Формы взаимодействия граждан и органов исполнительной власти в целях защиты прав и свобод граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Рябов, А. А. Формы взаимодействия граждан и органов исполнительной власти в целях защиты прав и свобод граждан / А. А. Рябов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81529/ (дата обращения: 30.04.2024).



Ключевые слова: исполнительная власть, Уполномоченный по права человека, общественный контроль.

Взаимодействие граждан с органами исполнительной власти реализует закрепленное в статье 33 Конституции РФ право на обращение в госорганы и органы местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение гражданина — это комплексное понятие, которое может выражаться в письменной форме или в форме электронного документа в виде предложения, заявления или жалобы, в том числе в устном обращении гражданина в госорган, орган местного самоуправления или их должностному лицу. В Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ даны определения данным видам обращений.

Существуют также коллективные обращения — это обращение 2-х и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, которое имеет общественный характер [4, ст. 2].

Сроки за исполнением обращений граждан установлены ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ответ гражданину должен быть дан в течение 30 дней со дня регистрации. Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, в исключительных случаях закон разрешает продлить срок исполнения обращения еще на 30 дней с осуществлением уведомления об этом гражданина. Таким образом, максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.

Необходимо заметить, что на анонимное обращение, в котором не указана фамилия заявителя и его почтовый адрес, ответ не дается.

Важное место в организации взаимодействия между гражданами и органами исполнительной власти в сфере защиты прав и свобод играет роль уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» должность Уполномоченного учреждается с целью обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. «Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо госорганов и должностных лиц, а также неподотчетен им» [2, п. 2 ст. 16.1].

Порядок деятельности Уполномоченного определен в Федеральном законе от 18.03.2020 N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». При рассмотрении обращений Уполномоченный также применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.

Получив обращение, содержащее информацию о нарушении прав и свобод граждан, Уполномоченный имеет следующие права:

1) рассмотреть обращение;

2) разъяснить заявителю способы защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в госорган или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение данного обращения.

Под жалобой, адресованной Уполномоченному, понимается просьба заявителя о защите и восстановлении своих прав и свобод, нарушенных или нарушаемых, решениями, действиями или бездействиями федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта РФ, если ранее заявитель уже обжаловал данные решения, действия или бездействия в судебном либо административном порядке и не согласен с принятыми решениями.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный информирует о принятии данной жалобы к рассмотрению госорганы, решения, действия или бездействия которых обжалуются, а также имеет право запросить у данных органов информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию.

Также в качестве еще одного способа взаимодействия граждан и органов исполнительной власти с целью защиты и реализации прав и свобод стоит выделить участие граждан в осуществлении общественного контроля.

Порядок осуществления общественного контроля определен в Федеральном законе от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [3, ч. 1 ст. 4].

Участвовать в осуществлении данного контроля граждане РФ вправе лично либо в составе общественных объединений, а также иных негосударственных организаций. Данное участие является добровольным.

В рамках осуществления общественного контроля за органами исполнительной власти данный контроль осуществляют общественные палаты РФ и субъектов РФ, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и при органах исполнительной власти субъектов РФ.

Основными целями общественного контроля в области взаимодействия граждан с органами исполнительной власти в сфере защиты прав и свобод граждан являются:

  1. Обеспечение защиты и реализации прав и свобод гражданин;
  2. Общественная оценка деятельности органов исполнительной власти в целях защиты прав и свобод гражданин.

В данной области взаимодействия можно выделить следующие задачи общественного контроля:

  1. Развитие и формирования правового сознания граждан;
  2. Повышения у граждан РФ доверия к деятельности государства;
  3. Осуществление реализации гражданских инициатив, которые направлены на обеспечение защиты прав и свобод граждан;
  4. Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти.

Основными формами общественного контроля являются: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания.

Осуществление общественного контроля может происходить в нескольких формах одновременно. По результатам общественного контроля подготавливается и направляется в госорганы итоговый документ, в котором отражены место и время, задачи, субъекты и формы общественного контроля, а также обстоятельства и факты, рекомендации, предложения и выводы, установленные в ходе осуществления данного контроля. При необходимости информация о результатах общественного контроля направляется в органы госвласти, осуществляющих государственный контроль (надзор) и (или) органы прокуратуры.

Литература:

  1. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
  2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
  3. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
  4. Закон города Москвы от 18 июня 1997 года № 25 «Об обращениях граждан» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, исполнительная власть, орган, Российская Федерация, местное самоуправление, обращение, свобода граждан, субъект РФ, должностное лицо, общественная проверка.


Ключевые слова

общественный контроль, исполнительная власть, Уполномоченный по права человека

Похожие статьи

Проблемы законодательства Российской Федерации в сфере...

[8, с.25]. Российская Федерация в настоящее время реализует общественный контроль посредством многих нормативных актов, которые ставят перед органами государственной власти и органами местного самоуправления обязанность привлекать общество в своей...

Общественный контроль как основа народовластия

Общественный контроль, выступающий в качестве непосредственной формы реализации права граждан на участие в управлении делами

Контроль в сфере публичного управления в любом своем значении по сути отражает отношения власти и управления, где один субъект...

Общественный контроль деятельности органов местного...

Основой общественного контроля является принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка...

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Российская Федерация в ст. 2 Конституции года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод...

Организация и осуществление гражданского участия...

Выявлены основные черты общественного контроля. Определены субъекты общественного контроля и формы участия граждан в

Ключевые слова: противодействие коррупции, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, органы власти.

Государственный контроль деятельности общественных...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению

Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года.

Другие должностные лица местного самоуправления издают приказы и распоряжения по вопросам...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет определенные права и обязанности.

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

 Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его

− на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже...

Похожие статьи

Проблемы законодательства Российской Федерации в сфере...

[8, с.25]. Российская Федерация в настоящее время реализует общественный контроль посредством многих нормативных актов, которые ставят перед органами государственной власти и органами местного самоуправления обязанность привлекать общество в своей...

Общественный контроль как основа народовластия

Общественный контроль, выступающий в качестве непосредственной формы реализации права граждан на участие в управлении делами

Контроль в сфере публичного управления в любом своем значении по сути отражает отношения власти и управления, где один субъект...

Общественный контроль деятельности органов местного...

Основой общественного контроля является принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка...

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Российская Федерация в ст. 2 Конституции года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод...

Организация и осуществление гражданского участия...

Выявлены основные черты общественного контроля. Определены субъекты общественного контроля и формы участия граждан в

Ключевые слова: противодействие коррупции, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, органы власти.

Государственный контроль деятельности общественных...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению

Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года.

Другие должностные лица местного самоуправления издают приказы и распоряжения по вопросам...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет определенные права и обязанности.

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

 Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его

− на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже...

Задать вопрос