Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 01.07.2021

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Цуркан, Т. С. Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике / Т. С. Цуркан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83001/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические задачи.

В настоящее время человек ежедневно вынужден совершать десятки финансовых операций — оплачивать проезд и счета, совершать покупки. Но далеко не каждый человек умеет разумно рассчитывать свои расходы и доходы, делать сбережения и увеличивать их с годами.

В России действует Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности, которая направлена на «повышение финансовой грамотности населения, создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг» [1]. Согласно сведениям из Росстата, доля населения, зарабатывающая в среднем меньше 25 тысяч рублей, составляет около 40 % [2]. Многие жители страны берут кредиты в банках, не анализируя различные предложения, которые зачастую оказываются более выгодными. Это один из показателей финансовой неграмотности населения.

Финансовая грамотность, согласно ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, является «совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни» [3].

Реализация Стратегии направлена, в том числе, на повышение финансовой грамотности у школьников, подразумевает под собой включение тем, связанных с экономикой, в планы образовательных организаций.

Однако, такой предмет, как экономика, есть не в каждом классе. Межпредметные связи могут помочь решить эту проблему. Так, в частности, на уроках и внеурочной деятельности по математике существует возможность решать различные экономические задачи, направленные на оптимизацию расходов и доходов предприятия, выбор выгодной системы кредитования, расчёт возможности вкладов в различные банки, знакомство со специальными терминами, связанными с финансами.

Пример 1. Женя мечтает о новом iPhone 12, который стоит 69 990 рублей. Рассчитайте, сколько месяцев семья Жени будет копить на новый телефон, проанализировав таблицы расходов и доходов (таблица 1 и таблица 2), если доходы семьи представлены без учёта вычета подоходного налога (13 %).

Таблица 1

Доходы

Зарплата папы

43 000 руб.

Зарплата мамы

26 000 руб.

Стипендия Жени

3 000 руб.

Таблица 2

Расходы

Продукты питания

20 000 руб.

ЖКХ

5 625 руб.

Интернет и средства связи

1 000 руб.

Проезд

1 200 руб.

Бензин

6 000 руб.

Уход за автомобилем

4 000 руб.

Уход за кошкой

3 300 руб.

Прочее

2 000 руб.

Пример 2. Потребительский кредит — это деньги, одалживаемые у банка на приобретение различных товаров и услуг. Переплата по кредиту — это сумма, выплачиваемая кредитором банку помимо того, сколько денег было взято в кредит.

Владимир Константинович хочет купить ноутбук, стоимостью 80 000 рублей. Ему одобрили заявку в двух банках. В первом предложили процентную ставку 19,9 % на 1 год. Во втором банке предложили кредит на эту сумму на два года. Причём через год Владимир Константинович должен будет вернуть половину взятой сумму и проценты за использование кредита в размере 14 %, а ещё через год вернуть вторую половину и уплатить 14 % за их использование. Рассчитайте разницу между данными предложениями.

Пример 3. Юлия Александровна приняла решение взять кредит в банке на сумму 452000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Банк предложил две схемы по выплате долга.

По первой схеме банк по истечению каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), потом Юлия Александровна должна перевести в банк зафиксированную сумму и в итоге выплатит весь долг тремя равными платежами.

По другой схеме также долг по истечению каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, которые выплачиваются по истечению каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно (на одинаковую и ту же величину). Какую схему более выгодно выбрать кредитору? Какую сумму будет составлять выгода?

Помимо внедрения задач экономического содержания в школьный курс математики и внеурочной деятельности, возможно использование игровых технологий. Например, проведение викторин в игровом формате, ролевых игр, деловых игр, командных соревнований по математике. Таким образом, развитие основ финансовой грамотности доступно на всех этапах обучения.

Таким образом, включение экономических задач во внеурочные программы по математике для разных классов способствует повышению мотивации к развитию основ финансовой грамотности у школьников. Кроме того, эти задачи способствуют активизации познавательной деятельности, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети учатся финансовой независимости, развивают экономический образ мышления.

Литература:

  1. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.». — Текст: электронный // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://m.minfin.gov.ru/ru/document/?id_38=118377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017–2023_gg. (дата обращения: 29.06.2021).
  2. Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.06.2021).
  3. Что такое финансовая грамотность? — Текст: электронный // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора: [сайт]. — URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/2381 (дата обращения: 29.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, банк, Владимир, внеурочная деятельность, кредит, месяц, развитие основ, сумма.


Похожие статьи

Основы формирования финансовой грамотности в рамках...

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике.

Библиографическое описание: Маеренкова, В. В. Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках... Финансовая грамотность — это совокупность базовых знании в области финансов. Основы формирования финансовой грамотности я осуществляется в рамках внеурочной.

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

- обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Изучение основ финансовой грамотности — ответственный этап в развитии ребенка. Знания о мире финансов помогут им в будущем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение. Если финансовая грамотность формируется у ребенка с...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского...

Повышение уровня финансовой грамотности у детей школьного...

Статья посвящена вопросам повышения финансовой грамотности у детей школьного возраста. Автор указывает на перспективы изучения углубленного курса экономики в школах. Особое внимание уделяется причинам, по которым изучение экономики должно лечь в основу общего...

Вопросы повышения финансовой грамотности...

Вопросы повышения финансовой грамотности и финансово-правовой культуры в банковской деятельности.

Актуальность повышения финансовой грамотности в банковской деятельности обуславливается расширением перечня оказываемых банками услуг...

Финансовая грамотность студентов | Статья в журнале...

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, анализ, анонимное анкетирование, экономическое поведение. В настоящее время финансовую грамотность определяют как знание о финансовых институтах и продуктах, и также умение их правильного использования...

Похожие статьи

Основы формирования финансовой грамотности в рамках...

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике.

Библиографическое описание: Маеренкова, В. В. Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках... Финансовая грамотность — это совокупность базовых знании в области финансов. Основы формирования финансовой грамотности я осуществляется в рамках внеурочной.

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

- обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Изучение основ финансовой грамотности — ответственный этап в развитии ребенка. Знания о мире финансов помогут им в будущем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение. Если финансовая грамотность формируется у ребенка с...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского...

Повышение уровня финансовой грамотности у детей школьного...

Статья посвящена вопросам повышения финансовой грамотности у детей школьного возраста. Автор указывает на перспективы изучения углубленного курса экономики в школах. Особое внимание уделяется причинам, по которым изучение экономики должно лечь в основу общего...

Вопросы повышения финансовой грамотности...

Вопросы повышения финансовой грамотности и финансово-правовой культуры в банковской деятельности.

Актуальность повышения финансовой грамотности в банковской деятельности обуславливается расширением перечня оказываемых банками услуг...

Финансовая грамотность студентов | Статья в журнале...

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, анализ, анонимное анкетирование, экономическое поведение. В настоящее время финансовую грамотность определяют как знание о финансовых институтах и продуктах, и также умение их правильного использования...

Задать вопрос