История применения различных типов СЭУ в мировом судостроении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 12.07.2021

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Осокин, Д. С. История применения различных типов СЭУ в мировом судостроении / Д. С. Осокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83195/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор описывает различные типы судовых энергетических установок, а также их практическое применение в мировой практике судостроения.

Ключевые слова: судовые энергетические установки, газотурбинные установки, двигатель, дизельные установки, ядерные установки, атомные установки, пароход, теплоход, газотурбоход, атомоход.

Судовая энергетическая установка.

Судовая энергетическая установка, представляет собой комплекс агрегатов, систем и устройств, преобразующих энергию топлива в кинетическую энергию, необходимую для движения судна, а также в электрическую энергию, необходимую для работы систем судна.

Обычно, судовая энергетическая установка состоит из главной энергетической установки и нескольких вспомогательных механизмов, таких как дизельные генераторы, опреснительные установки, котлы, и т. д.

Типы СЭУ.

Большая часть современных СЭУ, представлена пятью типами: паросиловые, дизельные, дизель-электрические, газотурбинные, ядерные.

Паросиловые СЭУ — имеют самую богатую историю среди всех СЭУ, начали применяться еще в 19м веке и прошли долгий путь от маломощных, по современным меркам, поршневых паровых машин, до атомных реакторов.

Паросиловые СЭУ, используют энергию водяного пара под высоким давлением. Необходимо различать паросиловые ядерные СЭУ, где энергия пара питает движитель и современные ядерные СЭУ, в которых энергия пара вращает турбину, которая в свою очередь вырабатывает электрическую энергию, питающую электрические двигатели.

В данный момент, паросиловые СЭУ вытесняются более современными типами энергетических установок. Однако, большое количество судов с паросиловыми СЭУ до сих пор находится в эксплуатации, старейшее из них в России — «Н. В. Гоголь» (построен в 1911 году), можно увидеть в г. Архангельск на Северной Двине в данный момент является прогулочным, круизным судном (рис. 1). Старейшее в мире (из находящихся в эксплуатации) — «Skibladner» (построен в 1856 году), является почтовым судном и ходит по озеру Мьёса (Норвегия).

«Н. В. Гоголь»

Рис. 1. «Н. В. Гоголь»

Дизельные СЭУ начали эксплуатироваться еще в начале 20-го века и к настоящему моменту составляют большую часть всех производимых и эксплуатируемых СЭУ.

Главной энергетической установкой дизельных СЭУ, является поршневой двигатель внутреннего сгорания. Они бывают малооборотными (непосредственно приводят в движение движитель) и среднеоборотными, где передача крутящего момента осуществляется через редуктор.

Первое в мире судно с дизельной СЭУ было построено в 1912 году в Дании. «Зеландия» (рис. 2) имело дизельную установку с двумя ДВС по 147,2 кВТ. Постройка обошлась значительно дороже однотипных судов с паросиловой СЭУ, однако, эксплуатация показала, что эта разница окупается уже в первый год.

«Зеландия»

Рис. 2. «Зеландия»

Дизель-электрические СЭУ вэтом типе СЭУ дизельный ДВС не вращает движитель непосредственно, а используется в качестве дизельной электростанции, в свою очередь, движитель вращает электромотор, питающийся от энергии, вырабатываемой дизельным ДВС. Такие установки нашли широкое применение в оснащении подводных лодок.

Первое дизель-электрическое судно (рис. 3), было построено в 1903 году, в России. «Вандал», представлял собой танкер и одновременно имел как паросиловую энергетическую установку, так и дизель-электрическую.

«Вандал»

Рис. 3. «Вандал»

Газотурбинные СЭУ — нашли применение в основном на военных судах, основными их преимуществами являются малые габаритные размеры и небольшая масса, что позволяет достичь необходимых характеристик на военных судах. К минусам такого типа установок относятся дороговизна производства и эксплуатации, и большой расход топлива. В данный момент, интерес конструкторов и производителей к газотурбинным энергетическим установкам угасает.

Впервые, газовая турбина в качестве главной энергетической установки, была применена в 1947 году на артиллерийском катере Британского Королевского флота «MGB 2009» (рис. 4).

«MGB 2009»

Рис. 4. «MGB 2009»

Ядерные СЭУ наиболее сложный тип из всех рассмотренных в статье. Может быть, как модификацией паротурбинной установки, в случае, когда турбина, вращаемая паром непосредственно вращает движитель, так и использовать электродвигатели.

Первым кораблём, использующим атомную СЭУ, была американская подводная лодка «Наутилус» (рис. 5), построенная в 1954 году.

«Наутилус»

Рис. 5. «Наутилус»

На сегодняшний день этот тип СЭУ является наиболее перспективным, т. к. сочетает в себе практически не ограниченную дальность хода, с высокой мощностью.

Литература:

  1. Артемов Г. А., Бойков В. П., Гильмутдинов А. Г. Судовые газотурбинные установки. Л.: Судостроение, 1978.
  2. Васильев В. К. Тепловые расчеты судовых паровых и газовых турбин. Л.: Судостроение, 1960.
  3. Горелов В. И. Эксплуатация корабельных ГТУ. М.: Воениздат, 1972.
  4. Зайцев В. И., Грицай Л. Л., Моисеев А. А. Судовые паровые и газовые турбины. М.: Транспорт, 1981.
  5. Лебедев О. Н., Сомов В. А., Калашников С. А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М.: Транспорт, 1990.
  6. Плотников В. А. Тепловой расчет газотурбинной установки: Методическое пособие. Омск: изд. ОАО «Иртышское пароходство», 2000.
  7. Правила технической эксплуатации судовых паровых турбин. М.: Морской транспорт, 1974.
  8. Розенберг Г. Ш. Судовые центростремительные газовые турбины. Л.: Судостроение, 1964.
  9. Слободянюк Л. И., Поляков В. И. Судовые паровые и газовые турбины и их эксплуатация. Л.: Судостроение, 1983.
  10. Термодинамика судовых энергетических установок: Сборник задач / Под редакцией В. М. Селиверстова. Л.: Транспорт, 1974.
  11. Топунов А. И. Теория судовых турбин. Л.: Судостроение, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): MGB, главная энергетическая установка, судовая энергетическая установка, установка, движитель, Россия, тип, электрическая энергия, энергия пара.


Ключевые слова

двигатель, судовые энергетические установки, газотурбинные установки, дизельные установки, ядерные установки, атомные установки, пароход, теплоход, газотурбоход, атомоход

Похожие статьи

Энергетическая установка судна ледового класса

Судовая ядерная энергетическая установка | Статья в журнале... Паротурбинная установка (ПТУ) — турбина, преобразующая энергию пара в механическую энергию вала гребного винта и турбина автономного турбогенератора. Теплоноситель первого контура забирает тепло от...

Новые источники электроэнергии единых электроэнергетических...

Внедрение новых источников электроэнергии на кораблях ВМФ улучшит тактико-технические характеристики кораблей и потребует

Библиографическое описание: Актимиров, А. В. Новые источники электроэнергии единых электроэнергетических систем кораблей / А. В. Актимиров.

Судовая ядерная энергетическая установка | Статья в журнале...

Паротурбинная установка (ПТУ) — турбина, преобразующая энергию пара в механическую энергию вала гребного винта и турбина автономного турбогенератора, преобразующая энергию пара в электрическую. ППУ и ПТУ и сопряженность электроэнергетической системы образует...

История судовых ядерных энергетических установок

Главным изменение в энергетической установке заключалось в том, что компоновка АЭУ была выполнена в моноблочной виде, то есть активная зона реактора и парогенератор располагались в одном стальной корпусе. Данная конструкция позволяла создать энергетическую установку...

Утилизация теплоты от судовой энергетической установки...

Библиографическое описание: Смирнов, М. Н. Утилизация теплоты от судовой энергетической установки (СЭУ) на примере двигателя

 Как известно, даже в самых современных СЭУ около половины энергии, выделяемой при сгорании топлива, отдается окружающей среде с...

Развитие электродвижения военных флотов в мире

Традиционные установки с прямой передачей мощности тепловых двигателей на

Кроме того, в "электрической" ГЭУ генератор вместе о первичным двигателем можно разместить даже в

Энергетическая установка ЭМ пр.45 состоит из двух ГТГ (в качестве первичного двигателя...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

Предлагаются три режима питания главных двигателей топливом.

Один из способов обеспечения такого давления — это включение в состав судовой энергетической установки (СЭУ)

Пропульсивная установка обеспечивает эксплуатационную скорость хода (vб) в 20 уз.

Судовая паропроизводящая установка | Статья в журнале...

Ключевые слова: паровой котел, паротурбинная установка, главная энергетическая установка, тепловая схема, утилизационный

Паротурбинная установка — это постоянно действующий тепловой агрегат, рабочим телом которого являются вода и водяной пар.

Тенденции развития энергетики супер-СПГ-танкеров

В статье рассматривается состав энергетических установок супер-СПГ-танкеров.

Первым, вторым и предпоследним слагаемыми определятся электрическая нагрузка на СЭС от

ГЭУглавная энергетическая установка; ДВС — двигатель внутреннего сгорания.

Похожие статьи

Энергетическая установка судна ледового класса

Судовая ядерная энергетическая установка | Статья в журнале... Паротурбинная установка (ПТУ) — турбина, преобразующая энергию пара в механическую энергию вала гребного винта и турбина автономного турбогенератора. Теплоноситель первого контура забирает тепло от...

Новые источники электроэнергии единых электроэнергетических...

Внедрение новых источников электроэнергии на кораблях ВМФ улучшит тактико-технические характеристики кораблей и потребует

Библиографическое описание: Актимиров, А. В. Новые источники электроэнергии единых электроэнергетических систем кораблей / А. В. Актимиров.

Судовая ядерная энергетическая установка | Статья в журнале...

Паротурбинная установка (ПТУ) — турбина, преобразующая энергию пара в механическую энергию вала гребного винта и турбина автономного турбогенератора, преобразующая энергию пара в электрическую. ППУ и ПТУ и сопряженность электроэнергетической системы образует...

История судовых ядерных энергетических установок

Главным изменение в энергетической установке заключалось в том, что компоновка АЭУ была выполнена в моноблочной виде, то есть активная зона реактора и парогенератор располагались в одном стальной корпусе. Данная конструкция позволяла создать энергетическую установку...

Утилизация теплоты от судовой энергетической установки...

Библиографическое описание: Смирнов, М. Н. Утилизация теплоты от судовой энергетической установки (СЭУ) на примере двигателя

 Как известно, даже в самых современных СЭУ около половины энергии, выделяемой при сгорании топлива, отдается окружающей среде с...

Развитие электродвижения военных флотов в мире

Традиционные установки с прямой передачей мощности тепловых двигателей на

Кроме того, в "электрической" ГЭУ генератор вместе о первичным двигателем можно разместить даже в

Энергетическая установка ЭМ пр.45 состоит из двух ГТГ (в качестве первичного двигателя...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

Предлагаются три режима питания главных двигателей топливом.

Один из способов обеспечения такого давления — это включение в состав судовой энергетической установки (СЭУ)

Пропульсивная установка обеспечивает эксплуатационную скорость хода (vб) в 20 уз.

Судовая паропроизводящая установка | Статья в журнале...

Ключевые слова: паровой котел, паротурбинная установка, главная энергетическая установка, тепловая схема, утилизационный

Паротурбинная установка — это постоянно действующий тепловой агрегат, рабочим телом которого являются вода и водяной пар.

Тенденции развития энергетики супер-СПГ-танкеров

В статье рассматривается состав энергетических установок супер-СПГ-танкеров.

Первым, вторым и предпоследним слагаемыми определятся электрическая нагрузка на СЭС от

ГЭУглавная энергетическая установка; ДВС — двигатель внутреннего сгорания.

Задать вопрос