Повышение безопасности магистральных трубопроводов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Ожогин, О. И. Повышение безопасности магистральных трубопроводов / О. И. Ожогин, Д. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83722/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье проанализированы факторы, которые приводят к поломкам магистральных трубопроводов и рассмотрены методы, позволяющие повысить безопасность трубопроводного транспорта на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: нефтепровод, дефекты, коррозия, срок использования, безопасность трубопроводных систем.

Магистральная трубопроводная система России — это стратегический вид транспорта с наибольшим объёмом грузооборота. Действующая крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжает углеводородами промышленность России, а также Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте всей транспортной системы России занимает лидирующее положение и составляет более 48 %.

При этом строительство трубопроводной системы остается перспективным направлением и продолжает активно развиваться.

Главная задача при строительстве и использовании уже имеющихся магистральных трубопроводов — это обеспечение и повышение безопасности как самих объектов, так и природы, которая находится в непосредственной близости и взаимодействует с ними. Возрастающая потребность в эксплуатации трубопроводных магистралей повышает актуальность в обеспечении безопасности данных объектов.

По состоянию на конец 2017 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила 250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.

Перевозка груза трубопроводным транспортом позволяет не ограничивать объём перекачки продукта, а качество и количество груза остаётся в полной сохранности благодаря герметизации труб и станций. Кроме того, данный вид транспорта практически не зависит от климатических условий, обладает высоким уровнем автоматизации операций и имеет достаточно низкую себестоимость.

Но у этого вида транспортировки нефтепродуктов в нашей стране есть существенный недостаток — высокий процент аварийности с загрязнением окружающей среды.

По данным Министерства энергетики, в 2019 году на предприятиях топливно-энергетического комплекса произошло более 17 тысяч аварий с разливами нефти. Из них 10,5 тысячи случаев на нефтепроводах. Это привело к тому, что, как минимум 55 тысяч гектаров земель в стране загрязнено нефтепродуктами. Последствия таких загрязнений будут долго сказываться не только на животных и растениях, они так же сильно будут влиять на здоровье людей.

По данным Минэнерго, большая 90 % аварий, связанных с разливами нефти от порывов нефтепроводов, происходит из-за коррозии труб, которые эксплуатируют более 30 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения безопасности магистральных трубопроводов необходимо устранить основную причину, приводящую к авариям — заменить трубопроводы с истекшим сроком службы.

На данный момент, чтобы повысить безопасность магистральных трубопроводов, нефтяные компании на протяжении нескольких лет ведут различные программы по предупреждению аварий, которые включают в себя замену труб, увеличение объемов внутритрубной диагностики, испытания новых технологий по защите труб от коррозий, позволяющих продлевать срок их службы.

«Роснефть» с 2015 года реализует программу повышения надежности трубопроводов. В 2019 году «Роснефть» заменила 1,4 тыс. км действующих трубопроводов. По данным компании, за четыре года действия программы, с 2015 года по 2019 год, количество отказов на трубопроводных трассах снизилось на 32 % по сравнению с 2013 годом.

В «ЛУКОЙЛе» на 12 % сократилась частота отказов нефтепроводов в 2019 году, если сравнивать с 2018 годом. Это произошло за счет замены выявленных отбракованных участков и увеличения доли труб с более продолжительным сроком эксплуатации.

Доля замены трубопроводов в 2019 году составила 2,4 %. Более 60 % труб поставлялось на объекты в антикоррозионном исполнении.

«Газпром нефть» с 2014 года реализует программу по обеспечению надежности трубопроводов и проект «Чистая территория», в рамках которого проводит рекультивацию нарушенных земель. По результатам выполнения программы в 2019 году компания реконструировала 110 км трубопроводов, на 6,3 тыс. км был проведен мониторинг коррозии, еще 3,9 тыс. км труб было продиагностировано, а на 4,2 тыс. км — проведена ингибиторная защита.

В «Транснефти» отмечают, что уделяется большое внимание состоянию магистральных нефтепроводов. В компании разработана программа развития, техперевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.

Ежегодно компания направляет средства на реконструкцию и модернизацию системы. В 2019 году «Транснефть» потратила на эти цели 244,5 млрд руб., в 2020 году — 236,8 млрд рублей.

Но все же такие меры недостаточны и не позволяют уменьшить общее число аварий. По данным на 2018 году в России на каждый добытый миллион тонн нефти случалось 20 аварий. В сравнении, у американской компании «ExxonMobil» — 3, у британо-нидерландской «Royal Dutch Shell» — 2 аварии.

То есть, если учитывать масштабы производства, аварии на российских предприятиях случаются гораздо чаще, чем на иностранных. Может быть, стоит следовать западному примеру и ужесточить меры ответственности за нанесенный ущерб при авариях. В западных странах штрафы для нефтяных компаний значительно больше. Если случается разлив, предприятия платят и за его ликвидацию, и за восстановление окружающей среды, а еще выплачивают компенсацию ущерба людям и бизнесу, которых затронуло загрязнение. Такой метод, возможно, повысит ответственность нефтегазовых компаний за аварии и ускорит темпы замены устаревших магистралей.

Литература:

  1. https://compromat.group/main/investigations/35283-neftyanye-avarii-sluchayutsya-kazhdye-polchasa-issledovanie-realnyh-masshtabov-zagryazneniy-prirody.html
  2. https://dprom.online/oilngas/sostoyanie-truboprovodov-v-rossii-staroe-protiv-novogo/
  3. https://www.kommersant.ru/doc/4549519
Основные термины (генерируются автоматически): авария, трубопровод, трубопроводный транспорт, данные, компания, окружающая среда, повышение безопасности, разлив нефти, Россия.


Похожие статьи

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Экологические аспекты трубопроводного транспорта. Автор: Портнова Анастасия Олеговна.

 Развитие трубопроводного транспорта активно началось с конца XX века. Первым, кто предложил использовать трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов...

Общественно опасные последствия несанкционированных врезок...

В данной статье рассмотрены причины и последствия несанкционированных врезок в магистральный трубопроводный транспорт на территории Российской Федерации.

Россия является страной, обладающей колоссальными запасами нефти и других углеводородов.

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Так, Россия уверенно удерживает лидирующие позиции по экспорту газа и нефти в мире

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности...

Норильский разлив | Статья в журнале «Молодой ученый»

Разлив нефтепродуктов в Норильске стал первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Объем ущерба, нанесенного экосистеме можно назвать «беспрецедентным». Авария — это результат действия нескольких причин и совокупности...

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

 В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России, исследовано, насколько пагубной является нефтяная промышленность для окружающей среды; рассмотрены основные пути уменьшения её пагубного воздействия.

Анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли России

Производственная авария — это опасное событие техногенного характера, создающее на объекте или

– нарушение правил безопасности, усыновлённых на предприятии

Также в ходе анализа были выявлены основные причины возникновения данных аварий.

Анализ условий возникновения и развития аварий на площадке...

уровень «В» — выход аварии за пределы территории предприятия, возможность поражения населения: пожар или взрыв на оборудовании может привести к эскалации

− возникновение пожара на пункте слива нефтепродуктов, в резервуарах, на пункте налива нефтепродуктов

Влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море

Оценка воздействий на окружающую среду от разлива нефтепродуктов.

Нефтяные разливы являются одной из основных опасностей для среды и организмов, а также для

Повышение надежности работы подземных газопроводов, предупреждение их старения и...

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации...

Для обеспечения экологической и промышленной безопасности магистрального

Решение проблемы обеспечения безопасности трубопроводных систем при их

Системы обнаружения утечек на магистральных трубопроводах нефти, газа и нефтепродуктов.

Похожие статьи

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Экологические аспекты трубопроводного транспорта. Автор: Портнова Анастасия Олеговна.

 Развитие трубопроводного транспорта активно началось с конца XX века. Первым, кто предложил использовать трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов...

Общественно опасные последствия несанкционированных врезок...

В данной статье рассмотрены причины и последствия несанкционированных врезок в магистральный трубопроводный транспорт на территории Российской Федерации.

Россия является страной, обладающей колоссальными запасами нефти и других углеводородов.

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Так, Россия уверенно удерживает лидирующие позиции по экспорту газа и нефти в мире

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности...

Норильский разлив | Статья в журнале «Молодой ученый»

Разлив нефтепродуктов в Норильске стал первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Объем ущерба, нанесенного экосистеме можно назвать «беспрецедентным». Авария — это результат действия нескольких причин и совокупности...

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

 В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России, исследовано, насколько пагубной является нефтяная промышленность для окружающей среды; рассмотрены основные пути уменьшения её пагубного воздействия.

Анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли России

Производственная авария — это опасное событие техногенного характера, создающее на объекте или

– нарушение правил безопасности, усыновлённых на предприятии

Также в ходе анализа были выявлены основные причины возникновения данных аварий.

Анализ условий возникновения и развития аварий на площадке...

уровень «В» — выход аварии за пределы территории предприятия, возможность поражения населения: пожар или взрыв на оборудовании может привести к эскалации

− возникновение пожара на пункте слива нефтепродуктов, в резервуарах, на пункте налива нефтепродуктов

Влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море

Оценка воздействий на окружающую среду от разлива нефтепродуктов.

Нефтяные разливы являются одной из основных опасностей для среды и организмов, а также для

Повышение надежности работы подземных газопроводов, предупреждение их старения и...

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации...

Для обеспечения экологической и промышленной безопасности магистрального

Решение проблемы обеспечения безопасности трубопроводных систем при их

Системы обнаружения утечек на магистральных трубопроводах нефти, газа и нефтепродуктов.

Задать вопрос