О причинах неэффективности института референдума в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Байкалов, А. А. О причинах неэффективности института референдума в РФ / А. А. Байкалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81349/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются основные причины низкой эффективности института референдума в России и предложения по разрешению выявленных проблем.

Ключевые слова: референдум, федеральный референдум, региональный референдум, местный референдум, демократия, дистанционное электронное голосование.

Согласно Конституции РФ референдум является высшим непосредственным выражением власти народа наравне со свободными выборами. Обеспечивая свободное волеизъявление граждан по самому широкому кругу вопросов, референдум обеспечивает непосредственное участие народа в законодательной деятельности и определяет направление развития государства и общества. Эффективность института референдума играет ключевую роль в развитии демократии.

В моей статье «Статистический анализ института референдума в РФ» [4] была представлена статистика проведения референдумов на территории РФ: федеральных — 3, региональных — 14, местных — 4568. По итогу выявлено, что федеральные и региональные референдумы крайне непопулярны, а большое число местных референдумов не говорит об их эффективности — более 90 % местных референдумов проведены в 3 субъектах и посвящены однообразным вопросам, референдум по которым в подавляющем большинстве обязателен по закону.

Непопулярность федеральных референдумов заключается в большинстве изменений и дополнений, которые были внесены в законодательство с целью усложнения порядка проведения. Ранее инициатива проведения федерального референдума принадлежала 1 миллиону граждан, впоследствии стала принадлежать 2 миллионам. Если сбор подписей в субъектах РФ сначала был ограничен 200 тысячами подписей (10 %), то впоследствии был уменьшен до 50 тысяч. К тому же и сам срок сбора подписей был сокращён с трёх месяцев до 45 дней, а вместо одной инициативной группы в 100 человек появилось требование создания таких групп как минимум в половине субъектов РФ, да и ещё в ограниченные сроки. Всё это требует значительных организационных ресурсов и больших финансово-материальных затрат.

Сами представители власти при необходимости проведения референдума упираются в сложные процедурные требования законодательства, поэтому в обход закона проводится «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ как это было в 1993 году или «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию, что проводилось в 2020 году.

Так же не стоит забывать о предметных (например, запрет на вынесение на референдум вопросов финансовых или о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения) и временных ограничениях (например, запрет проведения референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ) [1].

Как отмечает Воробьёва Е. И. «причины непопулярности референдума достаточно популярны: с одной стороны, это большие финансовые затраты на его проведение, с другой стороны, несовершенство законодательства» [5].

Два года назад очень остро стоял вопрос о строительстве храма в Екатеринбурге, вызвавшего массовые протесты населения [8]. Власть пошла навстречу населению, чтобы выбрать другое место для строительства путём опроса. Но почему не предлагаемым ранее референдумом? Вот как ответил мэр города: «Если мы выбираем референдум — это год подвешенной ситуации, это более чем серьезная подготовка, более чем серьезные затраты, достаточно большой процесс» [9]. Данная ситуация более чем отражает состояние института референдума в РФ.

С точки зрения финансовой оптимизации интересна практика применения постановления ЦИК РФ от 05.10.2011 № 41/353–6, где закрепляется возможность голосовать по почте [3]. Такая возможность предусматривалась в законодательстве 5 регионов: Санкт-Петербурге, Мурманской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областей. На референдуме данное право не было применено, но протестировано на выборах депутатов Государственной Думы в вышеуказанных регионах.

Метёлкина С. С. полноправно называет данные голосования лишь экспериментами [6], голосование по почте имеет слишком много объективных минусов в организации, которые не дают желаемого законодателем результата. Решением видится введения интернет-голосования. Такой формат уже был успешно опробован избирательной комиссией Волгоградской области в 2009 году на выборах в Урюпинске.

В целях уменьшения организационных ресурсов и финансово-материальных затрат было бы целесообразно, проводить процедуру сбора голосов для референдума на специализированном сайте на базе уже существующего официального портала «Госуслуги», который позволяет персонифицировать пользователя. Современные технологии позволяют обеспечить честность такого волеизъявления, а главное удобство и большую эффективность.

Разработки, касающиеся проведения дистанционного референдума, позволят сэкономить бюджетные средства в разы, так как при необходимости организации сбора подписей на выборы или референдум, данный процесс будет требовать меньшего количества затрат. К тому же подделать электронную подпись очень сложно, а современные технологии защиты баз данных позволят разработать надежную систему защиты [7].

Работа в данном направлении ведётся — 7 августа 2020 года успешно прошло первое технологическое тестирование новой системы дистанционного электронного голосования (далее — ДЭГ), разработанной компанией Ростелеком.

Данная система была успешно применена 13 сентября 2020 года на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в Курской и Ярославской областях. Через Интернет проголосовало почти 30 тысяч избирателей, что составляет 7 % от списочного состава избирателей.

В данный момент идёт комплексная проверка готовности системы к внедрению и использованию в единый день голосования 19 сентября 2021 года.

По итогуглавными причинами неэффективности института референдума видятся большие организационные и финансово-материальные затраты, а так же излишне сложная законодательная процедура проведения. Решение первой проблемы видится наиболее «приземлённой» в ближайшей перспективе с учётом работы ЦИК и Ростелекома над системой ДЭГ. Поэтому дальнейшее развитие данной системы и повсеместное использование в том числе и на референдумах значительно бы повысило эффективность референдума как одного из основных институтов народовластия.

Литература:

  1. О референдуме РФ: ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ в ред. от 18.06.2017 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ в ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253
  3. О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума: Постановление ЦИК России от 05.10.2011 N 41/353–6 // «Вестник Центризбиркома РФ», N 15, 2011.
  4. Байкалов, А. А. Статистический анализ института референдума в РФ / А. А. Байкалов. // Молодой ученый. — 2021. — № № 21.
  5. Воробьёва Е. И. Институт референдума в России: проблемы реализации / Е. И. Воробьёва // Развитие общественных наук российскими студентами. — 2017.
  6. Метелкина С. С. Перспективы применения голосования по почте в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8.
  7. Сметанникова С. С. Использование современных технологий при инициации референдума в РФ // Развитие общественных наук российскими студентами — 2017.
  8. Протесты против храма в Екатеринбурге: десятки задержанных, трое в больнице // BBC News Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/news-48274540
  9. Мэр Екатеринбурга объяснил отказ от референдума по строительству храма // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cde7ae89a79476ae899f203
  10. Портал дистанционного электронного голосования. URL: https://vybory.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): референдум, Государственная Дума, дистанционное электронное голосование, затрата, РФ, федеральный референдум, эффективность института референдума, Ярославская область.


Похожие статьи

Дистанционное электронное голосование в Российской...

Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Данную процедуру регламентирует соответствующее Постановление ЦИК России от...

Статистический анализ института референдума в РФ

Эффективность института референдума можно оценить с помощью анализа практики проведения федеральных, региональных и

Федеральных референдумов было три: всесоюзный референдум о сохранении СССР 1991 г., всероссийский референдум о введении...

Цифровые технологии в избирательном процессе: отечественный...

17–19 сентября 2021 года на выборах депутатов Государственной думы РФ область

Результаты дистанционного электронного голосования в Москве представлены на

— в настоящее время во многих странах механизм дистанционного голосования несовершенен...

История становления и развития института референдума

В статье анализируется институт референдума как наиболее точный правовой инструмент учета общественного мнения при решении задач местного, регионального и федерального уровней. Исследуется история становления института референдума от первобытного до...

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы...

Дистанционное электронное голосование — процедура избрания, предоставления ответа, на выносимые на голосование вопросы, без использования

Стоит предположить формирование отдельного правового института в рамках административного права, предметом...

Голосование с помощью электронных средств

 Ключевые слова: Российская Федерация, федеральный законодатель, электронное голосование, референдум граждан, избирательный процесс, подсчет голосов. В статье рассматривается проблема реализации голосования с помощью электронных средств в...

Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг...

Ключевые слова: избирательное право, выборы, электронное голосование, дистанционное электронное голосование, Московская городская Дума

29 мая 2019 года был подписан Федеральный закон № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению...

Референдум как политико-правовой феномен | Статья в сборнике...

Референдум, согласно предписаниям основного закона, является высшей формой непосредственной демократии. Тем не менее, в нашей стране на федеральном уровне референдумы практически не проводятся. В статье обращается внимание на важность...

Единый портал государственных и муниципальных услуг как...

 В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ

В одном из округов будет как обычное голосование, так и электронно-дистанционное, а избирателю...

Похожие статьи

Дистанционное электронное голосование в Российской...

Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Данную процедуру регламентирует соответствующее Постановление ЦИК России от...

Статистический анализ института референдума в РФ

Эффективность института референдума можно оценить с помощью анализа практики проведения федеральных, региональных и

Федеральных референдумов было три: всесоюзный референдум о сохранении СССР 1991 г., всероссийский референдум о введении...

Цифровые технологии в избирательном процессе: отечественный...

17–19 сентября 2021 года на выборах депутатов Государственной думы РФ область

Результаты дистанционного электронного голосования в Москве представлены на

— в настоящее время во многих странах механизм дистанционного голосования несовершенен...

История становления и развития института референдума

В статье анализируется институт референдума как наиболее точный правовой инструмент учета общественного мнения при решении задач местного, регионального и федерального уровней. Исследуется история становления института референдума от первобытного до...

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы...

Дистанционное электронное голосование — процедура избрания, предоставления ответа, на выносимые на голосование вопросы, без использования

Стоит предположить формирование отдельного правового института в рамках административного права, предметом...

Голосование с помощью электронных средств

 Ключевые слова: Российская Федерация, федеральный законодатель, электронное голосование, референдум граждан, избирательный процесс, подсчет голосов. В статье рассматривается проблема реализации голосования с помощью электронных средств в...

Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг...

Ключевые слова: избирательное право, выборы, электронное голосование, дистанционное электронное голосование, Московская городская Дума

29 мая 2019 года был подписан Федеральный закон № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению...

Референдум как политико-правовой феномен | Статья в сборнике...

Референдум, согласно предписаниям основного закона, является высшей формой непосредственной демократии. Тем не менее, в нашей стране на федеральном уровне референдумы практически не проводятся. В статье обращается внимание на важность...

Единый портал государственных и муниципальных услуг как...

 В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ

В одном из округов будет как обычное голосование, так и электронно-дистанционное, а избирателю...

Задать вопрос