Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 29.06.2021

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Савина, А. Ф. Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду / А. Ф. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82939/ (дата обращения: 29.04.2024).



Под театрализацией понимается художественно-речевая деятельность, которая необходима для развития красивой литературной речи, позволяющая ребенку показать свой творческий взгляд на литературный образ, войти в роль, самостоятельно построить связное высказывание [1].

В процессе театрализации ребенок воспринимает художественное произведение и воспроизводит его содержание на исполнительском (театральные представления, инсценировки) и на творчески — импровизационном (театрализованные игры по сюжетам произведений, игры-драматизации) уровнях.

Театрализация, как методический прием, позволяет использовать элементы театра и на уроках, и в мероприятиях, посвященных английскому языку для воспитания творческой личности ребенка и реализации требований, отраженных в ФГОС.

Применение театрального искусства при обучении учеников разного возраста английскому языку ставит перед собой следующие задачи [1]:

— воспитание у школьников художественного осмысления литературных произведений различных авторов или реальных событий исторического прошлого и настоящего в жизни различных стран.

— расширение кругозора и формирование умения применять знания, полученные на уроках в реальных ситуациях общения для выражения своих мыслей и достижения необходимых целей.

— мотивирование учащихся к овладению новыми умениями, навыками и знаниями.

— преодоление боязни сцены и развитие устойчивости к травмирующим психологическим событиям.

— сплочение коллектива для достижения общей цели.

В основе театрализации лежит игра, поэтому она понятна детям в любом возрасте, но театральная деятельность — это и подражание действительности, что помогает ребенку в любую речевую ситуацию привнести неречевое поведение (мимику, жесты, позу, звуковое оформление речи). Таким образом, речь ребенка становится естественной. В то же время театр развивает эмоциональную память и воображение, помогает ребенку воспринимать учебный материал, как эмоционально, так и рационально.

Применение элементов театрализации на уроках осуществляется с начальных классов. Самые первые монологические высказывания (рассказ о себе, о семье, о друге, о персонаже на картинке) лучше всего тренируются в форме диалога с использованием фигурок животных, кукол, мячиков, масок и т. п. В форме игры ученик с удовольствием вступит в диалог, повторит вопросы и ответы много раз в разной последовательности со сверстниками и учителем без раздражения и усталости хорошо закрепив материал [2].

Театрализацию можно увидеть на каждом уроке и в средних и старших классах: отработка лексических единиц, разговорных форм тренируется в монологической и диалогической речи. На уроках дети по примеру составляют диалоги. Они их проигрывают с разной интонацией, высотой голоса и эмоциональной окраской. Таким образом лучше и быстрее усваиваются новые слова, грамматические правила, правильное произношение и интонация. Главное не давать детям слова изолированно. Небольшие группы слов с наглядными иллюстрациями расширят намного быстрее словарный запас, а тренировка слов в диалогах поспособствует закреплению слов надолго в активном вокабуляре.

Игровая форма тренировки материала способствует преодолению «языкового барьера» и страха совершить ошибку, пониманию для чего ученик учит новый язык. Диалоги или полилоги воспроизводят ситуацию реального общения, в ходе которой ученик учится внимательно слушать собеседника, думать на иностранном языке и правильно отвечать на вопросы.

Кроме диалогов и монологов театрализация охватывает еще и постановку стихотворений, песен, рассказов, сказок и т. п., что способствует расширению кругозора детей, знакомству их со знаменитыми авторами, историей и культурой других стран. При изучении любого произведения нужно предоставить ученику текст с аудио-, видеосопровождением или озвучиванием учителя, что поспособствует правильному заучиванию роли.

При подготовке к уроку нам нужно тщательно проанализировать постановочную ситуацию, подготовить материал понятный и интересный для этой возрастной группы, для театрализации которого потребуется вовлечение всех участников. Например, на уроке, посвященном теме «Благотворительность», можно предложить заседание знаменитых филантропов, на уроке про «Спорт» — встреча знаменитых игроков различных направлений, а для темы «Еда» — создание собственного ресторана (в качестве проекта) и т. д. На таких уроках будет благоприятная психологическая атмосфера и проявится творческий потенциал детей.

Театрализация помогает учителю погрузить детей в атмосферу театра, развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на языковой опыт одновременно на родном и иностранном языках. Пробуждение интереса к укладу жизни других людей и культуре зарубежных стран позволяет учителю раскрыть потенциал учащихся и привить любовь к иностранному языку. Для этого в нашей школе ежегодно проводятся различные творческие мероприятия, игры и конкурсы, посвященные изучаемому языку. Например, конкурс презентаций «English — speaking countries», фонетическое соревнование чтецов «We are young talents», игра-путешествие «Treasure hunters», театральное состязание «Live and learn» и т. п.

В 2020 г. в театральном состязании «Live and learn» приняли участие школьники 5–8 классов. Каждый класс подготовил вместе со своим учителем сценку на английском языке по известным сказкам. Например, «The Lion and the Mouse» Эзопа, «Little Red Riding Hood» братьев Гримм, «The Princess and the Pea» Г. Х. Андерсена, «The Nightingale and the Rose» О.Уайльда и т. п.

Дети совместно с учителями составили сценарий, распределили роли, продумали декорации и костюмы. Правильное произношение с интонацией было хорошо натренировано до заучивания роли (индивидуально и в группе), что придало уверенность детям на сцене. Лексика и грамматика в пьесах использовалась в соответствии с уровнем школьников, что помогло избежать сложностей в понимании реплик героев. Репетиции спектакля еще больше сплотили каждый класс. Все ученики хотели показать уровень знаний языка, умение выступать на сцене, творческую передачу своего героя, качество подготовки к мероприятию, соревнуясь с другими классами в конкурсе.

Для выявления положительных и отрицательных сторон театрализации было проведено анкетирование среди учеников. Так, 86 % опрошенных выразили желание участвовать в школьных постановках; большинство учащихся (5 классы — 95 %, 6 классы — 89 %, 7 классы — 68 %, 8 классы — 74 %) рассматривают эту возможность, как приятное времяпровождение и способ больше общаться с друзьями. 85 % учащихся 8 классов отметили, что «театрализация способствует качественному пониманию литературного произведения», а 82 % учеников 5 класса и 84 % 6 классов назвали, что с помощью сценок легче учить слова, и они запоминаются надолго. Большинство опрошенных упомянули, что «Хотелось бы чаще участвовать в театральных представлениях на уроках и вне уроков».

На основе исследования мы можем сделать вывод, что театрализацию необходимо применять, как на уроках, так и во внеклассной работе. Она способствует сплочению коллектива и налаживанию дружеских отношений между учениками и учителем, развитию навыков общения на иностранном языке и увеличению глубины его понимания, росту творческой самостоятельности и познавательной активности школьников, развитию правильной самооценки своих возможностей и выявлению лидерских и организаторских качеств у детей.

Таким образом, театральная деятельность, которую дети воспринимают в форме обычной игры, помогает уверенно вступать в речевую ситуацию на иностранном языке, не бояться отвечать на вопросы в непринужденном общении. Каждый ученик старается внести свой вклад в коллективное творчество, что невозможно без использования знаний и умений, полученных на уроках. Театрализация играет важную роль в становлении современного учителя иностранного языка.

Литература:

  1. Иванова Н. В. Драматизация в педагогических технологиях учителя иностранного языка начальных классов. Языки мира и мир языка.// Материалы научно-методической конференции. — М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — с.19–24.
  2. Захаркина С. В., Ерхова У. Л., Атамчук Е. С. Театр — языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. № 8. М.: РЕЛОД, — с.54–59.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, класс, ребенок, урок, английский язык, театрализация, ученик, правильное произношение, речевая ситуация, театральная деятельность.


Похожие статьи

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

Театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка, внеурочная деятельность; театрализации, игровые тренинги на изучаемом языке; постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр; участие в фестивалях — все это является основной...

Обучение дошкольников иностранному языку посредством...

При обучении детей иностранному языку посредством драматизации сказок, мы ставим

Используя в обучении иностранному языку театрализацию, мы успешно руководствуемся

Театрализация — это действенный метод обучения дошкольников английскому языку...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения...

Театрализованная деятельность на уроках английского языка представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства. Однако обучение не сводится напрямую к игре, ведь чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать...

Театральная деятельность дошкольников на занятиях по...

К вопросу использования метода театрализации на уроках английского языка обращались многие учителя-практики, в том числе И.Н

иностранный язык, театральная педагогика, английский язык, школьная театральная педагогика, начальная школа, ребенок, ученик...

Принципы построения театральной технологии обучения...

Английский язык принято считать компетентностным, поскольку основой его содержания

Театрализация на английском языке обладает большим потенциалом для формирования

В такой ситуации общения учитель должен помнить, что театрализация– это большой учебный...

Развитие творческой активности детей на уроках английского...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность

иностранный язык, театральная педагогика, английский язык, школьная театральная

Театрализация сказок на иностранном языке с помощью школьного театра требует, как уже...

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого...

Библиографическое описание: Бурцева, Н. В. Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка / Н. В. Бурцева.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, немецкий язык, театрализованная деятельность, процесс...

Использование театральных технологий в процессе обучения...

Ключевые слова: театральные технологии, английский язык, процесс обучения.

Театральная технология на уроках иностранного языка способствует интеграции

Ведь иностранный язык — это, прежде всего, средство общения, а театральные технологии...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

ролевая игра, иностранный язык, игра, проблемная направленность, ситуация, учащийся

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков.

В системе обучения иностранному языку ролевая игра являет собой речевую деятельность (практику)...

Похожие статьи

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

Театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка, внеурочная деятельность; театрализации, игровые тренинги на изучаемом языке; постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр; участие в фестивалях — все это является основной...

Обучение дошкольников иностранному языку посредством...

При обучении детей иностранному языку посредством драматизации сказок, мы ставим

Используя в обучении иностранному языку театрализацию, мы успешно руководствуемся

Театрализация — это действенный метод обучения дошкольников английскому языку...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения...

Театрализованная деятельность на уроках английского языка представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства. Однако обучение не сводится напрямую к игре, ведь чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать...

Театральная деятельность дошкольников на занятиях по...

К вопросу использования метода театрализации на уроках английского языка обращались многие учителя-практики, в том числе И.Н

иностранный язык, театральная педагогика, английский язык, школьная театральная педагогика, начальная школа, ребенок, ученик...

Принципы построения театральной технологии обучения...

Английский язык принято считать компетентностным, поскольку основой его содержания

Театрализация на английском языке обладает большим потенциалом для формирования

В такой ситуации общения учитель должен помнить, что театрализация– это большой учебный...

Развитие творческой активности детей на уроках английского...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность

иностранный язык, театральная педагогика, английский язык, школьная театральная

Театрализация сказок на иностранном языке с помощью школьного театра требует, как уже...

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого...

Библиографическое описание: Бурцева, Н. В. Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка / Н. В. Бурцева.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, немецкий язык, театрализованная деятельность, процесс...

Использование театральных технологий в процессе обучения...

Ключевые слова: театральные технологии, английский язык, процесс обучения.

Театральная технология на уроках иностранного языка способствует интеграции

Ведь иностранный язык — это, прежде всего, средство общения, а театральные технологии...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

ролевая игра, иностранный язык, игра, проблемная направленность, ситуация, учащийся

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков.

В системе обучения иностранному языку ролевая игра являет собой речевую деятельность (практику)...

Задать вопрос