Особенности рефлексивного компонента социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Кравцова, Н. В. Особенности рефлексивного компонента социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения / Н. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82953/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье представлено краткое описание результатов исследования особенностей рефлексивности студентов разных форм обучения.

Ключевые слова: ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия.

Социально-психологическая зрелость является сложным и многоаспектным феноменом, изучению которого посвящено большое количество исследований.

Изучение социально-психологической зрелости неотъемлемо связано с изучением личностной зрелости человека. Структура личностной зрелости представлена взаимосвязанными компонентами: ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, операциональным и рефлексивным.

Цель исследования заключалась в определении особенностей социально-психологической зрелости студентов различных форм обучения.

В данной статье делается упор на анализ рефлексивного компонента зрелости студентов. Изучение данного компонента проводилось при помощи методики «Опросник рефлексивности А. В. Карпова». В исследовании приняли участие 60 студентов очной и заочной форм обучения ВГПУ.

Среди студентов высокий уровень рефлексивности представлен у 32 % (19 студентов) опрошенных студентов. Из них 14 % составляет выборка студентов очной формы обучения и 18 % студентов заочной формы обучения.

Таким образом, мы видим, что студенты заочной формы обучения в большей степени склонны к рефлексивности. Следовательно, они в большей степени склонны к контролю своего поведения, анализу своих поступков и действий.

Для студентов с высоким уровнем рефлексивности характерно тщательное планирование своей деятельности, анализ своего поведения, прогнозирование возможных ошибок и т. д. Кроме этого, такие студенты склоны анализировать свои мотивы поведения, собственные поступки не только в конкретный момент, но и в прошлом. То есть они стараются проанализировать события, произошедшие в прошлом, с целью дальнейшей корректировки своего поведения и поведения окружающих, если это необходимо.

Средний уровень рефлексивности представлен у 48 % (29 опрошенных) студентов. Из них 20 % студенты очной формы обучения и 28 % студенты заочной формы обучения.

Мы видим, что средний уровень также больше выражен в выборке студентов заочной формы обучения.

Для студентов со средним уровнем данного параметра характерна склонность к самоанализу. Такие студенты способны анализировать свое поведение в текущий момент времени. Они хорошо осмысливают все происходящее, отлично соотносят свои способности и возможности с окружающими условиями. То есть, у них хорошо развита ситуативная рефлексия. Но они могут испытывать затруднения в рамках ретроспективной или перспективной рефлексии. Анализ ответов испытуемых показывает, что основная трудность заключается в перспективной рефлексии, которая связана с анализом поведения и возможных его последствий в будущем.

Низкий уровень рефлексии представлен в выборке у 20 % (12 студентов). Из них 12 % студенты очной формы обучения, а 8 % студенты заочной формы обучения. Таким образом, среди студентов заочной формы обучения низкий уровень данного параметра выражен меньше.

Для студентов с низким уровнем рефлексивности характерно отсутствие способности анализировать свое поведение. Таким студентам трудно не только проконтролировать свои действия, мысли и чувства в конкретный момент, но и спрогнозировать последствия поведения на будущее. Также студенты с низким уровнем рефлексии в меньшей степени склонны к анализу событий, которые произошли ранее, они не стремятся вынести урок из предыдущих ситуаций.

Следовательно, студенты с низкими показателями испытывают трудности в рамках трех видов рефлексии: ситуативной, ретроспективной и перспективной.

Качественный и количественный анализ данных позволяет говорить о том, что такой компонент как рефлексивность, в большей степени выражен у студентов заочной формы обучения. Можно предположить, что это связано с тем, что данная категория студентов параллельно совмещает две деятельности: обучение в университете и работа. Помимо этого, у некоторых студентов заочной формы также есть семьи. Все это приводит к тому, что жизненный опыт студентов расширяется, большее количество сфер жизнедеятельности требует от них большей внимательности, концентрации и необходимости планировать и анализировать свою деятельность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с.
  2. Каменева, Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. псих. наук, Оренбург, 2004.
  3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — Москва: Эксмо, 2007. — 416 с.
  4. Ковалевская, Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2016. — № 19. — С. 48–51.
  5. Клочкова, Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. псих. наук. — Пятигорск, 2016 г.
  6. Клочкова, Л. В. Структура и функции личностной зрелости / Л. В. Клочкова // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь: Изд-во Фабула, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
  7. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, заочная форма обучения, очная форма обучения, перспективная рефлексия, выборка студентов, высокий уровень рефлексивности, заочная форма, ситуативная рефлексия, социально-психологическая зрелость, уровень рефлексивности.


Ключевые слова

ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия

Похожие статьи

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Студенты же заочной формы обучения, хорошо понимают и могут управлять как своими эмоциями, так и эмоциями собеседника. И, наконец, у студентов очной формы обучения выражены внешние мотивы обучения, а у студентов заочной формы обучения — внутренние.

Программа развития личностной рефлексии у студентов

Ключевые слова: личностная рефлексия, рефлексивность, самореализация, студенты, дневник

Рефлексивность — это способность отдельно взятого человека выходить как бы за рамки

Основная стратегия обучения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие...

Проблемы использования рефлексивных методов обучения...

Кроме этого используются и традиционные формы обучения, запускающие рефлексию — семинары, практические и групповые занятия.

Анализ процесса обучения курсантов военных вузов показывает, что часто участие курсантов в активных формах носит формальный характер.

Интегративный подход к формированию рефлексивной...

Происходит обогащение студентов педагогическими знаниями, формируется социально-психологическая культура. Третий этап ориентирован на формирование коммуникативных умений. На данном этапе выполняются...

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной...

В статье рассматривается рефлексия как механизм осознанного отношения личности к деятельности; представлены понятия

Циулина, М. В. Педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности студента педагогического вуза / М. В. Циулина.

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности...

Истоки рефлексии и прогностики кроются в особой природе человеческого мышления. С философской позиции особенность человеческого мышления, помимо способности отображать предметный внешний мир, заключается в умении видеть всеобщую сторону действительности.

Исследование социальных и психологических условий...

Турова, Ю. С. Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан) / Ю. С. Турова.

Что такое очно-заочная форма обучения — Молодой учёный

Студенты очно-заочного отделения, как и заочного, учатся на год дольше, чем очники. На законодательном уровне регулируется продолжительность обучения в течение семестра. Согласно Приказу Минобрнауки № 464 от 14.06.2013 , предельная нагрузка студента...

Рефлексия как психологическое условие формирования...

Библиографическое описание: Сергеева, Е. Д. Рефлексия как психологическое условие формирования субъектности подростка в

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения понимается нами как технология; направленная на развитие...

Похожие статьи

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Студенты же заочной формы обучения, хорошо понимают и могут управлять как своими эмоциями, так и эмоциями собеседника. И, наконец, у студентов очной формы обучения выражены внешние мотивы обучения, а у студентов заочной формы обучения — внутренние.

Программа развития личностной рефлексии у студентов

Ключевые слова: личностная рефлексия, рефлексивность, самореализация, студенты, дневник

Рефлексивность — это способность отдельно взятого человека выходить как бы за рамки

Основная стратегия обучения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие...

Проблемы использования рефлексивных методов обучения...

Кроме этого используются и традиционные формы обучения, запускающие рефлексию — семинары, практические и групповые занятия.

Анализ процесса обучения курсантов военных вузов показывает, что часто участие курсантов в активных формах носит формальный характер.

Интегративный подход к формированию рефлексивной...

Происходит обогащение студентов педагогическими знаниями, формируется социально-психологическая культура. Третий этап ориентирован на формирование коммуникативных умений. На данном этапе выполняются...

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной...

В статье рассматривается рефлексия как механизм осознанного отношения личности к деятельности; представлены понятия

Циулина, М. В. Педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности студента педагогического вуза / М. В. Циулина.

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности...

Истоки рефлексии и прогностики кроются в особой природе человеческого мышления. С философской позиции особенность человеческого мышления, помимо способности отображать предметный внешний мир, заключается в умении видеть всеобщую сторону действительности.

Исследование социальных и психологических условий...

Турова, Ю. С. Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан) / Ю. С. Турова.

Что такое очно-заочная форма обучения — Молодой учёный

Студенты очно-заочного отделения, как и заочного, учатся на год дольше, чем очники. На законодательном уровне регулируется продолжительность обучения в течение семестра. Согласно Приказу Минобрнауки № 464 от 14.06.2013 , предельная нагрузка студента...

Рефлексия как психологическое условие формирования...

Библиографическое описание: Сергеева, Е. Д. Рефлексия как психологическое условие формирования субъектности подростка в

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения понимается нами как технология; направленная на развитие...

Задать вопрос