Экспертная система профориентации абитуриентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Содномов, Б. Ж. Экспертная система профориентации абитуриентов / Б. Ж. Содномов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82658/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается возможности применения экспертной системы профориентации абитуриентов для учебных заведений. Дается определение экспертных систем, плюсы и минусы его применения. Затем краткий обзор существующих систем профориентации абитуриентов. После предлагаются идеи для улучшения экспертных систем профориентации абитуриентов.

Ключевые слова: экспертная система, абитуриент, база знаний, человеко-машинное воздействие, консультация.

The article considers the possibilities of applying the expert system of vocational guidance for applicants for educational institutions. The definition of expert systems, pros and cons of its application is given. Then a brief overview of the existing systems of vocational guidance for applicants. After that, we offer ideas for improving the expert systems of vocational guidance for applicants.

Keywords: expert system, entrant, knowledge base, human-machine interaction.

Экспертные системы (ЭС) — это программные комплексы, использующие знания специалистов в конкретных предметных для консультаций пользователей.

Знания — это правила, законы, закономерности получены в результате профессиональной деятельности в пределах предметной области.

База знаний — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области.

Система должна помочь абитуриентам при поступлении в ВУЗ, а именно, определиться с выбором факультета, направления или специальности. В данной базе имеется описание факультетов и направлений, которые показываются пользователю. Также в базе приведены дисциплины указанных направлений и их краткое описание.

Система ведет диалог с пользователем, задавая ему вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет». Сначала система задает вопрос о проходном балле абитуриента затем вопросы об интересах и пользователю необходимо выбрать ответ (рис. 1)

Сценарий работы системы

Рис. 1. Сценарий работы системы

Преимущества экспертных систем заключаются в том, что вам не надо привлекать консультанта или эксперта по тому или иному вопросу. Она может сразу ответить пользователю на интересующие его вопросы и обосновать выданное решение.

Если сравнивать с консультацию с людьми по телефону или на сайте, то система располагает следующими преимуществами:

— Система может помочь вам в любое время

— Быстрый ответ

— В ней могут быть объединены знания многих экспертов, что дает системе больше широты, чем с вероятно может достичь один человек.

Но экспертные системы уступают в том, что они не способны в полной мере заменить эксперта, в определенных областях человеческая компетенция имеет явное преимущество над искусственной.

В СибГУ им. М. Ф. Решетнева разработан виртуальный консультант, который поможет абитуриентам определиться с будущей профессией и выбрать направление подготовки исходя из выбранных ЕГЭ. Консультант, при определении направления подготовки, учитывает интересы абитуриента. Для получения рекомендации поступающему необходимо выбрать экзамены, которые он сдал, а затем ответить на ряд вопросов. После этого система покажет рекомендуемые направления, на которые абитуриент может подать заявления для поступления. [3]

Также есть разные тесты на профориентацию. Один из них «профориентатор» — это центр тестирования и развития. Ежемесячно обновляемые бесплатные тесты на профориентацию, тесты на профессию, выбор профессии, методики, консультации специалистов. Тесты, которые помогут вам понять, кем стать в будущем, и определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие вашим интересам и способностям. Кроме того, здесь представлены платные сервисы [4].

Результат опроса в «профориентатор»

Рис. 2. Результат опроса в «профориентатор»

Результат опроса в «профориентатор»

Рис. 3. Результат опроса в «профориентатор»

Виртуальный помощник абитуриента. СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Рекомендации направлений подготовки, составленные на основе интересов абитуриента

Рис. 4. Виртуальный помощник абитуриента. СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Рекомендации направлений подготовки, составленные на основе интересов абитуриента

Как можно улучшить работу экспертных систем? Для улучшения экспертных систем профориентации можно использовать искусственный интеллект для формирования вопросов или новых правил в системе, сбор данных по ответам множества пользователей и анализ выбора направлений и специальностей.

В статье было рассказано о том, что такое экспертная система, ее плюсы и минусы, а также какую пользу для ВУЗа и абитуриентов может дать внедрение экспертной системы профориентации абитуриентов.

Литература:

  1. Джарратано. Д Экспертные системы. Принципы разработки и программирования. Д. Джарратано, Г. Райли 2007. — 1152с.
  2. Джексон, П. Введение в экспертные системы / П. Джексон. Вильямс, 2001. 393 с.
  3. Разработан виртуальный помощник с искусственным интеллектом для абитуриентов [Электронный ресурс] // Новости Красноярска и Красноярского края — БезФормата. URL: https://krasnoyarsk.bezformata.com/listnews/intellektomdlyaabiturientov/75667519/
  4. Профориентатор. Центр тестирования и развития. URL: https://proforientator.ru/tests/
Основные термины (генерируются автоматически): система, экспертная система профориентации абитуриентов, абитуриент, база знаний, направление подготовки, предметная область, результат опроса, экспертная система.


Ключевые слова

абитуриент, экспертная система, база знаний, консультация, человеко-машинное воздействие

Похожие статьи

Информационная система поддержки принятия решений...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер...

Экспертная система. Классификация. Обзор существующих...

Экспертная система — это программное средство, использующее знания эксперта для обеспечения эффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу экспертных систем составляет база знаний о предметной области...

информационная система, профессиональное самоопределение...

Компьютерная система психодиагностики СМОЛ-Эксперт [7] основана на тесте СМОЛ. СМОЛ – сокращенный вариант известного теста MMPI

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время особую актуальность.

1. Используемый в настоящий момент набор методик профориентации абитуриентов включает в себя: тест интересов, на основе теста ДДО Е. А. Климова; тест...

Опыт проведения профориентационной работы высшего...

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт...

Информационные системы для абитуриентов | Статья в журнале...

Иванько, А. Ф. Информационные системы для абитуриентов / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, Екатерина Рубан.

Возможен еще один вариант, когда направления подготовки кадров будет определяться на основе предметов ЕГЭ, которые наш будущий абитуриент планирует сдавать.

Опыт дуального образования как возможный путь повышения...

Библиографическое описание: Воробьева, И. М. Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов / И. М. Воробьева.

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, абитуриент, учитель. Профориентационная работа в высшем учебном

Система профориентации в школе | Статья в журнале... Третье направление предполагает профориентационную работу в сети...

Экспертные системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Экспертная система — это программное средство, использующее знания эксперта для обеспечения эффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу экспертных систем составляет база знаний о предметной области...

Похожие статьи

Информационная система поддержки принятия решений...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер...

Экспертная система. Классификация. Обзор существующих...

Экспертная система — это программное средство, использующее знания эксперта для обеспечения эффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу экспертных систем составляет база знаний о предметной области...

информационная система, профессиональное самоопределение...

Компьютерная система психодиагностики СМОЛ-Эксперт [7] основана на тесте СМОЛ. СМОЛ – сокращенный вариант известного теста MMPI

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время особую актуальность.

1. Используемый в настоящий момент набор методик профориентации абитуриентов включает в себя: тест интересов, на основе теста ДДО Е. А. Климова; тест...

Опыт проведения профориентационной работы высшего...

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт...

Информационные системы для абитуриентов | Статья в журнале...

Иванько, А. Ф. Информационные системы для абитуриентов / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, Екатерина Рубан.

Возможен еще один вариант, когда направления подготовки кадров будет определяться на основе предметов ЕГЭ, которые наш будущий абитуриент планирует сдавать.

Опыт дуального образования как возможный путь повышения...

Библиографическое описание: Воробьева, И. М. Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов / И. М. Воробьева.

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, абитуриент, учитель. Профориентационная работа в высшем учебном

Система профориентации в школе | Статья в журнале... Третье направление предполагает профориентационную работу в сети...

Экспертные системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Экспертная система — это программное средство, использующее знания эксперта для обеспечения эффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу экспертных систем составляет база знаний о предметной области...

Задать вопрос