Опыт стран Латинской Америки в реализации проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Арнаут, В. С. Опыт стран Латинской Америки в реализации проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства / В. С. Арнаут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81300/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье анализируется латиноамериканский опыт государственно-частного партнёрства на примере реализации крупных проектов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, Латинская Америка, опыт, проекты транспортной инфраструктуры, частный инвестор.

Успешное взаимодействие бизнеса и государства помогает реализовать крупные социально значимые инфраструктурные проекты, открывая большие возможности как для региона или страны в целом, так и для инвестора. Заинтересованность со стороны государства объясняется необходимостью сокращения бюджетных расходов за счет привлечения частного инвестирования в проект, снижения рисков реализации, которое обеспечивает законодательная база страны, а также применения тарифного регулирования. В свою очередь частный инвестор, нацеленный на введение стабильного и долгосрочного сотрудничества, получит гарантии окупаемости вложенных инвестиций в случае изменения макроэкономической ситуации или законодательных норм, напрямую затрагивающих проект. Именно поэтому данный вид партнерства является привлекательным и взаимовыгодным для участвующих сторон. Ввиду популярности механизм ГЧП получил широкое распространение по всему миру с определенными отличиями в организации этого взаимодействия.

Анализ уникального опыта стран Латинской Америки по реализации проектов государственно-частного партнерства представляет особый интерес, как длительный динамически развивающийся процесс, что обуславливает актуальность данного исследования.

В период с 1990-х годов в латиноамериканском регионе произошли существенные изменения, в результате которых сформировались институциональные структуры взаимодействия частного сектора экономики и государства и улучшился деловой (инвестиционный) климат вследствие чего государственно-частное партнерство начало активно развиваться.

Лидирующие позиции по объему реализации проектов транспортной инфраструктуры и развития механизма ГЧП в Латинской Америке занимают Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили. При этом большая часть проектов этой отрасли воплощается в форме концессионного соглашения.

Среди стран региона Бразилия выделяется самой высокой степенью развития ГЧП, так в период 1990–2019 гг. было реализовано более 950 проектов с объемом инвестиций 361 млрд долл. США [1].

Колумбия за указанный период реализовала 163 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций в 335 млрд долл. США [1]. Самым амбициозным транспортным проектом является программа платных дорог четвертого поколения (4G), которая стимулирует привлечение частного капитала [4]. Помимо этого, были созданы два независимых института, ориентированные на развитие национальной инфраструктуры: Financiera de Desarrollo Nacional (FDN) и Agencia Nacional de Infraestructura (ANI) [2]. В результате, программа 4G привела к реализации 32 проектов с суммарными инвестициями в размере 18 млрд долл., до 2025 года ANI планирует инвестировать в транспортный сектор 33,9 млрд долл. США [3, с. 39].

Мексика имеет поистине длинный путь развития ГЧП, начавшийся с 18 века. В 2020 году Мексика представила новую национальную инфраструктурную программу. Предполагается, что частный бизнес инвестирует 13,9 млрд долл. США в 39 проектов [6]. Среди которых 28 автомагистралей, 2 морских порта, 2 железные дороги.

В Чили за период 1990–2019 было реализовано 197 проектов на сумму 69,4 млрд долл. США [5]. В рамках данных ГЧП-проектов построено 16 аэропортов, 12 морских портов и 35 автомагистралей, при этом порядка 80 % проектов были присуждены таким ведущим национальным компаниям, как Telefonica S. A., SUEZ, Almendral SA. Портфель концессий Чили на 2020–2024 г. составляет 12,8 млрд USD, что является крупнейшим в ее истории [7]. Предлагаемые государством инфраструктурные проекты включают, среди прочего, автомагистрали и аэропорты.

Крупнейшим инфраструктурным проектом, объединяющим Бразилию, Парагвай, Боливию, Аргентину, Чили, Перу признан Bi-Oceanic Corridor.

Автомобильная магистраль соединит побережья Тихого и Атлантического океанов в единую транспортную сеть, став альтернативой морскому пути и существенно сократит время доставки грузов с общей протяженностью в 3 тыс. км [8].

Проекты государственно-частного партнерства стран Латинской Америки в сфере транспортной инфраструктуры, находящиеся на стадии реализации представлены в таблице 1. Многие из них связаны с дорожным строительством, поскольку автомобильный транспорт является главным в регионе, также в последние годы начинает активно развиваться метрополитен ввиду увеличения подвижности населения. Проекты, направленные на совершенствования портовой инфраструктуры нацелены на экспортные поставки продукции в страны ЕС, азиатско-тихоокеанского региона, США и др.

Таблица 1

Крупные реализуемые транспортные ГЧП-проекты

Проект

Страна

Срок реализации

Ориентировочная стоимость (млрд долл США)

Трансконтинентальная автомагистраль Bi-Oceanic Corridor

Бразилия, Парагвай, Боливия, Аргентина, Чили, Перу

до 2022г.

нет данных

Линия метро Сантьяго 7

Чили (г. Сантьяго)

2017–2025 гг.

2,9

Шоссе Веспучио Ориенте

Чили (г. Сантьяго)

2017–2022 гг.

1,1

Шоссе Costanera Central

Чили (г. Сантьяго)

2017–2024 гг.

1,2

Туннель Перевал Агуа Негра

Аргентина, Чили

2018–2025 гг.

1,5

Богота Метро

Колумбия

2020–2028 гг.

3,7

Не для всех стран данного региона характерен высокий уровень такого развития, как в рассматриваемых лидирующих странах, поэтому с целью выравнивания экономического развития стран Латинской Америки был создан Инфрастуктурный фонд Тихоокеанского альянса (Мексика, Чили, Перу, Колумбия) при участии Межамериканского банка развития (IDB) и банка развития Латинской Америки (CAF) [9]. Среди приоритетных направлений в том числе присутствует и транспортная инфраструктура. Инновацией является использование прибыли от завершенных проектов в создании новых ГЧП-проектов. В соответствии с планом развития данного фонда ожидается, что к 2022 году будет завершено 199 проектов на общую сумму инвестиций 86 млрд долл. США [9].

В 2020 году пандемия COVID-19 оказала беспрецедентное по своей силе влияние на мировую экономику, вызвав кризис, с которым столкнулись инвесторы ГЧП-проектов в том числе. Ввиду этого, некоторые проекты транспортной инфраструктуры были отложены или отменены вовсе до улучшения макроэкономической ситуации в стране.

Подводя итог, ГЧП — уникальная система взаимодействия государства и частных компаний, основанная на четком распределении функций, рисков, финансовых расходов, и ответственности сторон в условиях ограниченности ресурсов. Исследование опыта развивающихся стран Латинской Америки таких как, Бразилия, Колумбия, Мексика, Чили в реализации ГЧП-проектов показало, что данный формат успешно применяется в создании транспортной инфраструктуры, включая строительство автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных портов и сопутствующей инфраструктуры, аэропортов. Однако, латиноамериканский регион находится на первом этапе развития рынка ГЧП. Стоит отметить, что в период 1990–2019 гг. наиболее интенсивное развитие государственно-частного партнерства обусловлено неолиберальными реформами, приватизацией и сокращением государственного вмешательства, а также необходимостью содействия экономическому развитию. Создание в 2018 г. Инфраструктурного фонда Тихоокеанского альянса как наднационального института развития с целью финансирования проектов государственно-частного партнерства открыло дополнительные возможности для реализации транспортных проектов ГЧП в странах Латинской Америки.

Литература:

1. Official website of Public-Private Partnership. — Текст: электронный // PPPKnowledgeLab: [сайт]. — URL: https://pppknowledgelab.org/countries (дата обращения: 14.05.2021).

2. A portrait of PPPs in Latin America. — Текст: электронный // WORLDBANK: [сайт]. — URL: https://blogs.worldbank.org/ppps/portrait-ppps-latin-america (дата обращения: 14.05.2021).

3. Opportunities for private investment in sustainable infrastructure projects in Latin American Cities, The Konrad-Adenauer-Stiftung (KAS), 2018. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.kas.de/documents/273477/6628511/Opportunities+for+private+investment+in+sustainable+infrastructure+projects+in+Latin+American+Cities.pdf/6a4b0bc3–94bb-0111–0335-f10b9dbf8e3d?version=1.0&t=1563316269595 (дата обращения: 15.05.2021).

4. Colombia — 4th generation toll road program. Infrastructure investment project briefs. Ghannam, Nadine Shamounki. Washington, D.C.: World Bank Group. 2019.. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/570111468186858634/pdf/10484 8-BRI-ADD-SERIES-PUBLIC-Colombia4GTollRoadProgram.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

5. Vassallo, J. M. (2019). Asociación Público-Privada en América Latina. Afrontando el reto de conectar y mejorar las ciudades. / Vassallo. — Текст: электронный // CAF: [сайт]. — URL: http://scioteca.caf.com/handle/123456789/1376 (дата обращения: 17.05.2021).

6. В мире: метро в Колумбии, инфраструктурный план Мексики и дорожные концессии на Украине. — Текст: электронный // РОСИНФА: [сайт]. — URL: https://rosinfra-awards.ru/press/v-mire-metro-v-kolumbii-infrastrukturnyj-plan-meksiki-i-dorozhnye-kontsessii-na-ukraine.html (дата обращения: 15.05.2021).

7. Инвестиционные возможности в Аргентине, Бразилии и Чили. — Текст: электронный // IQ Decision: [сайт]. — URL: https://iqdecision.com/investicionnye-vozmozhnosti-v-argentine-brazilii-i-chili/ (дата обращения: 17.05.2021).

8. BI-OCEANIC CORRIDOR. — Текст: электронный // Газпромнефть: [сайт]. — URL: https://bitum.gazprom-neft.ru/business/cases/Bi-Oceanic/ (дата обращения: 19.05.2021).

9. В Латинской Америке формируется инфраструктурный фонд для финансирования проектов ГЧП. — Текст: электронный // Investinfra: [сайт]. — URL: https://investinfra.ru/mezhdunarodnaya-praktika/v-latinskoy-amerike-formiruetsya-infrastrukturnyy-fond-dlya-finansirovaniya-proektov-gchp.html (дата обращения: 17.05.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): Чили, Латинская Америка, США, государственно-частное партнерство, проект, транспортная инфраструктура, Бразилия, Колумбия, Мексика, ANI.


Ключевые слова

опыт, государственно-частное партнерство, ГЧП, Латинская Америка, частный инвестор, проекты транспортной инфраструктуры

Похожие статьи

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства...

Идеология государственно-частного партнерства получила достаточно широкое распространение в мире. По данным исследования Лондонской международной финансовой службы, механизм реализации проектов по моделям ГЧП практикуют порядка 60 стран.

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Основные термины (генерируются автоматически): Бразилия, Латинская Америка, Краснодарский край, доллар США, США, Чили

Венесуэла, Бразилия, Латинская Америка, Уругвай, Россия, Парагвай, Аргентина, нефть, запас, участница. Кризис и ликвидация военных...

Ибероамериканский вектор сотрудничества Испании в сфере...

Статья посвящена сотрудничеству Испании со странами Латинской Америки в сфере международного бизнеса.

Особенно усиливаются взаимоотношения с Мексикой. Мексика — главный партнер Испании.

Бразилия также является одним из главных партнеров Испании.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №20...

Проекты.

Географо-поясная характеристика использования земельных...

Латинская Америка, бразилия, Южная Америка, нефтегазовая отрасль, Азия, венесуэла, Европа, Африка. Бразилия, Латинская Америка, Краснодарский край, доллар США, США, Чили, Мексика, ООО, Аргентина, Перу.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Основные виды финансирование проектов: государственное и частное финансирование.

Преимущественно проекты ГЧП реализуются в области транспортной и социальной...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Проекты.

Проблемные точки проектов государственно-частного...

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, транспортная сфера, соглашение о ГЧП, проблемные точки. Транспортная сфера является одной из наиболее перспективных для развития государственно-частного партнёрства в России. Общее число реализуемых в ней...

Похожие статьи

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства...

Идеология государственно-частного партнерства получила достаточно широкое распространение в мире. По данным исследования Лондонской международной финансовой службы, механизм реализации проектов по моделям ГЧП практикуют порядка 60 стран.

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Основные термины (генерируются автоматически): Бразилия, Латинская Америка, Краснодарский край, доллар США, США, Чили

Венесуэла, Бразилия, Латинская Америка, Уругвай, Россия, Парагвай, Аргентина, нефть, запас, участница. Кризис и ликвидация военных...

Ибероамериканский вектор сотрудничества Испании в сфере...

Статья посвящена сотрудничеству Испании со странами Латинской Америки в сфере международного бизнеса.

Особенно усиливаются взаимоотношения с Мексикой. Мексика — главный партнер Испании.

Бразилия также является одним из главных партнеров Испании.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №20...

Проекты.

Географо-поясная характеристика использования земельных...

Латинская Америка, бразилия, Южная Америка, нефтегазовая отрасль, Азия, венесуэла, Европа, Африка. Бразилия, Латинская Америка, Краснодарский край, доллар США, США, Чили, Мексика, ООО, Аргентина, Перу.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Основные виды финансирование проектов: государственное и частное финансирование.

Преимущественно проекты ГЧП реализуются в области транспортной и социальной...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Проекты.

Проблемные точки проектов государственно-частного...

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, транспортная сфера, соглашение о ГЧП, проблемные точки. Транспортная сфера является одной из наиболее перспективных для развития государственно-частного партнёрства в России. Общее число реализуемых в ней...

Задать вопрос