Профориентация дошкольников через проектную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 15.08.2021

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Григорян, А. А. Профориентация дошкольников через проектную деятельность / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83659/ (дата обращения: 27.04.2024).



Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, высокотехнологичное общество, профориентация, проектная деятельность.

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности — от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность.

В XXI веке мир стремительно меняется. Технологии постоянно развиваются, процесс социального взаимодействия усложняется, меняется рынок труда и появляются новые профессии. Система образования не всегда успевает адаптироваться ко всем этим изменениям. И сейчас нам нужны новые и эффективные формы и методы профессионального обучения и образования, чтобы найти свое место в профессиональном мире, интегрировать его в социальные процессы и сформировать будущее, процветающее будущее.

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети дошкольного возраста часто выбирают роль, связанную с той или иной профессией. Зная эту особенность детей, мы развиваем в них интерес и любовь к этим профессиям, поэтому и профориентацию лучше всего начинать в дошкольном возрасте.

Шаг за шагом дети познают все особенности и нюансы специальности, расширяются кругозор и навыки. Знания даются постепенно и усложняются по мере взросления ребенка.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность — это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Одним из интересных для дошкольников методов является метод проектной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник осваивает всевозможные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает наилучший способ решения. Используя этот проект как форму совместного развития детей и взрослых, наши дошкольные педагоги уже несколько лет занимаются увлекательным, творческим и эффективным обучением. Одно из главных целей деятельности наших дошкольных учреждений — является работа по ранней профориентации воспитанников.

Детский сад — важный первый шаг в процессе подготовки будущих работников, так как дошкольный возраст — самое подходящее время для формирования познавательного интереса к различным видам профессий. Родители для дошкольников являются «живым» примером своей профессии, поэтому интересы их детей сосредоточены на работе отца и матери и желании быть похожими на них, и определиться со своей будущей профессией.

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города. И метод проектов нам очень помогает в этой работе.

Этот метод может подходить для всех возрастных групп, и на этом этапе необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка и понимать предпочтения дошкольников. Задачи исследовательской деятельности особенны для каждого возрастной группы. В процессе работы детям младшего дошкольного возраста оказывается помощь от педагогов (подсказки и наводящие вопросы). А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Хорошей традицией стала для нас участие в федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования», который проводится как социальная акция по реализации Плана «Десятилетия Детства» на 2018­2027 гг. (Указ Президента РФ от 27.05.2017) в целях профессионализации специалистов сферы дошкольного образования.

Нашими педагогами и воспитанниками был реализован — проект «Маленький архитектор». Под чутким и профессиональным руководством старших наставников команда юных архитекторов провела огромную и кропотливую работу над макетом «Экологическая тропа». Данный проект предполагает непосредственное создание троп на придошкольном участке. Каждый участок тропы, в свою очередь, должен нести на себе определённую смысловую нагрузку. Важнейшим качеством экологической тропы является её информативность. Однако поражает, с каким усердием дети проводили защиту созданного макета, пытаясь при этом рассуждать, делать выводы, задавать друг другу вопросы.

Один из интереснейших наших проектов — «растим будущих инженеров» от даров Фребеля до робота. Хочется отметить, выпускники, которые ранее участвовали в проекте нашего ДОУ, поступили в инженерный класс Гимназии. А проект «Начинающие литераторы» родился сам собой. Через познавательную и творческую деятельность у детей появилось желание самим создать новые книжки.

Таким образом хочется отметить, что результаты показали положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у дошкольников в процессе использования проектной деятельности. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определенных профессиях.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 64с.
  2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
  3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
  4. https://sites.google.com/site/mcido2012/rol-proekta-rebenok-v- vysokotehnologicnom-obsestve
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, мир профессий, проект, профессия.


Ключевые слова

дошкольное образование, профориентация, проектная деятельность, высокотехнологичное общество

Похожие статьи

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Проект «Мир волшебства» познакомил детей с профессиями работников музея и библиотеки, а проект «Хотим быть красивыми» с трудом парикмахера и

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Начиная с дошкольного возраста у ребенка обнаруживается склонность к какому-либо занятию, которая в дальнейшем может перейти в

В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

На ступени дошкольного образования происходит первое знакомство детей с профессиями, которое расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей и

В дошкольном возрасте у детей формируются мотивы для освоения той или иной профессии.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, профессия, дошкольник, дошкольный возраст, мир...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

мир профессий, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, профессиональная деятельность, профессия, взрослая жизнь, дошкольное детство, Краснодарский край.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями...

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их

В процессе этого вида деятельности у воспитанников развивается понятие, для чего

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится...

«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования...

дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий; – родители воспитанников работают на разных предприятиях города (села), а для...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, профессия, ребенок

дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия...

Похожие статьи

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Проект «Мир волшебства» познакомил детей с профессиями работников музея и библиотеки, а проект «Хотим быть красивыми» с трудом парикмахера и

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Начиная с дошкольного возраста у ребенка обнаруживается склонность к какому-либо занятию, которая в дальнейшем может перейти в

В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

На ступени дошкольного образования происходит первое знакомство детей с профессиями, которое расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей и

В дошкольном возрасте у детей формируются мотивы для освоения той или иной профессии.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, профессия, дошкольник, дошкольный возраст, мир...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

мир профессий, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, профессиональная деятельность, профессия, взрослая жизнь, дошкольное детство, Краснодарский край.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями...

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их

В процессе этого вида деятельности у воспитанников развивается понятие, для чего

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится...

«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования...

дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий; – родители воспитанников работают на разных предприятиях города (села), а для...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, профессия, ребенок

дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия...

Задать вопрос