Формирование творческих способностей дошкольников с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Пирогова, К. В. Формирование творческих способностей дошкольников с нарушениями речи / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82960/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Ключевые слова : нарушения речи, творческие способности, способность.

Согласно В. Н. Дружинину, старший дошкольный возраст представляет собой наиболее благоприятный период развития творческих способностей, так как центральное психическое новообразование данного возрастного этапа — воображение [1]. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что нарушения развития речи приводит к задержке развития воображения. Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями речи ограничен речевой опыт, разговорная речь является бедной и малословной. Из этого следует, что ребёнку, имеющему нарушения развития речи, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Далее, по мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастает возможность ребенка отразить данные представления в игровой деятельности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей с нарушениями речи обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования, который определяет, что дошкольный возраст — важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного и нравственного развития ребёнка.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников с нарушением речи.

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей и креативности дошкольников с нарушением речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития творческих способностей у дошкольников с нарушением речи.
  2. Выявить особенности развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести исследование по определению уровня развития креативности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  4. Разработать программу эмпирического исследования.
  5. Проанализировать результаты и сформировать выводы.

Гипотеза исследования мы предполагаем, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи обладают уровнем развития креативности ниже среднего.

Мы сформировали батарею методик для исследования развития творческих способностей детей с ОВЗ: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренс; «Дорисовывание» Э. П. Торренс; «Повторяющиеся линии» Э. П. Торренс; «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева [2].

В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (75 %) имеет средний уровень креативности, исходя из результатов теста «Незаконченный рисунок» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны частичная чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, относительное стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.

Далее, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (70 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Дорисовывание» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым в процессе выполнения теста свойственны изображения одной пары параллельных линий, использованных при создании одной картинки не выражена одна идея. «Оригинальность» — самый значимый показатель креативности, у испытуемых представлена на высоком уровне. Исходя из положений Э. П. Торренса, степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений [4].

В ходе проведения методики «Повторяющиеся линии» нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет средний уровень оригинальности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.

В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Солнце в комнате», так как ими в большинстве своем не был озвучен конструктивный ответ. Это свидетельствует о том, что испытуемым чаще всего не свойственны чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений, способность к проявлению фантазии в «отделении» реального от нереального.

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Большинство испытуемых имеет уровень развития креативности ниже среднего и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны средний и низкий уровни самобытности, уникальности творческого мышления, низкий уровень креативности и чувствительности к нестандартному решению тех или иных задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза находит своё эмпирическое подтверждение.

Литература:

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный.
  2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. — 672 с. — Текст: непосредственный.
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк. — Москва, 1996. — С. 42–46. — Текст: непосредственный.
  4. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э. П. Торренс — М., 1998. — 120с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, дошкольный возраст, возможность решений, выдвижение предположения, дисгармония элементов проблемы, пробел знаний, разноплановая информация, творческая способность детей, уровень креативности, ходя проведения.


Похожие статьи

Специфика развития творческого потенциала детей старшего...

 В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Ключевые слова : нарушение речи, творческая деятельность, способность. В условиях становления демократического общества вопрос...

Особенности формирования творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей, для детей с нарушениями речи имеет важное значение, способствует раскрытию личного потенциала, приобретению успешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с нарушениями речи, участвуя в...

Особенности творческого мышления у детей старшего...

Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного

Около 40 % детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень творческого мышления, а...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Библиографическое описание: Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко.

Исследование уровня креативности старших дошкольников...

Стоит упомянуть, что исследователи креативности детей дошкольного возраста обращаются к достижениям различных психологических школ и

Обращает на себя внимание тот факт, что данная выборка детей старшего дошкольного возраста характеризуется высоким и средним...

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Он рассматривал креативность как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии»..

Сторонники альтернативного подхода считают, что делать выводы об уровне развития творческих способностей можно лишь на основе анализа...

Современные взгляды на проблемы креативности

Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека

Исчезновение «наивной» креативности объясняет факт спада творческой активности детей в

Очень важно расширять опыт ребенка, для создания прочной основы его творческой...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

При низком уровне языковой способности ребёнка наблюдается недостаточность коммуникативной активности, что, в свою очередь, усложняет процесс социальной адаптации.

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс

КРЕАТИВНОСТЬ -творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию

Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей...

Похожие статьи

Специфика развития творческого потенциала детей старшего...

 В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Ключевые слова : нарушение речи, творческая деятельность, способность. В условиях становления демократического общества вопрос...

Особенности формирования творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей, для детей с нарушениями речи имеет важное значение, способствует раскрытию личного потенциала, приобретению успешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с нарушениями речи, участвуя в...

Особенности творческого мышления у детей старшего...

Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного

Около 40 % детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень творческого мышления, а...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Библиографическое описание: Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко.

Исследование уровня креативности старших дошкольников...

Стоит упомянуть, что исследователи креативности детей дошкольного возраста обращаются к достижениям различных психологических школ и

Обращает на себя внимание тот факт, что данная выборка детей старшего дошкольного возраста характеризуется высоким и средним...

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Он рассматривал креативность как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии»..

Сторонники альтернативного подхода считают, что делать выводы об уровне развития творческих способностей можно лишь на основе анализа...

Современные взгляды на проблемы креативности

Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека

Исчезновение «наивной» креативности объясняет факт спада творческой активности детей в

Очень важно расширять опыт ребенка, для создания прочной основы его творческой...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

При низком уровне языковой способности ребёнка наблюдается недостаточность коммуникативной активности, что, в свою очередь, усложняет процесс социальной адаптации.

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс

КРЕАТИВНОСТЬ -творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию

Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей...

Задать вопрос