Моделирование работы агрегатора «Яндекс. Такси» как системы массового обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Улыбин, В. С. Моделирование работы агрегатора «Яндекс. Такси» как системы массового обслуживания / В. С. Улыбин, Л. Ю. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81414/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассматривается моделирование работы агрегатора «Яндекс. Такси» в программном пакете Matlab.Simulink. Наглядно показано случайное распределение заявок в течение будних дней, структурная схема генератора случайных заявок, амплитудно-частотная характеристика и подсистема «Яндекс. Такси» как системы массового обслуживания.

Ключевые слова: математическая модель, агрегаторы, моделирование агрегатора «Яндекс. Такси», программный пакет Matlab.Simulink, амплитудно-частотная характеристика, схема математической модели «Яндекс. Такси».

С развитием интернета, сотовой связи и мобильных устройств начали появляться агрегаторы такси (лат. aggregation , что означает «накопление»). Агрегаторы объединили таксопарки и выстроили единый тариф оплаты, каждый в своей сети. По своей сути, агрегаторы — это разработчики программного обеспечения, приложение которых связывает водителя и пассажира, а за счет широких рекламных возможностей потенциальный пассажир знает, что заказ такси через приложение — это удобно, надежно, комфортно и безопасно, а также пассажир может сам выбрать наиболее интересное для себя предложение поездки [1].

В современных реалиях распределение заказов в агрегаторах такси происходит с использованием новейших компьютерных технологий, таких как: системы глобального позиционирования, адаптивного поиска свободных машин на основе алгоритмов искусственных нейронных сетей (учитывается пропускная способность автомобильных дорог в различных районах мегаполиса, и траектория маршрута выбирается наиболее эффективным образом). В современной экономике наблюдаются изменения экономических формаций и происходит переход к новой парадигме пассажирских перевозок. Помимо развития алгоритмов искусственного интеллекта, в настоящее время особое внимание уделяется математическому разделу теории массового обслуживания [2].

Рассмотрим моделирование работы агрегатора «Яндекс. Такси» в г.Уфа Республики Башкортостан. Наше исследование показало, что процесс формирования заявок, в общем случае, имеет стохастический характер. Так же, как и в распределении транспортного потока во времени, количество заявок, поданных на вход СМО (системы массового обслуживания), зависит от времени суток. Так, на рис. 1 показано случайное распределение заявок в течение будних дней.

Случайное распределение заявок в течение будних дней

Рис.1. Случайное распределение заявок в течение будних дней

Из рис. 1 видно, что спрос на услуги «Яндекс. Такси» в вечерние часы максимален. Для дальнейшего моделирования создадим генератор случайных заявок в программном пакете Matlab.Simulink.

На рис. 2 показан построенный генератор случайных заявок. На вход генератора случайных заявок поступает набор случайных чисел, лежащих в диапазоне от 0 до 5. В зависимости от времени суток при помощи мультиплексора ( multiport switch) и весовых коэффициентов Gain 1 Gain 24 генерируется кривая в полном соответствии с кривой, показанной на рис. 2. На вход In2 поступает сигнал со счетчика часов. В дальнейшем полученный генератор случайных заявок будем рассматривать как подсистему ( subsystem ), имеющую два входа и один выход.

Структурная схема генератора случайных заявок

Рис. 2. Структурная схема генератора случайных заявок

Систему «Яндекс. Такси», как элемент системы массового обслуживания, будем рассматривать как апериодическое звено первого порядка, так же, как и в случае моделирования транспортных потоков. Однако в данной системе будут присутствовать такие параметры, как абсолютная пропускная способность каналов обслуживания R и производительность канала обслуживания T. Структурная схема «Яндекс. Такси» как элемента СМО, представлена на рис. 3.

Из рис. 3 можно сделать вывод, что система «Яндекс. Такси» имеет отрицательную обратную связь, что позволяет говорить о саморегулирующейся автоматической системе. На вход In1 полученной системы подается стохастический поток заявок с генератора случайных заявок (рис. 2).

Подсистема «Яндекс. Такси» как СМО

Рис. 3. Подсистема «Яндекс. Такси» как СМО

На вход In 2 поступает фактический транспортный поток. Так как фактический транспортный поток поступает в сумматор sum2 с отрицанием, то количество автомобилей в таксопарке будет уменьшаться. То есть, автомобили, находящиеся в заторе, не могут обслуживать заказы. В этом случае система может работать с перегрузкой, особенно в вечерние часы, так как имеет место повышенный спрос и повышенная загруженность автомобильных дорог города.

Амплитудно-частотная характеристика системы «Яндекс. Такси»

Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика системы «Яндекс. Такси»

Для анализа устойчивости данной системы массового обслуживания построим амплитудно-частотную характеристику разомкнутой системы (далее по тексту АЧХ). На рис. 4 показана амплитудно-частотная характеристика математической модели.

Фактически амплитудно-частотная характеристика в данном случае показывает, какое количество входящих заявок в единицу времени способна обслуживать система. Предельное значение заявок, при котором график АЧХ снижается на уровень -3 dB, будем называть критическим потоком заявок. График АЧХ зависит от основных параметров, введенных в систему «Яндекс. Такси» (абсолютная пропускная способность и производительность канала обслуживания).

Для значений R = 0,47 и T = 50 e –4 критический поток заявок будет равен 10 автомобилей в секунду.

Структурную схему системы «Яндекс. Такси» также объединим в подсистему и представим обобщенно в виде математической модели на рис. 5.

Обобщенная структурная схема математической модели «Яндекс. Такси»

Рис. 5. Обобщенная структурная схема математической модели «Яндекс. Такси»

Таким образом, передаточная функция системы «Яндекс. Такси» была проанализирована в частотной области, что позволило построить амплитудно-частотную характеристику и определить критический поток заявок, при котором производительность системы снижается в e раз. Согласно предложенной математической модели, критический поток заявок зависит от абсолютной пропускной способности системы массового обслуживания и производительности каналов обслуживания.

Литература:

  1. Введение в математическое моделирование транспортных потоков / Под ред. А. В. Гасникова. — М.: МЦНМО, 2013. — 26–36 с.
  2. Ханчин А. Я. Работы по математической теории массового обслуживания. — М.: Либроком, 2019. — 240.
Основные термины (генерируются автоматически): амплитудно-частотная характеристика, массовое обслуживание, такси, математическая модель, Яндекс, критический поток заявок, система, абсолютная пропускная способность, программный пакет, случайное распределение заявок.


Ключевые слова

математическая модель, амплитудно-частотная характеристика, агрегаторы, моделирование агрегатора «Яндекс. Такси», программный пакет «Matlab.Simulink», схема математической модели «Яндекс. Такси»

Похожие статьи

Моделирование потока заявок в вычислительной системе

Модели систем массового обслуживания применяются во многих сферах деятельности человека. Поэтому разработка программного средства моделирования потока заявок является актуальной задачей. Для обеспечения разработки программного средства прежде всего...

Программное обеспечение для расчета показателей...

Система массового обслуживания состоит из потока необслуженных заявок, а также входящего и исходящего потоков, и определенного числа каналов

Заявки поступают в систему случайным образом, обслуживание этих заявок также занимает случайное время.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Предметом теории массового обслуживания является построение математических моделей, связывающих заданные условия работы системы массового обслуживания (СМО) — число каналов, их производительность, характер потока заявок и т. п. — c показателями...

Информационная система для индивидуального...

Якушкин, И. А. Информационная система для индивидуального предпринимателя такси / И. А. Якушкин.

На вход бизнес-процесса поступают заявки клиента, а на выходе получается журнал вызовов такси. Бизнес-процесс функционирует в рамках действующего законодательства.

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

А именно: если в систему массового обслуживания поступает поток заявок типа Пальма, и заявка при занятых каналах получает отказ (не обслуживается), то, если время обслуживания подчиняется показательному закону распределения, поток необслуженных заявок будет...

Разработка системы контроля распределения трафика...

Целью разработки системы распределения трафика является повышение эффективности системы распределения трафика путем принятия решения об установлении соединения пользователя с конкретным сервером веб-ресурса на основе прогнозных рядов модели...

Моделирование дальности действия и пропускной способности...

Математическая формула данной модели записывается следующим образом [1, 408]

Параметры моделей для расчета дальности действия.

В таблице 6 показаны пропускные способности базовой станции при различных частотных диапазонах и при использовании...

Моделирование многоканальной открытой системы массового...

Рассматривается численная модель открытой системы массового обслуживания с

Ключевые слова: система массового обслуживания, характеристики системы

Формула выражает математическое ожидание суммы промежутков времени между поступающими...

Построение и исследование имитационной модели системы...

- время обслуживания заявок в системе случайное; - система является многоканальной и

Подпрограмма имитации обслуживания потока заявок в среде математического пакета

Среднее время обслуживания заявок в системе вне зависимости от раскраски Tc = 0,329 ± 0...

Похожие статьи

Моделирование потока заявок в вычислительной системе

Модели систем массового обслуживания применяются во многих сферах деятельности человека. Поэтому разработка программного средства моделирования потока заявок является актуальной задачей. Для обеспечения разработки программного средства прежде всего...

Программное обеспечение для расчета показателей...

Система массового обслуживания состоит из потока необслуженных заявок, а также входящего и исходящего потоков, и определенного числа каналов

Заявки поступают в систему случайным образом, обслуживание этих заявок также занимает случайное время.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

Предметом теории массового обслуживания является построение математических моделей, связывающих заданные условия работы системы массового обслуживания (СМО) — число каналов, их производительность, характер потока заявок и т. п. — c показателями...

Информационная система для индивидуального...

Якушкин, И. А. Информационная система для индивидуального предпринимателя такси / И. А. Якушкин.

На вход бизнес-процесса поступают заявки клиента, а на выходе получается журнал вызовов такси. Бизнес-процесс функционирует в рамках действующего законодательства.

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

А именно: если в систему массового обслуживания поступает поток заявок типа Пальма, и заявка при занятых каналах получает отказ (не обслуживается), то, если время обслуживания подчиняется показательному закону распределения, поток необслуженных заявок будет...

Разработка системы контроля распределения трафика...

Целью разработки системы распределения трафика является повышение эффективности системы распределения трафика путем принятия решения об установлении соединения пользователя с конкретным сервером веб-ресурса на основе прогнозных рядов модели...

Моделирование дальности действия и пропускной способности...

Математическая формула данной модели записывается следующим образом [1, 408]

Параметры моделей для расчета дальности действия.

В таблице 6 показаны пропускные способности базовой станции при различных частотных диапазонах и при использовании...

Моделирование многоканальной открытой системы массового...

Рассматривается численная модель открытой системы массового обслуживания с

Ключевые слова: система массового обслуживания, характеристики системы

Формула выражает математическое ожидание суммы промежутков времени между поступающими...

Построение и исследование имитационной модели системы...

- время обслуживания заявок в системе случайное; - система является многоканальной и

Подпрограмма имитации обслуживания потока заявок в среде математического пакета

Среднее время обслуживания заявок в системе вне зависимости от раскраски Tc = 0,329 ± 0...

Задать вопрос