Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 18.07.2021

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Шачнева, К. И. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта / К. И. Шачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83291/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, проанализирована зависимость уровня эмоционального интеллекта от пола, количества детей в семье, наличия отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, стресс, совладающее поведение, студенты.

В современном мире особый интерес представляет проблема выявления внутренних условий оптимальной реакции людей на трудные жизненные ситуации, обеспечивающих их психологическое благополучие и адаптацию к окружающей среде. Наряду с копинг-стратегиями одним из факторов успешной адаптации является развитый эмоциональный интеллект — психологическое образование, основным компонентом которого является совокупность умственных способностей для различения, понимания и управления эмоциями [1; 2].

Исследования, нацеленные на определение роли эмоционального интеллекта в жизнедеятельности личности, выявили значимость этого феномена в восприятии мира, а также в ее адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям [5].

Не владея в полной мере необходимыми жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов совладающего поведения. Поэтому эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются важными психологическими явлениями в жизни студентов, необходимыми для их успешной адаптации [4].

Чтобы проанализировать специфику предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта, нами было проведено исследование 50 студентов Лечебного, Педиатрического и Психолого-социального факультетов РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте от 17 до 21 года.

В ходе исследования использовались следующие методы: тест Н. Холла на эмоциональный интеллект (The Emotional Intelligence Self-Evaluation); опросник Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект ЭмИн [2].; методика для психологической диагностики совладающего со стрессом поведения «Стратегии совладающего поведения» (ССП) [3]. Достоверность различий показателей определялась при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Для поиска корреляций между шкалами применялся коэффициент корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерного пакета SPSS 23.0.

На основании показателей методики Н. Холла на эмоциональный интеллект среди студентов были выделены 2 группы: в 1-ой группе, составляющей 34 % студентов из нашей выборки, интегративный уровень эмоционального интеллекта средний. Ко второй группе — группе с низким интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта — относятся 66 % выборки.

Математический анализ результатов исследования обнаружил в рассматриваемых нами группах значимые различия по уровням эмоциональной осведомленности (p=0,04), управления своими эмоциями (p=0,02), самомотивации (р=0,000), эмпатии (р=0,000), управления эмоциями других (р=0,000). Данные представлены на рис. 1.

Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 1. Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: **при р≤ 0,01, **** при р≤ 0,001

На основании показателей опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн были получены следующие результаты. Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между рассматриваемыми нами группами в отдельных компонентах эмоционального интеллекта, такими как: межличностный ЭИ (p=0,016), внутриличностный ЭИ (p=0,021), понимание эмоций (p=0,008), управление эмоциями (p=0,012), понимание чужих эмоций (p=0,010), управление своими эмоциями (p=0,019). Данные отражены на рис. 2.

Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: *при р≤ 0,05, ** при р≤ 0,01

Помимо этого, было установлено, что существуют значимые различия между группами с разным уровнем ЭИ по количеству детей в семьях, где они воспитывались (p=0,047). Оказалось, что у детей из семей с двумя и более детьми преобладают низкие значения ЭИ. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта представлен на рис. 3.

Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Примечание: *при р≤ 0,05

Помимо этого была выявлена положительная корреляционная связь между показателем пола и отдельными показателями ЭИ. Оказалось, что юноши обладают более высокими уровнями развития таких показателей ЭИ как: эмоциональная осведомленность (r=0,302; p=0,033) , внутриличностный ЭИ (r=0,351; p=0,012) , общее понимание эмоций (r=0,315; p=0,026) , понимание своих эмоций (r=0,374; p=0,007) .

Также статистический анализ данных показал, что существует взаимосвязь между уровнями некоторых показателей ЭИ студентов и наличием отношений. Так, у студентов, состоящих в отношениях, оказались более низкими по сравнению со свободными студентами такие показатели ЭИ как: внутриличностный ЭИ (r=-0,279; p=0,050) , и контроль экспрессии (r=0,282; p=0,047) .

В ходе исследования выбора копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта оказалось, что рассматриваемые нами группы имеют множество различий, касающихся их копинг-поведения. Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в частоте использования студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта такой копинг стратегии как «Бегство-избегание» (p=0,014). Данные представлены на рис. 4.

Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта

Рис. 4. Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта

Примечание: *при р≤ 0,05

Корреляционный анализ показал положительную взаимосвязь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и частотой использования продуктивной копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,442; p=0,001) , а также отрицательную корреляцию этого же показателя с частой использования такой неадаптивной копинг-стратегии как «Бегство-избегание» (r=-0,500; p=0,000) .

Также было выявлено, что студенты с более развитым навыком управления своими эмоциями реже прибегают к поиску социальной поддержки (r=-0,397; p=0,004) и чаще используют стратегию планирования решения проблемы (r=0,346; p=0,014) . Высоким значениям уровня самомотивации студентов соответствует более редкое использование таких копингов как «Дистанцирование» (r=-0,338; p=0,017) , «Поиск социальной поддержки» (r=-0,280; p=0,049) , «Принятие ответственности» (r=-0,341; p=0,015) и «Бегство-избегание» (r=-0,604; p=0,000), и наоборот частое использование стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,477; p=0,000) . Студенты с развитым навыком управления эмоциями других людей также чаще склонны использовать стратегию планирования (r=0,364; p=0,009) , меньше всего они прибегают к стратегии избегания проблем (r=-0,304;p=0,032) . Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от факторов парциального уровня ЭИ

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск соц. поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

-0,397**

0, 346*

Самомотивация

-0, 338*

-0, 280*

-0, 341*

-0,604**

0, 477**

Эмпатия

Управление эмоциями других

-0, 304*

0, 364**

Анализ взаимосвязи компонентов ЭИ с частотой использования копинг-стратегий показал, что студенты, часто использующие стратегию «Дистанцирование» отличаются меньшими показателями по таким компонентам эмоционального интеллекта как: межличностный ЭИ (r=-0,296; p=0,037) , общее понимание эмоций (r=-0,343; p=0,015) , понимание своих эмоций (r=-0,325; p=0,021) . Студенты, более склонные в стрессовых ситуациях к принятию ответственности, характеризуются низким навыком управления своими эмоциями (r=-0,313; p=0,027) . Частое использование стратегии положительной переоценки соответствует более высоким показателям по управлению своими эмоциями (r=0,320; p=0,024) . Студентов, чаще использующих стратегию избегания, отличают более низкие значения таких компонентов ЭИ как: межличностный ЭИ (r=-0,439; p=0,001) , внутриличностный ЭИ (r=-0,372; p=0,008) , понимание эмоций (r=-0,395; p=0,005) , управление эмоциями (r=-0,456; p=0,001) , понимание чужих эмоций (r=-0,330; p=0,019) , управление чужими эмоциями (r=-0,412; p=0,003) , понимание своих эмоций (r=-0,301; p=0,034) , управление своими эмоциями (r=-0,424; p=0,002) . И наоборот, студенты, отличающиеся высокими показателями по этим же компонентам ЭИ, чаще используют копинг «Планирование решения проблемы». Значимые корреляции отражены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от отдельных компонентов ЭИ

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск соц. поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

МЭИ

-0,296*

-0, 439**

0, 417**

ВЭИ

-0, 372**

0, 456**

ПЭ

-0, 343*

-0, 341*

-0, 395**

0, 442**

УЭ

-0, 456**

0, 465**

МП

-0, 330*

0, 373**

МУ

-0, 412**

0,376**

ВП

-0, 325*

-0, 301*

0, 373**

ВУ

-0, 313*

-0, 424**

0, 505**

0, 320*

ВЭ

Таким образом, значение эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации к трудным жизненным ситуациям актуально для молодого поколения — почти у двух третей студентов медицинского университета низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что влияет на использование ими неадаптивных копинг-стратегий. Поэтому стоит уделять больше внимания проблеме низкого эмоционального интеллекта и его связи с непродуктивным копинг-поведением, при необходимости оказывать своевременную психологическую помощь людям, столкнувшимся с этой проблемой. Ведь, как показывают исследования, развитые способности дифференцировать эмоции, управлять и оперировать проявлениями эмоциональной сферы способствуют лучшему совладанию со стрессовыми ситуациями, поскольку именно эмоциональный интеллект выступает базовой основой саморегуляции индивида, влияет на его самоэффективность и применение адаптивного стиля поведения.

Литература:

  1. Воронина М. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у подростков, занимающихся экстремальными видами спорта: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 37.04.01 «Психология». Магистерская программа «Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях» // МГППУ — М., 2016. — 16 с.
  2. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 264–278.
  3. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Под ред. Вассермана Л. И. — 2008. — 35 с.
  4. Файзулина З. Ф., Муртазина Э. И. Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». — 2018. — № 4(58). — С. 362–366.
  5. Фоминых Е. К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий личности // Образование и саморазвитие. — Казань, Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет. — 2014. — № 4(42). — С.100–103.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, студент, управление эмоциями, сравнительный анализ, уровень, эмоция, положительная переоценка, принятие ответственности, успешная адаптация, эмоциональная осведомленность.


Похожие статьи

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального

управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их

Анализ научной литературы показал, что низкий уровень эмоционального интеллекта может...

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения...

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж.

Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это понятие, которое характеризует способность человека

Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у различных категорий

Эмоциональный интеллект обеспечивает социально-психологической адаптации не только...

Структура эмоционального интеллекта участников...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов.

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как...

Апробация модели развития эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных...

4) управление эмоциями — способность к их контролю и регуляции, умение стимулировать проявление положительных эмоциональных переживаний. В смешанной модели Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность умственных и личностных...

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности...

Бабаскин, Д. В. Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров / Д

Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интеллекта и креативности предложены...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности...

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков... Эмоциональный интеллект включает в себя пять понятий это эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность...

Похожие статьи

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального

управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их

Анализ научной литературы показал, что низкий уровень эмоционального интеллекта может...

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения...

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж.

Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это понятие, которое характеризует способность человека

Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у различных категорий

Эмоциональный интеллект обеспечивает социально-психологической адаптации не только...

Структура эмоционального интеллекта участников...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов.

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как...

Апробация модели развития эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных...

4) управление эмоциями — способность к их контролю и регуляции, умение стимулировать проявление положительных эмоциональных переживаний. В смешанной модели Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность умственных и личностных...

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности...

Бабаскин, Д. В. Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров / Д

Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интеллекта и креативности предложены...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности...

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков... Эмоциональный интеллект включает в себя пять понятий это эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность...

Задать вопрос