Анализ текущего состояния и перспектив развития рынка сертификации Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 864 раза

Библиографическое описание:

Медникова, О. В. Анализ текущего состояния и перспектив развития рынка сертификации Российской Федерации / О. В. Медникова, А. А. Симонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81660/ (дата обращения: 05.05.2024).



Рынок услуг сертификации России претерпевает серьезные изменения. Изменения в первую очередь связаны с усилением контроля за рынком подтверждения соответствия со стороны Росаккредитации. В статье приведен анализ текущего состояния рынка услуг сертификации и перспективы его развития.

Ключевые слова : рынок сертификации, органы по сертификации Росаккредитация, подтверждение соответствия.

В Российской Федерации рынок услуг сертификации начал свое формирование в 1993 году. Многообразие и широта охвата по сертификации отраслей производства и импорта товаров оказывает принципиальное влияние на развитие рынка услуг сертификации. Рынок услуг сертификации достаточно устойчив по отношению к экономическим колебаниям, происходящим в стране, и не состоит в прямой зависимости от динамики производства и импорта на российском рынке.

Постоянное обновление товарной номенклатуры как отдельными компаниями-импортерами и производителями, так и обновление товарной номенклатуры на рынке в целом, вызывает потребность в сертификации. Как правило, обновление происходит и в периоды роста, и в периоды спада рынка товаров.

На рынке всегда присутствует стабильный спрос на сертификацию и декларирование со стороны наиболее динамичных категорий товаров.

Согласно данным портала общих информационных ресурсов и открытых данных в период с 2015 по 2020 выдано 1 558 928 деклараций о соответствии и 362 644 сертификата о соответствии. Диаграмма с детализацией по годам представлена на рисунке 1.

Количество выданных (зарегистрированных) документов в РФ за 2015–2020 годы

Рис. 1. Количество выданных (зарегистрированных) документов в РФ за 2015–2020 годы

Наблюдается тенденция увеличения роста числа регистрируемых деклараций о соответствии. Связанно это в первую очередь с отменой обязательной сертификации для косметической и пищевой продукции.

Однако несмотря на увеличившийся спрос на оформление разрешительной документации, количество органов по сертификации и сертификационных центров уменьшается, и многие органы по сертификации находится в непростом положении. Данная ситуация обусловлена рядом причин.

Первая причина заключается в исполнении федеральной службой аккредитации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него».

Постановлением Правительства № 1236 приняты критерии, которым должны соответствовать аккредитованные лица, осуществляющие оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС.

Согласно данному постановлению, решение о включении или исключении органов из национальной части единого реестра принимается на заседаниях межведомственного совета национальной инфраструктуры качества, сформированный из коллегиальный представителей 16 государственных органов власти. [1, п.2.3]

Постановление призвано исключить из национального реестра лаборатории и органы по сертификации, оформляющие нелегитимные документы о соответствии, без проведения реальных испытаний. Первое заседание было проведено 16 июня 2020 года, последнее на данный момент заседание межведомственного совета состоялось 11 марта 2021 года. За 2020 год, было проведено 6 заседаний межведомственной комиссии по результатам которых принято решение об исключении 440 среди аккредитованных лиц, (лабораторий и органов по сертификации) из-за несоответствия критериям правительства.

Исключение аккредитованного лица из национальной части единого реестра не означает прекращение действия аккредитации, но при этом не позволяет осуществлять дальнейшее оформление разрешительной документации, до тех пор, пока орган по сертификации не включат в единую часть национального реестра. При этом не предусмотрено оперативных механизмов апелляции решений. В настоящее время единственный способ возвращения НЧ ЕР, повторная подача комплекта документов в Росаккредитацию. Повторное рассмотрение документов занимает около полу года, что означает для исключенных органов, приостановку деятельности на этот срок. Из этого следует, что многие органы оказавшиеся исключенными из НЧ ЕР не смогут вернуться к своей деятельности.

Борьба Росаккредитации с серым рынком сертификации вызвала жалобы бизнеса. Ужесточение допуска органов по сертификации к подтверждению соответствия товаров техническим регламентам ЕАЭС может парализовать работу компаний, опасается Ассоциация по тех регулированию. Новые критерии в ассоциации считают избыточными и создающими преференции лабораториям других стран ЕАЭС. Наличие сертификата о соответствии или декларации соответствия товара требованиям необходимо для половины импорта в РФ, а сами требования в основном подняты на евразийский уровень. В самой Росаккредитации повышенные требования объясняют приоритетом безопасности продукции для потребителей и выстраиванием доверия к национальной системе аккредитации. С 2021 года ужесточение затронет и российский рынок. [2]

Вторым фактором уменьшения числа органов по сертификации на рынке услуг сертификации, стало вступление в силу Приказа министерства экономического развития российской федерации (от 31 июля 2020) года N478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления, содержащихся в указанном реестре сведений». Согласно приказу, с 1 января 2021 г. заявители самостоятельно должны будут регистрировать свои декларации с использованием электронного сервиса на сайте Росаккредитации при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП), подгружая протоколы испытаний и остальную документацию, которую предполагает схема декларирования.

По данным Росаккредитации органы по сертификации, работающие ранее только в сфере декларирования соответствия продукции, и которые, по сути не несут никакой ответственности, будут исключены из национальной части единого реестра органов по оценке соответствия. Например, органы по сертификации, работающие в сфере оценки соответствия пищевой продукции, косметики, тары и упаковки. Соответствующими техническими регламентами, для данной продукции предусмотрена единственная форма установки соответствия– декларирование.

По данным портала общих информационных ресурсов и открытых данных с 2015 по 2020–81 % от числа всех выданных органами по сертификации документов, составили декларации о соответствии.

Несмотря на то, что возможность осуществлять самостоятельную регистрацию деклараций о соответствии самостоятельно, не прибегая к услугам органов по сертификации, на конец 2020 года только 13 % от общего количества деклараций о соответствии были оформлены заявителями самостоятельно.

Как видно из процентного сопровождения, заявители, несмотря на возможность самостоятельной регистрации, отдавали предпочтение регистрации деклараций через органы по сертификации. Без специальных знаний в области подтверждения соответствия и знаний по оформлению разрешительных документов самостоятельно провести регистрацию декларации соответствия без отклонений от обязательных требований крайне сложно. В обоих вариантах регистрации деклараций ответственность за предоставление данных полностью лежала на заявителе, но при этом при обращении в орган заявители получали гарантии, того что их документы не будут аннулированы, так как при обращении в благонадежный орган работы по составлению макетов деклараций и подготовке документов проводились под контролем компетентных экспертов. Таким образом обращение в орган по сертификации значительно снижало риски дальнейших проблем на таможне, а также риски отзыва продукции, находящийся в обращении на рынке.

Несмотря на вступление в силу приказа № 478, Росаккредитация не накладывает ограничения на обращение заявителей к любому юридическому лицу, в том числе органам по сертификации, за консалтинговыми услугами по созданию проекта декларации [3].

Чтобы не потерять прибыль, не потерять наработанную годами клиентскую базу заявителей, которые ранее регистрировали декларации через органы, и при этом привлекать новых клиентов, органам по сертификации необходимо реорганизовать свою работу и подстроиться под новые условия рынка. Сделать это можно, начав предоставлять качественные консалтинговые услуги клиентам и сопровождение компетентными экспертами на всех этапах регистрации деклараций.

Организовать предоставление услуг нужно таким образом, чтобы участие клиента в процессе подготовки макета, подготовке необходимой документации и регистрации деклараций было минимальным, но при этом орган по сертификации предоставлял бы гарантию в корректности формулировок и подаваемых данных, для регистрации деклараций.

Литература:

  1. О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него [Текст]: постановление правительства от 21 сентября 2019 года N 1236// Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, ст.5435
  2. Самостоятельное декларирование продукции даст возможность экономить бизнесу от 3,5 млрд руб. ежегодно [Электронный ресурс].URL: https://fsa.gov.ru/press-center/news/11369/ (дата обращения: 13.04.2021).
  3. Галиева Д., Сапожков.О. Правительство помогает расчистить рынок сертификации к Новому — 2021 году [Электронный ресурс].URL: http://www.uslugiavto.com/node/408 (дата обращения: 15.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): орган, сертификация, национальная часть, единый реестр, российская федерация, соответствие, межведомственный совет, пищевая продукция, разрешительная документация, российский рынок.


Ключевые слова

подтверждение соответствия, рынок сертификации, органы по сертификации Росаккредитация

Похожие статьи

Место разрешительного порядка осуществления...

Кроме этого, изучен механизм контроля за перемещением продукции, подлежащей экспортному контролю.

Место разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций в системе экспортного контроля.

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и

Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по

Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно...

Механизм государственного регулирования качества...

Маминев, А. А. Механизм государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов / А. А. Маминев.

Обеспечение качества и безопасности товаров достигается в рамках единой государственной политики.

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской ФедерацииНациональный орган Российской Федерации по

В целях упрощения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация адаптирует национальную систему...

Роль таможенных органов в системе государственного надзора...

Таможенные органы РФ наделены государственно-властными полномочиями и призваны защищать экономические интересы нашей страны. Одной из главных функций таможенных органов является осуществление и совершенствование таможенного контроля.

Сертификация как способ повышения качества продукции

Выведение российских компаний на внешний рынок на данный момент просто необходимо для укрепления конкурентного преимущества данных

Сертификация — это мероприятие, которое подтверждает соответствие стандарту качества определённого вида продукции.

Порядок проведения добровольной сертификации продукции...

В соответствии с российским законодательством в области подтверждения соответствия

- подтверждение третьей независимой стороной соответствия пищевых продуктов и услуг

Сертификация продуктов питания «Халяль» относится к добровольной сертификации и...

Государственная информационная система промышленности как...

Государственная информационная система промышленности предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности — от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Системы сертификации | Статья в журнале «Вопросы экономики...»

Участники системы сертификации действуют строго по правилам. Самой распространенной системой сертификации в РФ является ГОСТ Р, которая действует по практически всем видам продукции с обязательным прохождением сертификации согласно закона «О защите прав...

Похожие статьи

Место разрешительного порядка осуществления...

Кроме этого, изучен механизм контроля за перемещением продукции, подлежащей экспортному контролю.

Место разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций в системе экспортного контроля.

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и

Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по

Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно...

Механизм государственного регулирования качества...

Маминев, А. А. Механизм государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов / А. А. Маминев.

Обеспечение качества и безопасности товаров достигается в рамках единой государственной политики.

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской ФедерацииНациональный орган Российской Федерации по

В целях упрощения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация адаптирует национальную систему...

Роль таможенных органов в системе государственного надзора...

Таможенные органы РФ наделены государственно-властными полномочиями и призваны защищать экономические интересы нашей страны. Одной из главных функций таможенных органов является осуществление и совершенствование таможенного контроля.

Сертификация как способ повышения качества продукции

Выведение российских компаний на внешний рынок на данный момент просто необходимо для укрепления конкурентного преимущества данных

Сертификация — это мероприятие, которое подтверждает соответствие стандарту качества определённого вида продукции.

Порядок проведения добровольной сертификации продукции...

В соответствии с российским законодательством в области подтверждения соответствия

- подтверждение третьей независимой стороной соответствия пищевых продуктов и услуг

Сертификация продуктов питания «Халяль» относится к добровольной сертификации и...

Государственная информационная система промышленности как...

Государственная информационная система промышленности предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности — от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Системы сертификации | Статья в журнале «Вопросы экономики...»

Участники системы сертификации действуют строго по правилам. Самой распространенной системой сертификации в РФ является ГОСТ Р, которая действует по практически всем видам продукции с обязательным прохождением сертификации согласно закона «О защите прав...

Задать вопрос