Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Черепкова, О. О. Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей / О. О. Черепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83686/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Основной задачей высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов различного профиля. В свою очередь, цель высшего учебного заведения состоит в «удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [5]. Система высшего образования позволяет выпускнику адаптироваться к политическим, экономическим и социальным изменениям в мире, развиваться как профессионалу, быть ориентированным на решение профессиональных задач [2].

По окончании обучения в высшем учебном заведении молодой специалист должен быть способен ориентироваться в сфере своей профессиональной деятельности, а также быть готовым работать в коллективе (осуществлять социальное взаимодействие), творчески и критически мыслить, оценивать результаты своей деятельности и быть способным принять ответственность за результат своего труда. Кроме того, выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к тому, что ему постоянно необходимо совершенствоваться, повышать собственную квалификацию, развиваться как личность и как профессионал.

Для того, чтобы выпускник высшего учебного заведения, обучающийся на технических (инженерных) специальностях, был конкурентоспособен на современном рынке труда, требуется не только практическая, профильная подготовка, то есть подготовка в рамках его будущей профессиональной деятельности, но и всесторонняя подготовка как личности, способной к культуротворческой деятельности, которая была бы полезна как личности, так и обществу в целом [6].

Выпускник высшего учебного заведения — это одновременно и личность, и работник, профессионал. Как квалифицированного работника его могут охарактеризовать профессиональные знания, умения, навыки, которые позволяют ему выполнять возложенные на него профессиональные обязанности. Как личность выпускника высшего учебного заведения характеризует система жизненных ценностей, мотивация к деятельности, интересы, цели, которые находятся за пределами профессиональной деятельности и не являются необходимыми для выполнения трудовых обязанностей. Связывает в единое целое «работника» и «личность» система гуманитарных знаний, которая позволяет видеть общество как единую систему, а также определить роль техники, технических достижений в развитии и жизни всего человечества [1].

Система гуманитарных знаний расширяется в рамках предметов гуманитарного цикла. В данный цикл входит и философия как учебная дисциплина. Философия как наука обращена к проблемам смысла жизни, смысла деятельности человека, осознания им своих возможностей и их воплощения в жизнь. Как теоретическое знание она открывает человеку путь к самостоятельному разумному и нравственному решению экзистенциальных проблем [6]. Цель решения всех проблем, которые находятся в поле философии как науки, состоит в способствовании совершенствованию человека, развитии его духовно-нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, идеалов, которые позволят сохранить себя как личность в постоянно меняющейся социально-политической реальности, а также добиться своих целей.

Итак, философия как учебная дисциплина имеет высокое значение для подготовки студентов технических (инженерных) специальностей по ряду причин.

Во-первых, философия как гуманитарная наука способствует тому, что развивается способность студента видеть себя не как узкий специалист в рамках одной профессии, а воспринимать себя как разносторонняя личность в определенном культурно-историческом контексте. Человек живет не в вакууме, а в обществе, которое развивалось, менялось, в котором уже сформировались и действуют определенные правила и законы.

На занятиях по истории философии студент, обучающийся на инженерных (технических) специальностях, может составить общее представление о том, как в течение длительного промежутка времени развивались логика и математика как базовые языки науки, а также как изменялась роль техники в жизни общества, как технический прогресс влиял на личность [3].

Важно отметить, что изучение философии позволяет студенту научиться правильно строить речь и грамотно вести спор, находить аргументы для отстаивания собственной позиции в дискуссии.

Знания в области философии способствуют формированию у студента стратегического мышления, то есть мышления «на перспективу», развивают навыки критического анализа, а также расширяют возможности будущего специалиста в его профессиональной деятельности. Это происходит за счет того, что он учится осознавать и понимать свои способности и возможности, анализировать возможности для их развития, а также искать возможные способы их применения. Студент учится понимать сам себя, свои цели.

Оценочная деятельность связана с этическими аспектами деятельности человека, что проявляется и в технической сфере. Важно, чтобы выпускник умел оценивать возможные последствия своей деятельности для общества в целом не только с позиции выгоды для предприятия, науки, но и с позиции полезности для общества и отдельных личностей [4].

Философия соединяет в себе гуманитарное и естественнонаучное знание. Единство философских и естественнонаучных знаний в преподавании философии создает дополнительные возможности интеграции гуманитарного и технического образования.

Особенность философии как учебной дисциплины состоит в том, что студент должен постоянно анализировать не только учебный материал, но и себя и окружающую его действительность. Студент должен стремиться осмыслить, понять, изменить себя или свое отношение к миру [7].

С окончанием учебного курса философия остается в жизни студента, она не уходит, а продолжает формировать его мировоззрение. Важно только стремиться к саморазвитию. Освоение философских знаний способствует тому, что студент будет способен и подготовлен к постоянному расширению своего кругозора, развитию своей духовной культуры, применению творческого подхода в своей профессиональной деятельности.

Итак, современное высшее техническое (инженерное) образование не ограничивается только профильной подготовкой, а должно обеспечивать духовную, нравственную подготовку, воспитывать гражданскую позицию, способствовать эстетическому и культурному развитию. Выпускник высшего учебного заведения должен быть способен осознавать и понимать себя как личность и профессионала, а также окружающий его мир. Философия, являясь предметом гуманитарного цикла, является той учебной дисциплиной, которая способствует подготовке студента к профессиональной деятельности в глобализированной системы мирового хозяйства, позволяет ставить перед собой более реалистичные жизненные цели, выбирать пути их достижения с учетом нравственных, этических ценностей. Развитие навыков критического анализа, стратегического мышления, умения дискутировать и аргументировать свою позицию способствует повышению конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.

Литература:

1 Бабкин, В. Ф. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования / В. Ф. Бабкин, Л. С. Перевозчикова // Воронеж.: Издательство Государственного архитектурно-строительного университета, 2001. — 219 с.

2 Зеленков, М. Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения / М. Ю. Зеленков // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. (Москва, 19–20 ноября 2008г.). — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 84–93

3 Кавинова, И. П. Особенности преподавания в техническом вузе, или нужна ли философия инженерам / И. П. Кавинова // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 100–103.

4 Малькова, Т. П. Зачем инженеру нужна философия / Т. П. Малькова, В. В. Каплунов // Гуманитарный вестник. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/257.html.

5 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (часть I). — ст. 7598.

6 Федотова, Л. Ф. Роль философии в качественной подготовке специалистов технического профиля / Л. Ф. Федотова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53022.

7 Черемных, Н. М. Философия в техническом вузе: единство знания и понимания / Н. М. Черемных // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 297–301.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, учебная дисциплина, личность, высшее образование, гуманитарный цикл, критический анализ, молодой специалист, профильная подготовка, стратегическое мышление.


Похожие статьи

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. В 90-х годах в российское образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и разнообразный материал по классификации межпредметных связей по различным признакам: - по составу научных знаний различают теоретические и понятийные межпредметные связи

профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание... Проектирование содержания общеобразовательных предметов... умение, профессиональное образование, будущая...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

В основе положительного отношения нескольких учащихся к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путём анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о реальном психологическом содержании [5, с.27].

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Одной из задач модернизации высшего образования сегодня является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию студентов, предполагающей ориентацию обучения не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В связи с этим изменились и функции современного педагога. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью студентов, формирования их познавательной активности и...

Профессиональная направленность дисциплин...

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций. В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования. Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа...

Задачи профессионального воспитания в современной высшей...

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

Проектирование содержания общеобразовательных предметов...

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Вуз должен научить будущих юристов лучшим образцам профессионального поведения. Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе

связь, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, предмет, дисциплина, учебный процесс, общеобразовательный цикл, знание, будущий специалист, учебный материал.

Персонализированное обучение студентов старших курсов...

2. проанализировать личность и профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения; 3. сформировать у студентов представления о процессах обучения; 4. создать предпосылки для выбора старшекурсников педагогической позиции.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, высшее учебное заведение, высшая школа, персонализированное обучение, профессиональная деятельность, общая педагогика, специальный курс, студент, индивидуальная работа, Социологический опрос.

Похожие статьи

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. В 90-х годах в российское образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и разнообразный материал по классификации межпредметных связей по различным признакам: - по составу научных знаний различают теоретические и понятийные межпредметные связи

профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание... Проектирование содержания общеобразовательных предметов... умение, профессиональное образование, будущая...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

В основе положительного отношения нескольких учащихся к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путём анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о реальном психологическом содержании [5, с.27].

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Одной из задач модернизации высшего образования сегодня является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию студентов, предполагающей ориентацию обучения не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В связи с этим изменились и функции современного педагога. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью студентов, формирования их познавательной активности и...

Профессиональная направленность дисциплин...

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций. В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования. Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа...

Задачи профессионального воспитания в современной высшей...

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

Проектирование содержания общеобразовательных предметов...

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Вуз должен научить будущих юристов лучшим образцам профессионального поведения. Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе

связь, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, предмет, дисциплина, учебный процесс, общеобразовательный цикл, знание, будущий специалист, учебный материал.

Персонализированное обучение студентов старших курсов...

2. проанализировать личность и профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения; 3. сформировать у студентов представления о процессах обучения; 4. создать предпосылки для выбора старшекурсников педагогической позиции.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, высшее учебное заведение, высшая школа, персонализированное обучение, профессиональная деятельность, общая педагогика, специальный курс, студент, индивидуальная работа, Социологический опрос.

Задать вопрос