Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морин, А. Е. Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде / А. Е. Морин, А. С. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83590/ (дата обращения: 15.06.2024).



В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника.

Ключевые слова: наставник, soft skills, адаптация, наставничество.

На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края является одним из актуальных вопросов образования и воспитания.

Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формирование профессиональных компетенций и «мягких» навыков. Обеспечение высокого уровня включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, формирование системы студенческого сообщества представляется особенно эффективным через внедрение Целевой модели наставничества.

Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи, такие как Батышев С. Я., Гичан И. С., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Филатова Е. В. и многие другие [2].

Однако реализация Целевой модели наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (форма «ученик-ученик/студент-студент» недостаточно изучена научным сообществом и представляет для нас особый интерес.

В нашей научно-исследовательской работе рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник», реализующего Целевую модель наставничества в образовательной организации КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Срок реализации проекта: сентябрь 2020 — июнь 2021.

Актуальностьпроекта «Наставник» обусловлена следующими факторами:

 необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края [1];

 отсутствием формы наставничества «студент-студент» в ГАСКК МЦК при наличии высокой потребности со стороны обучающихся;

 необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;

 потребностью производственных предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).

Цель проекта «Наставник» адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в период 2020–2021 учебного года.

В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса.

Организаторами и ведущими мероприятий (наставниками) выступают студенты старших курсов колледжа. Представлены современные формы работы с обучающимися. Предполагается привлечение стейкхолдеров, выход проекта за пределы образовательной организации, трансляция в СМИ.

C:\Users\6FCB~1\AppData\Local\Temp\image-11-05-21-01-32.jpeg

A person standing in front of a white board

Description automatically generated with medium confidence

Представленные в ходе реализации проекта мероприятия направлены на организацию продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент», «учебная группа студентов старших курсов — учебная группа студентов младших курсов».

Результатом работыявляется разработка продукта — дорожной карты, программы проекта и дайджеста мероприятий.

В ходе работы достигнуты следующие результаты:

  1. Изучены теоретические материалы, нормативные документы, связанные с вопросом наставничества, рассмотрены основные понятия
  2. Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в колледже и проведён анализ запросов студентов 1 курсов с целью выявления их потребностей в наставнике
  3. Проведено анкетирование студентов 4 курсов КГА ПОУ ГАСКК МЦК с целью выявления интереса к наставнической деятельности, возможностей стать наставником
  4. Организована работа проектной команды наставников и наставляемых и проведён (промежуточный) анализ эффективности внедрения проекта в студенческой среде колледжа.

Анализ данных анкет, беседы, наблюдения, опроса позволяет сделать вывод, что внедряемая практика наставничества даёт положительный результат: наставляемые развили свои «мягкие» навыки, раскрыли творческие, организаторские способности, переходя из категории «зрители» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы».

В результате реализации проекта «Наставник» достигнуты положительные показатели работы: наблюдается повышение уровня адаптированности студентов (Таблица 1): на 7 % увеличилось количество студентов с показателем «средний уровень адаптированности в группе», на 3 % повысилось количество студентов с показателем «высокий уровень адаптированности в группе».

Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой)

Рис.1. Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой)

Проектная команда представляет работу по нескольким направлениям: волонтёрская деятельность, основы финансовой грамотности, здоровьесбережение, культурно-просветительские мероприятия.

Представленный в ходе исследовательской работы проект является инновационным, уникальным, так как направлен на внедрение новых или значительно улучшенных практик, методов в деятельность образовательной организации, внедрение актуальных практик наставничества.

Проект предполагает дальнейшее расширение целевой аудитории, привлечение новых партнёров, увеличение количества мероприятий, варьирование форм организации мероприятий, привлечение обучающихся не только нашего учебного заведения, а также школ, студентов других ПОО, ВОО нашего города и Хабаровского края.

Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в колледже сопровождается преодолением первокурсниками различных трудностей: студентам приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты первого курса не в силах справиться самостоятельно.

Проект «Наставник» позволяет решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills.

Литература:

  1. Распоряжение Министерства Образования и науки Хабаровского края от 10.09.2020 г. — № 887 «Об утверждении региональной методологии (Целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае».
  2. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.
Основные термины (генерируются автоматически): Целевая модель наставничества, образовательная организация, Хабаровский край, внедрение, качество наставника, курс, пилотный проект, студент старших курсов, условие жизни, условие обучения.


Похожие статьи

Наставничество на производстве, в социальной сфере...

Одним из новых направлений наставничества в колледже является организация и реализация проекта по апробации Семейного волонтерства (добровольчества). Под шефством колледжа находится детский дом № 4 города Хабаровска, где на протяжении многих лет проводится совместная работа по социализации воспитанников в обществе.

На протяжении 2018 года студенты старших курсов активно принимают участие в данном проекте. Студенческий совет колледжа произвел набор добровольцев из числа студентов старших курсов в группу семейного волонтерства.

Наставничество как одна из форм передачи профессионального...

Ключевые слова: наставничество, наставник, молодые профессионалы, целевая модель, Абилимпикс, профессиональное образование, производственное обучение. Наставничество — это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом, психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в процессе личностного становления и профессионального развития.

Предлагается привлекать студентов, работодателей и профессионалов, в качестве формы наставничества. В дополнительном образовании, с детьми занимаются мастера. Наставничество рассматривается как система развития кадров и система обучения персонала.

Специфика организации курсов повышения квалификации...

В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются профессиональные организации при реализации работы наставничества «педагог-педагог». Описывается специфика организации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, как вариант нивелирования проблем реализации формы наставничества «педагог-педагог».

 принцип информационной мобильности заключается в разнообразии используемых форм обучения и применяемых технологий. Указанные принципы легли в основу определения основных вариантов реализации программ в рамках формы наставничества «Педагог-Педагог».

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

 Наставничество является востребованным и проверенным механизмом вхождения в корпоративную культуру организации и профессионального становления нового специалиста, а также методом обучения и развития молодых педагогов. Необходимость расширения практик наставничества в образовании обозначена как одна из актуальных проблем в нацпроекте «Образование», принятом в 2013 году [10].

Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования? С какими рисками сопряжена наставническая работа в образовательной организации? Как их минимизировать?

Наставничество как условие профессионального становления...

Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат образовательной организации. Таким образом, наставничество оказывает огромное влияние на становление молодого педагога: способствует формированию профессиональной личности, самореализации и самосовершенствованию. С помощью наставника эффективность данного условия помогает администрации в образовательном учреждении быстро и качественно, решать задачи профессионального становления начинающих педагогов, а именно оказывать помощь в трудных моментах, дают рекомендации, делятся свои опытом.

Внедрение дистанционных образовательных технологий...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования.

 продолжить обучение студентов с использованием ЭО и ДОТ в условиях пандемии СOVID-19;  внедрить практику наставничества педагогов при реализации дистанционного обучения в колледже

1.Ознакомление с действующими электронными ресурсами, в том числе электронными библиотечными системами, рекомендуемыми министерством образования и науки Хабаровского края.

Модель психолого-педагогического сопровождения...

Научная значимость проекта состоит в выявлении особенностей реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного

Наставник-студент оказывает педагогическое влияние на наставляемого посредством вовлечения в определенную деятельность с использованием разных методов (создание специальных условий, личный

Все студенты-наставники отмечали полезность приобретаемого опыта для других студентов педагогических специальностей. Наставничество помогает выстроить свою модель поведения и взаимодействия с детьми с...

Программа «Наставник» — один из вариантов введения...

В результате внедрения программы предполагается регулярное и долгосрочное взаимодействие наставника и воспитанника. Взаимодействие осуществляется на добровольных безвозмездных началах.

В ходе обучения используются следующие методы работы: психологические тренинги, индивидуальные консультации. Обучение завершается зачетом по прослушанному материалу.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами. Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала...

«Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [3]. Наставничество берет свое начало еще в первобытном обществе, где проводился обряд инициации — имя наречения. Для того, чтобы молодые люди могли провести этот обряд, к ним прикреплялись специальные наставники, которые обучали молодых людей ритуальным умениям. Долгое время наставничество понималось в форме профессионального обучения или подмастерья (мастер-ученик).

Похожие статьи

Наставничество на производстве, в социальной сфере...

Одним из новых направлений наставничества в колледже является организация и реализация проекта по апробации Семейного волонтерства (добровольчества). Под шефством колледжа находится детский дом № 4 города Хабаровска, где на протяжении многих лет проводится совместная работа по социализации воспитанников в обществе.

На протяжении 2018 года студенты старших курсов активно принимают участие в данном проекте. Студенческий совет колледжа произвел набор добровольцев из числа студентов старших курсов в группу семейного волонтерства.

Наставничество как одна из форм передачи профессионального...

Ключевые слова: наставничество, наставник, молодые профессионалы, целевая модель, Абилимпикс, профессиональное образование, производственное обучение. Наставничество — это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом, психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в процессе личностного становления и профессионального развития.

Предлагается привлекать студентов, работодателей и профессионалов, в качестве формы наставничества. В дополнительном образовании, с детьми занимаются мастера. Наставничество рассматривается как система развития кадров и система обучения персонала.

Специфика организации курсов повышения квалификации...

В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются профессиональные организации при реализации работы наставничества «педагог-педагог». Описывается специфика организации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, как вариант нивелирования проблем реализации формы наставничества «педагог-педагог».

 принцип информационной мобильности заключается в разнообразии используемых форм обучения и применяемых технологий. Указанные принципы легли в основу определения основных вариантов реализации программ в рамках формы наставничества «Педагог-Педагог».

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

 Наставничество является востребованным и проверенным механизмом вхождения в корпоративную культуру организации и профессионального становления нового специалиста, а также методом обучения и развития молодых педагогов. Необходимость расширения практик наставничества в образовании обозначена как одна из актуальных проблем в нацпроекте «Образование», принятом в 2013 году [10].

Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования? С какими рисками сопряжена наставническая работа в образовательной организации? Как их минимизировать?

Наставничество как условие профессионального становления...

Есть необходимость в обучении наставников, выделении категории наставника в штат образовательной организации. Таким образом, наставничество оказывает огромное влияние на становление молодого педагога: способствует формированию профессиональной личности, самореализации и самосовершенствованию. С помощью наставника эффективность данного условия помогает администрации в образовательном учреждении быстро и качественно, решать задачи профессионального становления начинающих педагогов, а именно оказывать помощь в трудных моментах, дают рекомендации, делятся свои опытом.

Внедрение дистанционных образовательных технологий...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования.

 продолжить обучение студентов с использованием ЭО и ДОТ в условиях пандемии СOVID-19;  внедрить практику наставничества педагогов при реализации дистанционного обучения в колледже

1.Ознакомление с действующими электронными ресурсами, в том числе электронными библиотечными системами, рекомендуемыми министерством образования и науки Хабаровского края.

Модель психолого-педагогического сопровождения...

Научная значимость проекта состоит в выявлении особенностей реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного

Наставник-студент оказывает педагогическое влияние на наставляемого посредством вовлечения в определенную деятельность с использованием разных методов (создание специальных условий, личный

Все студенты-наставники отмечали полезность приобретаемого опыта для других студентов педагогических специальностей. Наставничество помогает выстроить свою модель поведения и взаимодействия с детьми с...

Программа «Наставник» — один из вариантов введения...

В результате внедрения программы предполагается регулярное и долгосрочное взаимодействие наставника и воспитанника. Взаимодействие осуществляется на добровольных безвозмездных началах.

В ходе обучения используются следующие методы работы: психологические тренинги, индивидуальные консультации. Обучение завершается зачетом по прослушанному материалу.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами. Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала...

«Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [3]. Наставничество берет свое начало еще в первобытном обществе, где проводился обряд инициации — имя наречения. Для того, чтобы молодые люди могли провести этот обряд, к ним прикреплялись специальные наставники, которые обучали молодых людей ритуальным умениям. Долгое время наставничество понималось в форме профессионального обучения или подмастерья (мастер-ученик).

Задать вопрос