принятое решение может быть отменено. Таким образом, выходит замкнутый круг, главным заложником в котором является руководитель ТФОМС.

В основе концепции Адизеса четыре функции менеджмента, которые образно называют «витаминами» Адизеса и обозначают буквами Р, А, E, I. В зависимости от того, какие функции в компании выдвигаются на первый план, Адизес выделяет четыре одноименных стиля менеджмента: производитель (преобладает Р); администратор (преобладает А); предприниматель (преобладает Е); интегратор (преобладает І).

Код здорового роста по Адизесу на стадии «Давай-давай» — PaEi. Поэтому необходимо синхронизировать функции Е и P. Проблема в том, что чрезмерное развитие E подавляет P, и, наоборот, при активности P угасает E.

Причина проблем этапа активного развития в дисбалансе функций E и A: предпринимательского пыла много, административного порядка нет.

Другое проявление дисбаланса функций E и A — отсутствие четких должностных обязанностей. Сотрудники начинают путаться, кто за что отвечает.

Таким образом, прослеживается взаимосвязь жизненного цикла ТФОМС Свердловской области и характерными особенностями управления проектами на этапе «Давай-давай», а именно: увеличение числа проектов и их масштабности. Одномоментно в организации реализуются следующие проекты: внедрение системы менеджмента качества, повышение информированности застрахованных об институте страховых представителей через проведение межрегионального конкурса «Лучший страховой представитель», применение технологий электронного документооборота среди участников системы обязательного медицинского страхования и многие другие. Руководитель часто сам инициирует и всегда контролирует выполнение этих проектов. Делаются попытки применения инструментов проектного менеджмента.

Успех проекта во многом определяется личными способностями, профессионализмом, опытом, мотивацией руководителя проекта и команды. Этому этапу характерны высокие риски, контролировать их наступление достаточно сложно, организация находится в условиях постоянных изменений. В такой ситуации эффективных организационных решений, как правило, не бывает. Также нет четкой определенности в календарных графиках, бюджетах и результатах проекта.

Поэтому на данном этапе жизненного цикла важно проявлять гибкость, определить основные направления развития и отбросить все второстепенное.

Литература:

  1. Иващенко Н. С. Определение этапа жизненного цикла организации [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12–3 (102). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-etapa-zhiznennogo-tsikla-organizatsii.

2. Кондратьев Э. В., Чемезов И. С. Потерянная модель: сравнительный анализ основных концепций развития предприятия [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2013. № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poteryannaya-model-sravnitelnyy-analiz-osnovnyh-kontseptsiy-razvitiya-predpriyatiya.

  1. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпораций [Текст]: производственно-практическое издание / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. Владимира Кузина; [науч. ред.: Д. Чичикалюк, А. Сеферян]. — 3-е изд. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 498 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, жизненный цикл организации, заместитель директора, обязательное медицинское страхование, Свердловская область, задача, исследуемая организация, модель, организационная структура, эффективность управления.


Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Модель жизненного цикла позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства.

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов...

Жизненный цикл организации — совокупность последовательно меняющихся состояний организации, каждое из

Знание этой концепции необходимо для эффективного управления компанией.

Согласно модели Л. Грейнера, жизненный цикл организации состоит из пяти...

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

 Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют

На момент создания организации существует только сам организм предприятия, и...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку задачи и процессы подготовки и принятия

Управление проектами должно быть эффективным на всех фазах его жизненного цикла, от этого во многом зависит судьба проекта.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Многие ученые используют метафору «жизненный цикл организации», чтобы объяснить процесс ее организационного развития с

Одной из наиболее распространенных моделей жизненных процессов организации является модель Адизеса, которая включает 10 этапов.

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

 Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка, которая имеет развитую организационную...

Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую...

Каждая организация в процессе своего развития проходит определенные стадии жизненного цикла организации.

Несмотря на все проблемы в 2007 году американский концерн всё же представил сразу несколько новых моделей, две из которых получили хороший отклик...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

Оценка потенциала организационной структуры управления торгового предприятия представляет собой

А одной из важнейших задач системы организационного моделирования является

Организационная структура управления — это способ выражения разделения и...

Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Модель жизненного цикла позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства.

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов...

Жизненный цикл организации — совокупность последовательно меняющихся состояний организации, каждое из

Знание этой концепции необходимо для эффективного управления компанией.

Согласно модели Л. Грейнера, жизненный цикл организации состоит из пяти...

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

 Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют

На момент создания организации существует только сам организм предприятия, и...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку задачи и процессы подготовки и принятия

Управление проектами должно быть эффективным на всех фазах его жизненного цикла, от этого во многом зависит судьба проекта.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Многие ученые используют метафору «жизненный цикл организации», чтобы объяснить процесс ее организационного развития с

Одной из наиболее распространенных моделей жизненных процессов организации является модель Адизеса, которая включает 10 этапов.

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

 Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка, которая имеет развитую организационную...

Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую...

Каждая организация в процессе своего развития проходит определенные стадии жизненного цикла организации.

Несмотря на все проблемы в 2007 году американский концерн всё же представил сразу несколько новых моделей, две из которых получили хороший отклик...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

Оценка потенциала организационной структуры управления торгового предприятия представляет собой

А одной из важнейших задач системы организационного моделирования является

Организационная структура управления — это способ выражения разделения и...

Задать вопрос