Проектирование инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 05.08.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Ефремова, М. Ф. Проектирование инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста / М. Ф. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83507/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор описывает результаты апробации разработанного инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экспертиза, инструментарий, продуктивная деятельность.

Актуальность в проектировании инструментария экспертизы готовности педагогов к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста определена тем, что существующие инструменты экспертизы художественно-продуктивной деятельности либо ориентированы на обобщенную оценку, без учета современных реалий развитию ребенка, либо требуют корректировки в свете современных идей полихудожественного развития дошкольников. Сложность экспертизы связаны с самим феноменом-продуктивной деятельности, в котором многие моменты субъективны, педагоги должны не просто знать и уметь, а именно адаптироваться к особенностям и запросам детей в творчестве.

Основами для работы послужили:

– идеи Сластенина, Гогоберидзе, Веракса в области — компетентного подхода, структуры готовности и идеи в области подготовки кадров, ориентиры профессионального стандарта.

– в области экспертизы готовности, как действенного инструмента изменения практики, самоэкспертизы педагогов мы разделили позицию с Е. И. Безруковой, С. А. Езоповой, Новицкой.

– в след за позицией Н. А. Ветлугиной, Савенковой, Комаровой, Чумичевой, Юсовой мы учитывали современные подходы к художественному образования, своеобразие продуктивной деятельности, рассматривали круг проблем — таких как стетизация среды как условия развертывания и поддержки детской деятельности, соотношение традиционных материалов и экспериментирования, индивидуальных и субъектных проявлений в творчестве.

Идея работы: создать удобный, простой в проведении и обработке данных и полезный для корректировки деятельности инструмент экспертизы, подсказывающий направления изменения практики.

В разработке инструментария и концепции данной экспертизы: важно было сочетать и интегрировать:

– компоненты готовности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного;

– декомпозицию трудового действия;

– типичные проблемы или направления действий педагога в области продуктивной деятельности и современные ориентиры.

Для выявления компонентов готовности мы выбрали метод кейс задач и анкетирование. Преимущество этого метода:

  1. Показывает реальный уровень «владения» и стиля профессионального деятельности.
  2. Позволяет проявить профессиональное творчество.
  3. Выявляет разные компоненты готовности.
  4. Позволяет определить у воспитателей системность в решении и деятельности.
  5. Создаёт ситуацию психологического комфорта обследуемого.

Нами было разработано 5 кейсов, направленные на умение педагогом диагностировать (продукт детской деятельности, развивающую среду), планировать деятельность, определять задачи, методы, видеть особенности, как поддержать ребенка, его индивидуальность. Инструментарий включает кейсы и ключ к каждому кейсу, который для оценки приводимых решений, представлен в виде контент-слов. Во избежание субъективности оценки решений, для обработки кейса достаточно сопоставить ответы с ключом.

В результате исследования получена группа результатов:

1 группа результатов:

– выявлены 3 группы педагогов с разным уровнем готовности, условно названные «теоретики», «практики», и «незаинтересованные». Большинство педагогов по результату, можно отнести к группе «практики»;

– из компонентов готовности, ожидаемо, более сильным является именно деятельностей. В мотивационное плане педагоги ориентированы на сложившийся методический и собственный опыт, в когнитивном при освоении методик, не успевают системно ориентироваться в современных программах, технологиях;

– к типичным трудностям можно отнести подбор современных методов и приемов, приемов поддержки и сопровождения детей в продуктивной деятельности.

2 группа результатов:

– выявлены особенности применения инструментария. С решением кейсов справились все педагоги, получены сопоставимые данные, материалы легко обработать, но были и трудности: временные рамки выполнения (решение заняло 40 минут), преобладание стереотипов в ответах педагогов;

– успешнее решены кейсы, направленные на анализ и корректировку среды, а также анализ и проектирование приемов включения детей в деятельность. А вот системность работы и ее вариативность несколько хуже;

– результаты апробации инструментария позволили спроектировать работу по оптимизации педагогического процесса.

Идея проекта: применения кейсов в целях совершенствования процесса, в формате самоэкспертизы, основы обучения и сопровождения педагогов. То есть, педагоги как эксперты должны участвовать в решении, обсуждение и проектировании различных кейсов и разбирать свой собственный опыт, а также с их помощью оценивать свою профессиональную деятельность.

Таким образом кейс и экспертиза становиться основой для самоэкспертизы, профессионального роста, как бы подсказывают профессиональные изменения.

Мы предлагаем такие современные формы работы:

– создание «Клуба педагогов экспертов», для отработки практических умений у и мотивации педагогов;

– семинар-практикум «Кто такой эксперт и зачем мне нужна экспертиза»;

– создание балинтовской группы- для обсуждения в группе проблем как оценить творчество, как развивать способности, как недирективно привлечь ребенка к рисованию;

– открытые просмотры и экспертиза видеоуроков — для активизации знаний у педагогов;

– интерактивная лекция «Инновационные формы в области художественно-продуктивного развития дошкольников», для знакомства с современными технологиями; как точки роста для решения типичных проблем: как соотнести обучение и творчество; как правильно сочетать традиционные и нетрадиционные материалы и приемы; как увидеть запросы и трудности детей в творчестве и поддержать, а не руководить; как создать среду для творчества и эстетического опыта, провоцирующую активности и художественные пробы.

Экспертиза разработана на примере рисования как ведущего вида продуктивной деятельности, но кейсы и форма обработки могут использоваться для оценки и других видов. Таким образом, педагог может не только оценивать качество своей профессиональной деятельности, но и вносить корректировки в свое самообразование и саморазвитие.

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, группа результатов, кейс, компонент готовности, детская деятельность, деятельность, дошкольный возраст, продуктивная деятельность детей, профессиональная деятельность, собственный опыт.


Ключевые слова

экспертиза, продуктивная деятельность, инструментарий

Похожие статьи

Продуктивная деятельность как средство развития...

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой

Литература: Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева...

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Продуктивная деятельность — это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в

В детском саду, как правило, продуктивная деятельность организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность влияет на социальное развитие дошкольников, позволяет...

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, продуктивная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.

Продуктивная деятельность в силу своего творческого характера требует от педагогов готовности к быстрому переключению в условиях...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной...

В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить...

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

Библиографическое описание: Топтун, Н. Н. Продуктивный вид деятельности — ключ к

 Значительную роль в дошкольном детстве играет изобразительная деятельность, которая

Важную роль в изобразительной деятельности детей данного возраста играет восприятие.

Продуктивная художественная деятельность детей...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного

Опыт реализации этой идеи в различных формах внес свои коррективы в понимание

Организация художественной деятельности ребенка-дошкольника и младшего школьника...

Педагогические условия в формировании творчества у детей...

Организуя деятельность детей в системе «ребенок-ребенок» мы давали детям право распределиться в группы и в пары (в зависимости от формы занятия) для совместных действий. Как показывают практический опыт работы с дошкольниками, детям свойственно деловое...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Библиографическое описание: Кашкарева, Л. М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО...

Похожие статьи

Продуктивная деятельность как средство развития...

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой

Литература: Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева...

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Продуктивная деятельность — это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в

В детском саду, как правило, продуктивная деятельность организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность влияет на социальное развитие дошкольников, позволяет...

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, продуктивная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.

Продуктивная деятельность в силу своего творческого характера требует от педагогов готовности к быстрому переключению в условиях...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной...

В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить...

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

Библиографическое описание: Топтун, Н. Н. Продуктивный вид деятельности — ключ к

 Значительную роль в дошкольном детстве играет изобразительная деятельность, которая

Важную роль в изобразительной деятельности детей данного возраста играет восприятие.

Продуктивная художественная деятельность детей...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного

Опыт реализации этой идеи в различных формах внес свои коррективы в понимание

Организация художественной деятельности ребенка-дошкольника и младшего школьника...

Педагогические условия в формировании творчества у детей...

Организуя деятельность детей в системе «ребенок-ребенок» мы давали детям право распределиться в группы и в пары (в зависимости от формы занятия) для совместных действий. Как показывают практический опыт работы с дошкольниками, детям свойственно деловое...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Библиографическое описание: Кашкарева, Л. М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО...

Задать вопрос