История развития этикета в Российской империи: с древнейших времен до конца XIX столетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 2221 раз

Библиографическое описание:

Песоцкая, А. В. История развития этикета в Российской империи: с древнейших времен до конца XIX столетия / А. В. Песоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 360-362. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82645/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается проследить появление и эволюцию этикета в России, начиная с древнейших времен.

Ключевые слова : этикет, Российская империя, Домострой, женщины.

Классические системы этикета сформировались в западном мире, а его родоначальником можно считать французского короля Людовика XIV, благодаря его пристрастиям к европейской моде, вкусу, весь Новый свет равнялся на Францию. Французский король был первым, кто начал проводить дворцовые церемонии по специально-подготовленному сценарию. На своих приемах король стал впервые раздавать этикетки — свод правил, которые должны были выполнять придворные гости. Но шаблонные правила поведения были чужды в скором времени для придворных дам и кавалеров, по их мнению, они лишались своей индивидуальности, и с течением времени был за основу взят английский этикет, который основывался на скромности, честности и умеренности — считается, что он лежит основе современного этикета в мире [6].

Что же касается отечественных правил поведения в обществе, речевых норм общения, стоит сказать, что культура этикета в России, которая не пережила влияние средневековья, распространилась достаточно позже, но в тоже время первоначальные формы регламентации нашли свое место в обычаях и нормах, заложенных еще в Древней Руси [1].

Еще до появления письменности и славянской азбуки на Руси, нравственные постулаты, нормы, элементарные житейские правила, находили свое отражение в народном фольклоре — пословицах и поговорках.

Первым документированным сборником, в который были включены правила хороших манер и нравственности, стало «Поучение Владимира Мономаха» — памятник XII столетия. В этом своде содержались статьи, которые затрагивали разные сферы жизни человека, они были схожи между собой и рассматривали правила поведения, как необходимо себя вести, чтобы заслужить хорошую репутацию, быть мудрым, умным человеком [3].

В Древней Руси было несколько категорий либо же направлений этикета. И первым из них были «Нормы поведения для юных особ». Юным девушкам правила этикета предписывали иметь чистую, непорочную душу, необходимо было вести кроткую беседу, принимать пищу без лишних звуков, слушать старших и мудрых, при стариках молчать, уважать ровесников и младших, много не смеяться, в беседе не привирать, глаза не поднимать — смотреть в пол, не быть злой [4].

Существовал также и гостевой этикет, согласно которому все общение между гостем и хозяином двора основывалось на социальном положении гостей: чем выше был социальный статус, тем учтивее был хозяин дома. В любом случае встретить гостя добрым словом, накормить, напоить предписывалось каждому, уже не взирая, на статус и положение.

Рассматривая деловой этикет, стоит сказать, он был обусловлен несколькими обязательными нормами: соблюдение субординации и доверительные взаимоотношения [8].

Что же касается семейных отношений, то здесь также были свои правила поведения, и сводились они к главенству мужчины и бесправию женщины. Ярким примером кодекса поведения, охватывающего практически все нормы стороны жизни дворян, помещиков является Домострой, в котором были наставления по ведению семейного хозяйства, приготовлению пищи, воспитанию, различным свадебным, погребальным ритуалам и много другое [7].

Отличительными особенностями этикета в XVI и XVII вв. было то, что светские нормы, которые формировались и переплетались в то время с религиозными воззрениями и в больше мере этот симбиоз был виден в отношении социума к женщине. Связано это было с тем, что в обществе слыли легенды о «нечистой дьявольской» сущности женщины, которая считалась опасной, и мерилом этой опасности был возраст представительниц слабого пола — чем девушка моложе, тем больше она опаснее и заслуживает проклятья. Поэтому, исходя из всех мер предосторожности к молодой и красивой жене, очень частым явлением было держат ее взаперти в тереме от посторонних глаз. Такие меры предосторожности, конечно же, имели и свои последствия — стоило было девушке обмолвиться с мужчиной, не состоящим с ней в родстве, так сразу можно было говорить, что девушка потеряла доброе имя [2].

Несмотря на некоторую абсурдность в отношении к женщинам представительницы русской знати стремились к наивысшим формам культурой жизни. Прежде всего, это проявлялось в заботе о своей красоте, интересу к одежде и дорогим украшениям [5].

К. Валишевкий отмечал, что общей чертой неписанного правила этикета в этот период, была роскошь и обилие одежд — это черные шелковые сети в волосах, батистовые платки с жемчугом, меховые шапки из золотой парчи, усеянные дорогими камнями.

Результаты коллективного опыта — основы этикета, нашедшие свое отражение в фольклоре и памятниках литературы Древней Руси, сменились на Петровскую модернизацию и европеизацию. Светский этикет, сквозь тернии, ворвался в размеренную дворянскую жизнь. Реформы Петра I коснулись не только правил, норм поведения в обществе, но и внешние изменения произошли: молодые дворянки теперь должны были носить платья, отшитые в соответствии с европейской модой — открытые плечи, руки, декольте. По отношению к юным особам молодые дворяне также должны были быть обходительны — им предписывалось провожать юную дворянку к столу и помогать сесть за стул.

В эпоху правления Петра I также составлялись правила поведения в обществе и таким сводом для юных дворян стало «Юности честное зерцало» [9]. В нем были советы, которые гласили, что дворянкам, выходя в свет, нужно было выглядеть опрятно, надобно ухаживать за ногтями, ей необходимо было заниматься обучением, пальцем ни на что не указывать, прилюдно не чихать, не кашлять, при необходимости удаляться в уединенное место.

Петровские реформы сказались и на быте дворянства, отличающегося теперь от предыдущих поколений.

Новые светские правила благовоспитанности в XVIII-XIX в. внедрялись в большей степени в высших слоях Петербурга и Москвы, в других слоях общества, состоящих из мелких дворян либо же разночинцев, те же самые этикетные правила носили вторичный более адаптированный характер, а то и вовсе носило подражательный характер столицы.

Император Николай I слыл любителем национальных мотивов и вплоть до середины XIX века императорский двор оказывал ключевое влияние на этикетные правила общества всех слоев. Но в тоже время быт представителей «недворян» был затронут мало, а в связи с последующей отменой крепостного права, ростом промышленности, реформами Александра II и вовсе усилило влияние незнатных людей и людей недворянского происхождения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что этикет имеет многовековую историю. Древнерусский этикет оформился и сложился из русских традиций, языческих и религиозных представлений. Вместе с канонами, системой религиозного опыта, наше древнее государство заимствовало и первые нормы этикета из Византийской империи в XI в. Уже к XII веку складываются и появляются первые сборники манер и правил поведения. Наивысшего расцвета и оформления достигает этикет во времена правления Петра I и Екатерины II, но на этом его эволюция не прекращается вплоть до XXI века включительно.

Обращение к истории этикета позволяет понять, что он нес в себе не только то, что отличало русскую культуру от доэтикетных форм культуры России, но и то, что объединяло, связывало их. И в этой связи российский этикет выступает как историческая форма, ступень в прогрессивном движении общества к общечеловеческой культуре.

Литература:

1. Байбурин А.К. У истоков этикета. Этнографические очерки. – М: Ленанд., 2019.

2. Барашев, М.А. Светское и религиозное образование в русской усадьбе конца XVIII века – начала XIX века. – Владимир: Редат. издат. Комплекс ВлГУ, 2003.

3. Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997.

4. Бокова, В.М. История жизни благородной женщины. – М.: Литературное обозрение, 1996.

5. Все об этикете: Этикет от А до Я / Сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

6. Гоппе Э. Правила светского этикета для дам. – СПб.: Тип. Имп. Санкт-Петербургских Театров, 1873.

7. Домострой / под ред. Л.А. Дмитриев. – СПб: Наука., 1994.

8. Кучмаева И.К. Культура общения: этикет и стиль. – М.: ГАСК, 2002.

9. Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению / собранное от разных авторов; напечатася повелением Царского Величества. – М.: Художественная литература, 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): правило поведения, быль, Древняя Русь, XVIII-XIX, европейская мода, норма поведения, первое, Россия, французский король.


Ключевые слова

Российская империя, женщины, : этикет, Домострой

Похожие статьи

Мудрецы древности о правилах поведения человека

Провести сравнение правил поведения, установленных в древнее время, и правил поведения, действующих в настоящее время. Провести социологический опрос, чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники о древних правилах поведения. Проблема исследования: Современны ли правила, созданные древними мудрецами? В каждой стране и в каждом обществе есть перечень поступков, которые считаются правильными и плохими.

Изучив учения Конфуция и Лао Цзы, можно сказать, что в Древнем Китае главными правилами поведения были: почитание родителей; верность традициям и обычаям; уважение к другому человеку; соблюдение спокойствия и терпимости. Гаутама-Будда считается основоположником и духовным вождем буддизма. Учение Будды отвечает на очень распространенный и критически важный вопрос: как определить является ли поступок хорошим или плохим?

Этикет как социокультурное явление | Статья в журнале...

Этикет — это свод правил поведения, манер. Ведь ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. В обществе хорошими манерами считаются сдержанность индивидуума, умение контролировать свои поступки, тактично общаться с другими людьми.

Во Франции этикет достиг апогея при Людовике 14. Назначив ничем не примечательную деревушку Версаль своей резиденцией, он превратил ее в прекрасный город с красивыми парками и дворцами, в которых проходили балы, маскарады и представления. Возрождались живопись и скульптура, при дворе работали лучшие мастера, приглашенные королем. Авторитет Франции в области культуры, науки и искусства значительно возрос, и многие страны Европы старались подражать ей.

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале...

Что такое речевой этикет? Этикет (фр. еtiquette –ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям [1]. Этикет –это «установленный порядок форм обхождения» [2]. Заглядывая в историю, слово «этикет» -французское, впервые было употреблено при дворе Людовика ХІҮ, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает.

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце...

С конца XIX в. моду диктуют художники-модельеры, так называемые кутюрье. Среди них особо популярными были: Чарль Ворт, Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло, Поль Пуаре [12, с.105]. Вообще, саму моду к началу XX в. можно считать демократичной и практичной. Но в индустрии моды тогда было не все так гладко. Все чаще стали происходить нападки на корсеты, да и на форму одежды в целом. А в 1905 году Поль Пуаре представил миру первое платье рубашечного кроя, которое необходимо было носить без корсета. Начало XX в. так же славилось нарастающим движением феминисток, которые пытались влиять на форму и стиль одежды. Сами женщины, в начале XX в. становятся активными, их начинает интересовать спорт, женщины стали все чаще обучаться в высших учебных заведениях, что и определило новые требования к одежд — упрощение, а в некоторых случаях и унификация.

Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических...

Оно считалось основой для положительного поведения людей. В менталитете русского народа заложено милосердие, сотворение добра другим, что нельзя быть счастливым, если рядом беда. Традиции русской народной культуры — вот источник, который поможет мне решить нравственно-этические задачи с детьми.

И наши дети преобразились, когда мы перешли к экспонатам тряпичных кукол. Удивление у дошкольников вызвала информация, что раньше куклы были безлики. На Руси для детей с младенчества куклы выступали в роли оберегов. По мере взросления рядом с детьми и изменялись куклы.

Воззрения русского народа определяли в себе гуманистические идеи. В себе они несли оптимально сбалансированные соотношения внешнего воздействия через правила социального поведения, норм общества и внутренних психических возможностей, возрастных особенностей, индивидуальности детей.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

С начала IX в. в племенах восточных славян были свои законы, правила поведения, особая культура, и новая принятая религия, которой стало христианство, по словам И. С. Миропольского: «Вносит в Русь новый закон, — закон самого Бога, общий для всех» [1, с. 2]. Так, заповеди, описанные в Библии, нашли отражение в первом своде законов

Наиболее активным распространителем католичества в русских землях стал пришедший в 1333 г. к власти король Казимир Великий. Он способствовал учреждению латинских епархий (к XV в. на территории Польши насчитывалось шесть латинских и девять православных епархий).

Иными словами, в первые века христианства на Руси вплоть до начала XVII в. образование было направленно на обучение грамоте, и целью его было понимание богослужебных текстов и участие в самих богослужениях. Русский историк М. П. Погодин назвал христианскую веру источником русского...

Сравнение этикета деловых переговоров западноевропейских...

Итак, рассмотрев краткие характеристики норм этики поведения при переговорах, далее будет проведено их сравнение, как по группам Азия и Европа, так и по странам. Это поможет нам узнать, влияет ли территориальное расположение на нормы этики поведения при переговорах. Таблица 1.

Во время деловых встреч традиционное европейское рукопожатие стало популярно благодаря западному влиянию, но наклон головы выражает уважение к партнерам. Во Вьетнаме действует строгое правило подачи визитной карточки собеседнику обязательно обеими руками. О некоторых особенностях делового этикета в разных странах. Деловой этикет подразумевает неукоснительное соблюдение правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу.

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Критикуя традиционное правоведение XIX—XX вв. и аттестуя свое чистое учение как строгую и последовательную науку о праве, Кельзен писал: «Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться.

В основу своей позиции Кельзен взял философию неокантианства. Приверженцы данной концепции разделяли область теоретических знаний на две категории: науки о должном и науки о сущем. К первой категории Кельзен отнес юриспруденцию и этику, которые изучают обусловленные нормами отношения, способы и механизмы поведения людей в социальных рамках. Ко второй относятся социология, история и прочие естественные науки, которые изучают явления природы и общественную жизнь исходя из причинно-следственных связей.

Социальные преобразования Петра I | Статья в сборнике...

Примерами модернизации социально- экономических условий быта России, послужили европейские страны. Ключевые слова: царь, модернизация, европеизация, преобразования, летоисчисление, календарь, парик, одежда, камзол, ассамблеи, быт, «бородовый знак», учреждение, реформа.

Одним из первых новшеств, после возвращения царя на родину, начались не всегда мирными методами преобразования, которые в первую очередь коснулись населения страны.

Также изменения произошли в области письменной и устной речи, что повлекло за собой изменения в периодической печати, начали издаваться наставления хорошего тона, рекомендации по этикету, поведения в различных общественных местах. В эпоху Петра, русский язык обогатился различными новыми словами иностранного происхождения.

Похожие статьи

Мудрецы древности о правилах поведения человека

Провести сравнение правил поведения, установленных в древнее время, и правил поведения, действующих в настоящее время. Провести социологический опрос, чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники о древних правилах поведения. Проблема исследования: Современны ли правила, созданные древними мудрецами? В каждой стране и в каждом обществе есть перечень поступков, которые считаются правильными и плохими.

Изучив учения Конфуция и Лао Цзы, можно сказать, что в Древнем Китае главными правилами поведения были: почитание родителей; верность традициям и обычаям; уважение к другому человеку; соблюдение спокойствия и терпимости. Гаутама-Будда считается основоположником и духовным вождем буддизма. Учение Будды отвечает на очень распространенный и критически важный вопрос: как определить является ли поступок хорошим или плохим?

Этикет как социокультурное явление | Статья в журнале...

Этикет — это свод правил поведения, манер. Ведь ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. В обществе хорошими манерами считаются сдержанность индивидуума, умение контролировать свои поступки, тактично общаться с другими людьми.

Во Франции этикет достиг апогея при Людовике 14. Назначив ничем не примечательную деревушку Версаль своей резиденцией, он превратил ее в прекрасный город с красивыми парками и дворцами, в которых проходили балы, маскарады и представления. Возрождались живопись и скульптура, при дворе работали лучшие мастера, приглашенные королем. Авторитет Франции в области культуры, науки и искусства значительно возрос, и многие страны Европы старались подражать ей.

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале...

Что такое речевой этикет? Этикет (фр. еtiquette –ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям [1]. Этикет –это «установленный порядок форм обхождения» [2]. Заглядывая в историю, слово «этикет» -французское, впервые было употреблено при дворе Людовика ХІҮ, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает.

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце...

С конца XIX в. моду диктуют художники-модельеры, так называемые кутюрье. Среди них особо популярными были: Чарль Ворт, Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло, Поль Пуаре [12, с.105]. Вообще, саму моду к началу XX в. можно считать демократичной и практичной. Но в индустрии моды тогда было не все так гладко. Все чаще стали происходить нападки на корсеты, да и на форму одежды в целом. А в 1905 году Поль Пуаре представил миру первое платье рубашечного кроя, которое необходимо было носить без корсета. Начало XX в. так же славилось нарастающим движением феминисток, которые пытались влиять на форму и стиль одежды. Сами женщины, в начале XX в. становятся активными, их начинает интересовать спорт, женщины стали все чаще обучаться в высших учебных заведениях, что и определило новые требования к одежд — упрощение, а в некоторых случаях и унификация.

Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических...

Оно считалось основой для положительного поведения людей. В менталитете русского народа заложено милосердие, сотворение добра другим, что нельзя быть счастливым, если рядом беда. Традиции русской народной культуры — вот источник, который поможет мне решить нравственно-этические задачи с детьми.

И наши дети преобразились, когда мы перешли к экспонатам тряпичных кукол. Удивление у дошкольников вызвала информация, что раньше куклы были безлики. На Руси для детей с младенчества куклы выступали в роли оберегов. По мере взросления рядом с детьми и изменялись куклы.

Воззрения русского народа определяли в себе гуманистические идеи. В себе они несли оптимально сбалансированные соотношения внешнего воздействия через правила социального поведения, норм общества и внутренних психических возможностей, возрастных особенностей, индивидуальности детей.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

С начала IX в. в племенах восточных славян были свои законы, правила поведения, особая культура, и новая принятая религия, которой стало христианство, по словам И. С. Миропольского: «Вносит в Русь новый закон, — закон самого Бога, общий для всех» [1, с. 2]. Так, заповеди, описанные в Библии, нашли отражение в первом своде законов

Наиболее активным распространителем католичества в русских землях стал пришедший в 1333 г. к власти король Казимир Великий. Он способствовал учреждению латинских епархий (к XV в. на территории Польши насчитывалось шесть латинских и девять православных епархий).

Иными словами, в первые века христианства на Руси вплоть до начала XVII в. образование было направленно на обучение грамоте, и целью его было понимание богослужебных текстов и участие в самих богослужениях. Русский историк М. П. Погодин назвал христианскую веру источником русского...

Сравнение этикета деловых переговоров западноевропейских...

Итак, рассмотрев краткие характеристики норм этики поведения при переговорах, далее будет проведено их сравнение, как по группам Азия и Европа, так и по странам. Это поможет нам узнать, влияет ли территориальное расположение на нормы этики поведения при переговорах. Таблица 1.

Во время деловых встреч традиционное европейское рукопожатие стало популярно благодаря западному влиянию, но наклон головы выражает уважение к партнерам. Во Вьетнаме действует строгое правило подачи визитной карточки собеседнику обязательно обеими руками. О некоторых особенностях делового этикета в разных странах. Деловой этикет подразумевает неукоснительное соблюдение правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу.

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Критикуя традиционное правоведение XIX—XX вв. и аттестуя свое чистое учение как строгую и последовательную науку о праве, Кельзен писал: «Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться.

В основу своей позиции Кельзен взял философию неокантианства. Приверженцы данной концепции разделяли область теоретических знаний на две категории: науки о должном и науки о сущем. К первой категории Кельзен отнес юриспруденцию и этику, которые изучают обусловленные нормами отношения, способы и механизмы поведения людей в социальных рамках. Ко второй относятся социология, история и прочие естественные науки, которые изучают явления природы и общественную жизнь исходя из причинно-следственных связей.

Социальные преобразования Петра I | Статья в сборнике...

Примерами модернизации социально- экономических условий быта России, послужили европейские страны. Ключевые слова: царь, модернизация, европеизация, преобразования, летоисчисление, календарь, парик, одежда, камзол, ассамблеи, быт, «бородовый знак», учреждение, реформа.

Одним из первых новшеств, после возвращения царя на родину, начались не всегда мирными методами преобразования, которые в первую очередь коснулись населения страны.

Также изменения произошли в области письменной и устной речи, что повлекло за собой изменения в периодической печати, начали издаваться наставления хорошего тона, рекомендации по этикету, поведения в различных общественных местах. В эпоху Петра, русский язык обогатился различными новыми словами иностранного происхождения.

Задать вопрос