Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.09.2021

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. М. Катаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84251/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития характеризуются тяжелыми нарушениями интеллекта, речи и коммуникации, общей и мелкой моторики, поведением и сенсорной сферы. Мелкая моторика и координация движений — одно из главных аспектов развития детей с интеллектуальными нарушениями так, как руки участвуют во всех рабочих действиях ребенка. Детям с выраженными нарушениями интеллекта характерны заторможенность, малоподвижность нервных процессов, незрелость сенсорных анализаторов, фрагментарное восприятие окружающего мира. У детей данной категории мелкая моторика отмечается рядом особенностей: скованностью и замедленностью темпа движений, неловкостью и неуклюжестью, недостаточностью мышечной силы, грубо нарушена координация движений.

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности при овладении всеми методами мелкой моторики, умения и навыки полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, выполняя новое задание им трудно соблюдать на последовательность в выполнении упражнения.

Изучив методическую литературу по теме отмечен тот факт, что тренировка мелкой моторики, стимулирует развитие речи и оказывает благоприятное влияние на развитие высших психических функций ребенка с нарушениями интеллекта.

В своей работе при проведении коррекционно-развивающих занятии, направленных на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта я придерживаюсь следующих принципов:

— принцип единства диагностики и коррекции;

— принцип системности и последовательности;

— принцип компенсации (опора на сохранные психические процессы);

— принцип доступности материала.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно и включаться в различные виды занятий. Задания необходимо предлагать детям от простого к сложному. Для начала можно предложить ребенку понаблюдать за действиями педагога, постепенно привлекая его выполнению упражнений. Для начала упражнения выполняются совместно с педагогом, затем ребенок выполняет упражнения по подражанию. Позже ребенок сможет перейти к выполнению упражнений по образцу и по словесной инструкции.

На своих коррекционно-развивающих занятиях я использую различные методы развития мелкой моторики:

— массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

— пальчиковые гимнастики;

— пальчиковые упражнения с использованием различных предметов и материалов.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Упражнения с карандашами

1) «Утюжок». Ребенок катает карандаш по столу.

2) «Добываем огонь». Ребенок кладет карандаш между ладоней и катает его.

3) «Вертолет». Ребенок берет карандаш двумя пальцами (большим и указательным) и вращает его. Затем меняет пары пальцев (большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец).

4) «Подъемный кран». Ребенок поднимает карандаш со стола двумя пальцами (большой и указательный), затем меняет пары пальцев.

5) «Качалочка». Ребенок зажимает карандаш между большим и указательным пальцами и качают из стороны в сторону.

Упражнения с природным материалом

1) «Покрути шишку»

Ребенок берет сосновую шишку и кладет её между ладоней. Педагог просит ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2–3 минуты.

2) «Пересыпь орешки»

Педагог просит ребенка пересыпать горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты.

3) «Зёрнышки»

Для этого упражнения можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. Упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

4) «Рисование на крупе»

Для упражнения потребуется поднос с крупой. Педагог берет в свою руку палец ребенка и проводит им по крупе, изображая линии, простые фигуры. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно. Рисунок постепенно усложняется.

5) «Баночки с крупами»

Для упражнения потребуются баночки с разными крупами (гречиха, рис, пшено, манка). Педагог предлагает ребенку по очереди опускать руку в каждую банку и ощупать разные крупинки. Затем задача усложняется. Педагог на глазах у ребенка закапывает в крупу какой-нибудь мелкий предмет и дает ему баночку, чтобы нашел этот предмет.

Упражнения с предметами

1) «Волшебная шкатулка»

Педагог складывает различные не крупные предметы в шкатулку и просит ребенка вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

2) «Бусы»

Для упражнения понадобятся бусины и шнурок или веревочка. Педагог предлагает ребенку собрать бусы.

3) Шнуровка

Ребенок выполняет шнурование ботинок, и различных предметов.

4) Расстегивание и застегивание различных замков (молний, липучек, кнопок и т. д.)

5) Игры с прищепками.

На растянутую веревку ребенок цепляет прищепки. Данное упражнение может проводиться в ходе сюжетной игры «Стрика».

При подборе упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст. Работа по развитию мелкой моторики у детей с ТМНР должна проводиться систематически. Для получения положительного результата на занятиях необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Занятия для развития активности мелких мышц имеют огромное значение в общем развитии ребенка. Их роль в формировании основных навыков, которые ребенок приобретает за короткий срок, очень велика. Играя с пальчиками, ребенок учится запоминать последовательность движений и положение рук. Если занятия проводятся в сопровождении ритмичных стихотворений, у него развивается память. Если слова сопровождаются ритмичным движением, то текст запоминается гораздо быстрее. Развивая гибкость и силу пальчиков в упражнениях, ребенок успешнее овладевает ручной умелостью, бытовыми навыками по самообслуживанию (шнурование обуви, застегивание пуговиц и др.).

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. — 1994. — № 1. — С. 11–18.
  2. Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., № 6, стр. 75- 79. 4. 3.
  3. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. — СПб.: КАРО, 2008г. 5
  4. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: — М: Издательство АСТ, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, упражнение, педагог, выполнение упражнений, занятие, координация движений, нарушение интеллекта, пар пальцев, тяжелое нарушение интеллекта.


Ключевые слова

развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дети с тяжелыми нарушениями интеллекта

Похожие статьи

Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие...

И сам интеллект ребенка имеет естественное развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Игры и упражнения для пальцевой моторики...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

мелкая моторика, нарушение зрения, мелкая моторика рук, развитие, тренажер, ребенок

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными...

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но достаточно точные мелкие движения кистями и пальцами рук.

Именно поэтому для нас развитие мелкой моторики является важным направлением в работе с детьми с ментальными нарушениями.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Задача педагогов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики, помочь понять, что постоянная тренировка движений пальцев рук...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как...

В ряде работ отмечается недостаточность мелкой моторики руки у детей с речевой патологией, и особенно у детей с нарушениями интеллекта. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших...

У детей с более развитой мелкой моторикой кистей и пальцев рук более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь и

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

Педагог поочерёдно называет слова, а дети должны движениями рук показать, и ответить могут эти предметы летать или нет.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения .

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, зрительного...

Похожие статьи

Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие...

И сам интеллект ребенка имеет естественное развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Игры и упражнения для пальцевой моторики...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

мелкая моторика, нарушение зрения, мелкая моторика рук, развитие, тренажер, ребенок

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными...

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но достаточно точные мелкие движения кистями и пальцами рук.

Именно поэтому для нас развитие мелкой моторики является важным направлением в работе с детьми с ментальными нарушениями.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Задача педагогов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики, помочь понять, что постоянная тренировка движений пальцев рук...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как...

В ряде работ отмечается недостаточность мелкой моторики руки у детей с речевой патологией, и особенно у детей с нарушениями интеллекта. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших...

У детей с более развитой мелкой моторикой кистей и пальцев рук более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь и

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

Педагог поочерёдно называет слова, а дети должны движениями рук показать, и ответить могут эти предметы летать или нет.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения .

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, зрительного...

Задать вопрос