Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Морозова, А. С. Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ / А. С. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82950/ (дата обращения: 30.04.2024).



Проблематика статьи связана с исследованием социоморфной метафоры как средства создания запоминающихся образов окружающей действительности. Мы намерены охарактеризовать метафорические образы России, отражённые в англоязычных средствах массовой информации (СМИ). Рассмотрена функционирующая модель представления нашей страны РОССИЯ ЭТО ИГРОК, РОССИЯ ЭТО ВРАГ, РОССИЯ ЭТО ПРЕСТУПНИК и т. д. Это предусматривает изучение: метафоры и образности как присущего ей свойства; типичных метафорических моделей, описывающих особенности общественной жизни сегодняшней России; количественный и качественный анализ случаев употребления метафоры в средствах массовой информации. Были использованы следующие методы: типовой выборки, описательный, сопоставительный, контекстуального анализа (анализ макро- и микро-контекстов) и статистический. Материал извлечен из периодических изданий Великобритании и США в 2010–2021 годах. Анализируются текстовые фрагменты, содержащие метафоры. В результате решения заявленных задач в статье представлена характеристика метафорических образов сегодняшней России в глазах иностранцев. Дальнейший анализ этих образов позволяет обрисовать противоречивый облик современной России в зарубежных СМИ.

Ключевые слова: метафора как средство создания образа; метафорические модели; социальная метафора; метафорические образы России; англоязычный дискурс.

The problem of the article is related to the study of sociomorphic metaphor as a means of creating memorable images of reality. We intend to characterize the metaphorical images of Russia, reflected in English-language mass media. The paper gives consideration to a popular model of our country RUSSIA IS A PLAYER, RUSSIA IS AN ENEMY, RUSSIA IS A CRIMINAL, etc. This involves the research of metaphor and imagery as its inherent feature; typical metaphorical models that illustrate the specifics of social life in today's Russia; quantitative and qualitative analysis of metaphors in mass media. For this purpose, the following methods were used: generic sampling, descriptive, comparative, contextual analysis (of macro and micro-contexts) and statistical. Material is extracted from periodicals of the UK and the USA of 2010–2021. The text fragments that contain metaphors are analysed. As a result of solving the stated tasks, the article presents a characteristic of metaphorical images of today's Russia in the eyes of foreigners. Further analysis of these images helps to outline the contradictory image of modern Russia in foreign mass media.

Keywords: metaphor as a means of creating an image; metaphorical models; sociomorphic metaphor; metaphorical images of Russia; English discourse.

Введение. Актуальность темы статьи определяется значимой ролью, которая отводится в мире политических и экономических событий России, поэтому интерес отечественных и зарубежных лингвистов и культурологов к образу, создающемуся вокруг данной страны, растет. Более того, в качестве материала исследования мы выбрали англоязычные СМИ, поскольку Великобритания и США обладают влиянием и тот образ России, который создается их средствами СМИ, доминирует по всему миру и претендует на достоверность. Тема сопряжена с изучением метафоры, которая, как известно, обладает наиболее широкими возможностями из всех языковых средств создания образности и экспрессивности в текстах СМИ.

Новизна данной работы заключается в исследовании метафоры, отражающей образ России на основе современного иллюстративного материала. Её практическая значимость состоит в том, что результаты статьи позволяют обрисовать противоречивый метафорический образ современной России и могут быть использованы в качестве иллюстративного материала в практике преподавания «Введение в когнитивную лингвистику» и «Межкультурная коммуникация».

Цель работы: представить метафорические образы современной России в англоязычных СМИ. Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Исследовать метафору как средство передачи образов.
  2. Выявить группы типичных метафорических моделей, характеризующих специфику общественной жизни сегодняшней России.
  3. Проанализировать случаи употребления метафоры, представленные в электронных публикациях англоязычных СМИ.

Методы исследования. Цель и задачи определяют и методы исследования, использованные в работе над статьей: типовой выборки, сопоставительный, описательный, контекстуального анализа (анализ макро- и микро-контекстов) и статистический.

Теоретической базой исследования стали:

— при характеристике метафоры и подходов к её определению: труды О. С. Ахмановой, А. А. Реформатского, И. Р. Гальперина, Дж. Лакоффа, М. Блэка, Д. Гентера;

— при рассмотрении метафоры как средства создания нового образа: научные произведения Н. Д. Арутюновой, А. И. Гальперина, А. П. Чудинова.

Материалами исследования послужили 200 случаев употребления метафоры, отобранных из электронных публикаций англоязычных СМИ (британских изданиях, таких как The Guardian, The Independent, The Spectator, Financial Times, и американских современных изданиях, таких как Bloomberg, The American Conservative, The New York Times, The American Interest, Foreign Policy, The Washington Times и др.) за последние 11 лет (2010–2021 гг.).

Теории метафоры прошли долгий путь эволюции. В начале метафора рассматривалась как скрытое сравнение (О. С. Ахманова, А. А. Реформатский, И. Р. Гальперин и др.), затем как она изучалась с когнитивных позиций (Дж. Лакофф М. Блэк, Д. Гентер и др.). Отдавая должное тому, что метафора — универсальная гносеологическая и онтологическая категория, мы считаем, что по самой своей сущности она предполагает вариативность понимания и крепкую связь с глубинными структурами реальности и возможностями человеческого бытия в мире. Современная теория метафоры видит данное языковое явление как важную ментальную операцию, как способ объяснения, познания и оценки мира. В данной работе мы будем придерживаться субституционального подхода к определению метафоры, согласно которому привычная концептуальная система человека по своей природе метафорична [3]. Субституциональному подходу придерживались Дж. Лакофф, Д. Гентнер, Н. Д. Арутюнова и другие.

В статье мы придерживались классификации когнитивных метафор, выдвинутой А. П. Чудиным в своей работе «Метафорическая мозаика», которая указывает на то, что метафоры можно классифицировать по группам с «однотипными метафорическими значениями». Исследователь различает следующие виды метафор: социоморфная, антропоморфная, природоморфная и артефактная [4, c. 77].

Среди особенностей медийного дискурса можно отметить то, что он обладает способностями разжечь идеологическую борьбу. Наиболее действенным способом оказания манипулятивного воздействия на получателя считается метафора, так как она незаметна в тексте. Метафористичность смыслов также отмечает Т. Г. Добросклонская, полагающая, что «медийный дискурс — это когнитивно-прагматическая среда, реализующая свою сущность посредством производства и трансляции на широкую аудиторию оценочных смыслов и идеологем, а также посредством именований и метафорической интерпретации фактов социального бытия» [2, c. 16].

Проанализировав случаи употребления метафоры в СМИ, мы делаем заключение, что самой часто встречающейся является что самой часто встречающейся является социоморфная метафора (55 %), в которой предметы и явления представлены по образцу различных сфер социальной деятельности человека. Понятийными сферами-источниками служат такие, как «Игра», «Война», «Преступность», «Экономика» и «Юриспруденция».

а) «Россия — это игрок». Англоязычные СМИ представляют Россию как азартного «игрока», который «принимает участие в гонках», «перетягивании каната», «делает ставки», «выигрывает в санкционных играх». Более того, в перечисленный ниже примерах Россия представлена как ребенок, который играется с серьезными реалиями. Так, например, вооружение и военная техника для России англоязычными СМИ представляется ее «игрушками».

He seems to understand the US interests around the Mediterranean gas hub but looks completely blind to the fact that losing Libya (just like Syria before) to the Russians and the Turks will get him nowhere in the gas race [5].

Russia’s previous bet was on its vast energy resources [6].

Despite predictions of further decline, Russia will not vanish as a major player [10].

Half the world is with Russia in this tug of war [11].

Russia is using Syria as a training ground for its revamped military and shiny new toys [17].

Russia is winning the sanctions game [19].

б) «Россия — это враг». Рассмотрим фрейм «Война», входящий в основу следующих метафор. Россия изображается в качестве жестокого участника военных действий, который представляет опасность для других, готова постоять за себя, «убивает», «дает сдачу», «пугает остальных», а в большинстве случаев — в образе врага.

The decline of US influence in the Middle East was captured by an impotent tweet from President Donald Trump on Boxing Day: “Russia, Syria, and Iran are killing , or on their way to killing, thousands of innocent civilians in Idlib Province. Don’t do it!” [15].

Macron, facing crippling strikes and protests at home, is urging NATO to stop viewing Russia as an enemy [14].

Russia strikes back where it hurts: american oil [16].

Russia will also then be able to threaten the Baltic States from the East and South beyond its already formidable threats at present [7].

This, coupled with Putin’s tactical abilities in global affairs, allows Russia to keep punching above its weight , according to Dmitri Trenin, head of the Moscow Carnegie Center [14].

в) «Россия — это преступник». Приведем в качестве примеров две метафоры, образующие фрейм «Преступность». Данные метафоры представляют Россию как озорного «пьяного хулигана», доставляющего всем неудобства, а также «преступника с пистолетом в кармане».

Putin’s Russia is a poor, drunk soccer hooligan [9].

“You never know, because tomorrow Russia could take a gun out of its pocket and put it on the table , as it was in 2013,” said Alexander Iskandaryan, director of the Caucasus Institute think tank in Yerevan [12].

г) «Россия — это форма организации бизнеса».

Rather they rule so as to capitalize on their ownership of “ Russia, Inc.” [12].

Заключение. Для достижения заявленной в статье цели был решён ряд взаимосвязанных задач:

1) мы исследовали метафору как средство передачи образов, яркость которых достигается через установление сходства между непохожими объектами окружающего мира;

2) были изучены четыре группы типичных метафорических моделей. Они легли в основу анализа 200 случаев использования метафоры;

3) самой часто встречающейся в выборке оказалась социоморфная метафора (55 %). Было сделано заключение, что созданные на основе представленных моделей метафорические образы нашей страны носят противоречивый характер: «Россия — это игрок», «Россия — это враг», «Россия — это преступник», «Россия — это форма бизнеса».

Исследование можно продолжить, изучая новые образы России, создаваемые метафорическими средствами языка и не только, сравнивая их между собой.

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Теория метафоры: сборник: пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Н. Д. Арутюнова; под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Изд-во Прогресс, 1990. — 512 с.
  2. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. — № 2. — С. 20–33.
  3. Ревенко Е. С., Шевченко М. Н. Современные подходы к изучению метафоры // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-metafory (дата обращения: 07.04.2021)
  4. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: учебное пособие / А. П. Чудинов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2003. — 248 с.
  5. Aboudouh A. Trump will come last in the big Mediterranean gas race // The Independent, Dec 28, 2019. URL: https://www.independent.co.uk/voices/trump-libya-turkey-gas-mediterranean-us-russia-putin-a9262291.html
  6. Bershidsky L. In 2019, Putin Couldn’t Win Back Russia’s Love // Bloomberg, 14 Dec. 14, 2019. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019–12–14/putin-couldn-t-win-back-russia-s-love-in-2019
  7. Blank S. Putin's next aggression // The Hill, Dec. 29, 2019. URL: https://thehill.com/opinion/international/476186-putins-next-aggression
  8. Bowcott O., Davies C. MoD proposed Russian membership of Nato in 1995 // The Guardian, Dec. 31, 2019. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2019/dec/31/russia-associate-membership-nato-malcolm-rifkind-chequers-boris-yeltsin
  9. Gilmore S. Putin’s Russia is a poor, drunk soccer hooligan // The Boston Globe, Jun. 22, 2016. URL: https://www.bostonglobe.com/opinion/2016/06/21/putin-russia-poor-drunk-soccer-hooligan/0HjzEzAUT4J58guK170F0H/story.html
  10. Graham T.The problem isn’t Putin, it’s Russia // Politico, Aug. 12, 2017. August. URL: http://www.politico.eu/article/vladimir-putin-russia-values-problem-for-united-states/
  11. Gregory L. White. Russia Gains Clout With Syria Initiative // The Wall Street Journal, Sep. 15, 2013. URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424127887324665604579077273744349170.html
  12. Inozemtsev V. Russia: Why Not Buy It Out? // The American Interest, Sep. 12, 2017. URL: https://www.the-american-interest.com/2017/09/11/russia-not-buy/
  13. Kucera J. Armenia: This Time, EU Deal Meets Russian Approval // Eurasianet, Jun. 29, 2017. URL: http://www.eurasianet.org/node/84146
  14. Meyer H. Putin’s Russia Is 20 Years Old and Stronger Than Ever. Or Is It? // Bloomberg, Dec. 28, 2019. URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2019–12–28/putin-s-russia-is-20-years-old-and-stronger-than-ever-or-is-it
  15. Rachman G. End of the American era in the Middle East // Financial Times, Dec. 30, 2019. URL: https://www.ft.com/content/960b06d0–2a35–11ea-bc77–65e4aa615551
  16. Ritter S. Russia Strikes Back Where It Hurts // The American Conservative, 2020, 17 March. URL: https://www.theamericanconservative.com/articles/russia-strikes-back-where-it-hurts-american-oil/
  17. Standish R. Russia Is Using Syria as a Training Ground // Foreign Policy, Dec. 9, 2015. URL: http://foreignpolicy.com/2015/12/09/russia-is-using-syria-as-a-training-ground-for-its-revamped-military-and-shiny-new-toys/
  18. Stoner K. The U. S. Should Stop Underestimating Russian Power // The Wall Street Journal, Dec. 23, 2020. URL: https://www.wsj.com/articles/the-u-s-should-stop-underestimating-russian-power-11608746239
  19. Twigg J. Russia Is Winning the Sanctions Game // The National Interest, Mar. 15, 2019. URL: https://nationalinterest.org/blog/skeptics/russia-winning-sanctions-game-47517
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, RUSSIA, метафора, образ России, случай употребления метафоры, СМИ, современная Россия, контекстуальный анализ, массовая информация, общественная жизнь.


Ключевые слова

метафорические модели, метафора как средство создания образа, социальная метафора, метафорические образы России, англоязычный дискурс

Похожие статьи

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и

Делается вывод о динамике образа России за прошедший год и об эффективности воздействия СМИ на общественное мнение в условиях информационной войны.

Метафорическое отражение российской действительности...

Анализ изменения метафорического образа России... Имя президента РФ в текстах статей всегда встречается с эпитетами и метафорами.

Анализ изменения метафорического образа России в политическом дискурсе англоязычных СМИ. Специфика использования метафоры в политическом дискурсе.

Метафора и эпитет как средство манипуляции общественным...

Политическая метафора в газетных статьях. Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний. Одной из самых ярких выразительных фигур является метафора. Метафора — это скрытое образное сравнение, переименование, в основе...

Политическая метафора в газетных статьях.

Политическая метафора несёт в себе культурологическую информацию определённой страны, поэтому она рассматривается в лингвокультурологическом аспекте.

Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний. Сложно было бы представить нашу жизнь без телевидения, радио, интернета и прессы.

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Эта сторона употребления метафоры разбирается в литературоведческих работах, посвященных употреблению

В коммуникационной деятельности (прежде всего в сфере массовой информации) метафора — важное средство, влияющее на разум

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Метафоры со сферой-источником ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ...

Проведя анализ метафор со сферой-источником ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ в иноязычных СМИ, можно сделать вывод о том, что Россия предстает перед читателями сильным государством, которое предпочитает демонстрировать свое превосходство, но в то же время, имеет некоторое слабые стороны, которые тщательно пытается скрыть.

Лингвистический анализ испанских новостных текстов о политике...

При анализе лингвистических особенностей новостных текстов о России выявляются все характеристики критического дискурсивного анализа новостных текстов, что указывает на то, что журналисты действительно способны влиять на общественное мнение и создавать определенный образ России в сознании читателей.

К вопросу о языковых механизмах формирования оценки...

Анализ изменения метафорического образа России... Концептуальные метафоры, отобранные методом сплошной выборки, позволяют выявить тот образ России, который англоязычные СМИ пытаются. Наиболее частотной в политическом дискурсе англоязычных СМИ остается метафорическая модель «РОССИЯ — ПУТИН».

О некоторых особенностях воздействия современной...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ. Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел. массовое сознание, имидж, орган, положительный имидж, общественный порядок, силовое ведомство...

Похожие статьи

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и

Делается вывод о динамике образа России за прошедший год и об эффективности воздействия СМИ на общественное мнение в условиях информационной войны.

Метафорическое отражение российской действительности...

Анализ изменения метафорического образа России... Имя президента РФ в текстах статей всегда встречается с эпитетами и метафорами.

Анализ изменения метафорического образа России в политическом дискурсе англоязычных СМИ. Специфика использования метафоры в политическом дискурсе.

Метафора и эпитет как средство манипуляции общественным...

Политическая метафора в газетных статьях. Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний. Одной из самых ярких выразительных фигур является метафора. Метафора — это скрытое образное сравнение, переименование, в основе...

Политическая метафора в газетных статьях.

Политическая метафора несёт в себе культурологическую информацию определённой страны, поэтому она рассматривается в лингвокультурологическом аспекте.

Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний. Сложно было бы представить нашу жизнь без телевидения, радио, интернета и прессы.

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Эта сторона употребления метафоры разбирается в литературоведческих работах, посвященных употреблению

В коммуникационной деятельности (прежде всего в сфере массовой информации) метафора — важное средство, влияющее на разум

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Метафоры со сферой-источником ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ...

Проведя анализ метафор со сферой-источником ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ в иноязычных СМИ, можно сделать вывод о том, что Россия предстает перед читателями сильным государством, которое предпочитает демонстрировать свое превосходство, но в то же время, имеет некоторое слабые стороны, которые тщательно пытается скрыть.

Лингвистический анализ испанских новостных текстов о политике...

При анализе лингвистических особенностей новостных текстов о России выявляются все характеристики критического дискурсивного анализа новостных текстов, что указывает на то, что журналисты действительно способны влиять на общественное мнение и создавать определенный образ России в сознании читателей.

К вопросу о языковых механизмах формирования оценки...

Анализ изменения метафорического образа России... Концептуальные метафоры, отобранные методом сплошной выборки, позволяют выявить тот образ России, который англоязычные СМИ пытаются. Наиболее частотной в политическом дискурсе англоязычных СМИ остается метафорическая модель «РОССИЯ — ПУТИН».

О некоторых особенностях воздействия современной...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ. Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел. массовое сознание, имидж, орган, положительный имидж, общественный порядок, силовое ведомство...

Задать вопрос