Аспектно-комплексный принцип в обучении студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Ахмеджанова, Д. Б. Аспектно-комплексный принцип в обучении студентов / Д. Б. Ахмеджанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 447-448. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81776/ (дата обращения: 05.05.2024).



Аспектно-комплексный принцип относится к числу методических принципов. Другими методическими принципами следует считать такие, как принцип коммуникативности (в работах некоторых авторов — учебный принцип активной коммуникативности), учета особенностей родного языка учащихся устного опережения, обучения в языковой среде или вне её, страноведческой направленности и, конечно же, анализу текста.

На занятиях со студентами-филологами работе с художественным текстом отводится исключительно большое значение, что в частности способствовало выделению работы над текстом в самостоятельный аспект преподавания языка. Умение читать художественный текст у филолога относится к числу первоочередных умений, являясь объектом профессиональной подготовки преподавателя. Учащиеся тренируются в разных видах чтения. Основное внимание при этом должно уделяться самостоятельному домашнему чтению, в то время как аудиторные занятия посвящаются обсуждению прочитанного и лингвострановедческому анализу произведения. В зависимости от уровня языковой и общеобразовательной подготовки слушателей предпочтение может отдаваться разным методам работы над текстом: комментированному чтению, при котором снимаются наиболее значительные трудности восприятия художественного текста, либо функционально-стилистическому, целью которого является выявление и интерпретация авторского замысла и художественных особенностей произведения. На занятиях также большое внимание должно уделяться анализу стиля художественного произведения. Существенную помощь преподавателю в реализации такой работы оказывает чтение нового курса «Практическая стилистика».

Этот курс в этом учебном году впервые вошел в читаемые дисциплины студентам-переводчикам, но думается, что и филологам он будет необходим, так как чтение теоретического материала органически сочетается с практической работой — анализом соответствующих художественных текстов, целью которого является осмысление особенностей языка и стиля текста, а также его фонетических, лексических и грамматических особенностей, обогащения языка учащихся.

В этих целях создаются учебные пособия и методические разработки, учебно-методические комплексы по читаемым курсам, с учетом вышеизложенных особенностей.

Так, в этом учебном году была разработана учебная программа и методический комплекс по курсу «Практическая стилистика русского языка», читаемая пока только в переводческих группах.

Наряду с многими задачами и целями этого курса, там есть задача, которая имеет первостепенное значение для овладения и анализом художественного текста: обучать передачи информации, которая получена по результатам анализа различных контекстов, при помощи определенных методов анализа, а также развивать у студентов навыки лексического, семантического и стилистического анализа текста, освоить грамматические и стилистические методы языка в процессе работы над текстом.

А также применение навыков по использованию различных источников по теме во время словарной работы в процессе анализа текста, письменного и устного изложения текстов не только художественного, но и политико-экономического, социально-юридического характера. Практических занятий: занятие-практикум, занятия-конференция, занятие — «круглый стол». В основу организации учебного материала последовательно реализуемый коммуникативно-деятельный принцип: от слова — к словосочетанию, от словосочетания — к предложению, от предложения — к тексту, соответствующему профилю обучения.

Особое внимание уделяется следующим методам: «мозговой штурм», «кейс стадии», «силлогизмы», «кластер», «инсерт», «синквейн» и другие.

Практические занятия целесообразно проводить с учетом дифференцированного подхода.

В заключении следует сказать о важности комплексного подхода в обучении с целью наиболее эффективного овладения языком, как средством профессиональной деятельности и общения.

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

Развитие коммуникативности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.

Литература:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Практическая стилистика русского языка»- СамГГИЯ 2018 г. Составители: к.ф.н. Р. Д. Джурокулов Ст. преподаватель М. А. Семёнова
  2. Васильева А. Н. Пособие по чтению художественной литературы со стилистическим комментарием: Стилистический анализ языка художественной литературы. — М, 2001г.
  3. Новиков Л. А. Лингвострановедческое толкование художественного текста. — М., 1979 г.
  4. Практическое учебное пособие по стилистике русского языка под редакцией: В. Д. Бондалетова, С. С. Вартапетова, Э. Н. Кушлина Л., «Просвещение» 1991г.
Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, занятие, коммуникативность, коммуникативность личности, текст.


Похожие статьи

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Словоупотребление писателя обусловлено его умением найти...

Формирование и развитие коммуникативных способностей...

Формирование и развитие коммуникативных способностей у воспитанников с помощью занятий литературно-театральным творчеством. Автор: Абаева Наталья Николаевна. Рубрика: Педагогика.

Формирование коммуникативной компетентности

 В статье рассматривается методика формирования коммуникативной компетентности на основе устных и письменных текстов, имеющих определённый коммуникативный потенциал и содержащих описание коммуникативных ситуаций.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Шлапунова, Н. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / Н. В. Шлапунова.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Художественный текст является одним из средств создания на уроках...

Ключевые слова: личность, коммуникация, коммуникативная...

личность, коммуникация, коммуникативная личность, речь, речевые упражнения, иностранный язык.

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда. ‒ умение учащегося строить речь на родном языке на том или ином...

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистики и психологии последних лет, привели к признанию текста как основой коммуникативной единицы...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Библиографическое описание: Абзалова, С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания / С. С

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Работа с художественным текстом на уроках русского языка.

Художественный текст как лингводидактический объект

Художественный текст представляется уникальным материалом при обучении русскому языку, так как наиболее комплексно, во взаимосвязи все задачи обучения языку решаются в процессе работы именно над текстом. Работа над художественным текстом на уроках русского языка...

Похожие статьи

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Словоупотребление писателя обусловлено его умением найти...

Формирование и развитие коммуникативных способностей...

Формирование и развитие коммуникативных способностей у воспитанников с помощью занятий литературно-театральным творчеством. Автор: Абаева Наталья Николаевна. Рубрика: Педагогика.

Формирование коммуникативной компетентности

 В статье рассматривается методика формирования коммуникативной компетентности на основе устных и письменных текстов, имеющих определённый коммуникативный потенциал и содержащих описание коммуникативных ситуаций.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Шлапунова, Н. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / Н. В. Шлапунова.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Художественный текст является одним из средств создания на уроках...

Ключевые слова: личность, коммуникация, коммуникативная...

личность, коммуникация, коммуникативная личность, речь, речевые упражнения, иностранный язык.

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда. ‒ умение учащегося строить речь на родном языке на том или ином...

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистики и психологии последних лет, привели к признанию текста как основой коммуникативной единицы...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Библиографическое описание: Абзалова, С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания / С. С

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Работа с художественным текстом на уроках русского языка.

Художественный текст как лингводидактический объект

Художественный текст представляется уникальным материалом при обучении русскому языку, так как наиболее комплексно, во взаимосвязи все задачи обучения языку решаются в процессе работы именно над текстом. Работа над художественным текстом на уроках русского языка...

Задать вопрос