Межпредметная связь робототехники и математики. Внедрение математики в программу внеклассной деятельности по робототехнике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 19.05.2021

Статья просмотрена: 851 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимов, В. Н. Межпредметная связь робототехники и математики. Внедрение математики в программу внеклассной деятельности по робототехнике / В. Н. Ибрагимов, Б. Б. Мурзалин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81181/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается вопрос о раскрытии новых возможностей при проведении кружковых занятий по робототехнике с изучением некоторых разделов математического курса средней школы.

Ключевые слова: робототехника, математика, информатика, внеклассная деятельность, кружковая деятельность, робототехнические системы, межпредметные связи, STEM-технологии, Lego Mindstorms EV3.

В современном образовании Республики Казахстан большое внимание уделяется такой предметной области, как робототехника. Данное направление представляет собой инструмент для развития у учащихся навыков программирования, алгоритмического и творческого мышления. Робототехника также предоставляет возможности для углубления и закрепления знаний не только в своей области, но и в курсе школьной математики.

Математика является наукой о структуре, порядке и отношениях, которая развилась из элементарных методов подсчета, измерения и описания форм объектов [1]. Робототехника же в свою очередь определяется как междисциплинарная область, объединяющая информатику и инженерию. Но как информатика, так и робототехника содержат в основе отдельные элементы математической области.

В настоящем времени процесс обучения робототехнике в рамках внеклассной деятельности базируется на сборке различных моделей роботов и выполнении задач, связанных с программированием. Но зачастую программирование собранных роботов исключает математические задания, которые вполне возможно реализовать в данном направлении.

Робототехника изначально представляет собой науку, технологию и инженерию, но при внедрении математического направления образовательный процесс становится полноценной STEM-технологией, направленной на разностороннее развитие личности в рамках одной дисциплины.

На основе программного обеспечения Lego Mindstorms EV3, используемого в качестве среды программирования, возможно полноценное решение и практическая визуализация математических заданий. Среда программирования предоставляет возможности для создания математических формул, переменных, констант и внесения необходимых данных для вычислений.

Программная среда Lego EV3 имеет блоки, необходимые для математических операций над числовыми, логическими и текстовыми данными [2]. Список данных блоков расположен в красной палитре.

Математические блоки:

  1. Переменная — ячейка памяти, которая может быть введена в момент написания программы, так и в процессе выполнения. Ячейка имеет возможность записи и считывания.
  2. Константа — как и в математике, является постоянной величиной. Значение вводится в ячейку памяти в момент создания программы и остается неизменным до завершения выполнения программного кода.
  3. Массив — представляет собой список ячеек данных, каждая из которых имеет упорядоченный индекс.
  4. Математика — позволяет производить математические операции над числами: сложение, вычитание, умножение, деление, степень, квадратный корень и абсолютное значение. А также имеет возможность ввода любой произвольной формулы.
  5. Округление — позволяет производить округление до ближайшего значения. А при дробном числе определяет количество знаков после запятой.
  6. Сравнение — даёт возможность сравнивать числа по типу «больше», «меньше», «больше или равно», «меньше или равно».
  7. Случайное значение — данный блок позволяет генерировать случайные числа из выбранного диапазона.
  8. Интервал — определяет нахождение выбранного число относительно внутреннего или внешнего диапазона.

Посредством данных блоков перед учителем встаёт возможность создания более углубленных и сложных математических заданий для учащихся.

Примером такого подхода является решение заданий по планиметрии. На основе данных датчиков набора EV3 можно определять площади геометрических фигур, градусные меры углов, расстояние между объектами для построения математической модели. Благодаря блокам в среде программирования есть возможность создания формул, а также построение полного алгоритма, по которому происходит решение поставленных перед учащимися задач [3].

Проектирование более сложных моделей роботов, как, например, с использованием вращающихся датчиков на среднем или большом моторе, создаёт условия для решения задач по стереометрии. Примером может послужить определение объема куба, который может быть собран для такого типа задания.

Также имеет место решение задач на определение пройденного расстояния, затраченного времени, скорости движения спроектированных роботов и нахождения средних значений [4].

Исходя из возможностей математических блоков, учитель может создавать задания, основывающиеся на расчёте алгебраических выражений и уравнений, которые также могут дополняться регистрацией данных датчиков набора Lego EV3. Такие методы создания заданий расширяют вариативность использования робототехнических систем при обучении учащихся робототехнике.

Практическая визуализация решения математических задач с использованием роботов имеет влияние на отношение учащихся к изучению математики. Перед учащимися возникают условия, в которых знание математики становится необходимым. В связи с этим возникает потребность в подготовке и углублении математических знаний.

Изучение математических разделов в рамках внеклассной деятельности по робототехнике положительно сказывается на образовательном процессе всего учебного заведения, т. к. уровень подготовки учащихся начинает постепенно подниматься. Происходит межпредметное взаимодействие, при котором учащиеся закрепляют полученные математические знания на уроках робототехники и повышают уровень знаний на уроках математики для решения более сложных робототехнических заданий.

Помимо вышесказанных аспектов, учащиеся овладевают навыками гибокого мышления, методами решения заданий различных типов и широким диапозоном творческих подходов к созданию программных кодов и построению роботетхнических моделей. Такой подход в проведении внеклассных занятий формирует учебную успешность учащихся [5].

Литература:

  1. Энциклопедия Britannica [Электронный ресурс] — URL: https://www.britannica.com/science/mathematics (актуальная дата: 06.05.2021).
  2. Шадрин И. В. Учебное пособие по программированию в среде Lego Mindstorms EV3. — Колпашево, 2017. — 20 с.
  3. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 286 с
  4. Еременко С. А. Роботы оживят уроки математики // Наша сеть: социальная сеть работников образования 2010–2017 [Электронный ресурс] — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/11/roboty-ozhivyat-uroki-matematiki (актуальная дата: 06.05.2021).
  5. Папко С. С. Возможности использования робототехники на уроках математики // Международный школьный научный вестник. — 2016. — № 4. — С. 26.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная деятельность, робототехника, блок, задание, образовательный процесс, решение задач, среда программирования, учащийся, ячейка памяти.


Похожие статьи

Робототехника: конструирование и программирование

Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Краткий обзор содержимого робототехнического комплекта. Характеристики блока, сервомотора. Скорость вращения.

Возможность использования образовательной робототехники...

Ключевые слова: программирование, алгоритмизация, образовательная робототехника

Робототехника — это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией

- конструкторы с элементами робототехники дают возможность учащимся манипулировать не...

Внедрение робототехники в образовательное пространство...

Клемешова, Н. С. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника» / Н. С. Клемешова, В. П. Клемешов.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном

У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде...

Роль робототехники в образовательном процессе

Образовательная робототехника — это инструмент, закладывающий прочные основы

2) формы внеурочной деятельности (творческие конструкторские работы учащихся, участие в

Цель, преследуемая изучением курса робототехнике в образовательном процессе: развитие...

Особенности внедрения образовательной робототехники...

Роль робототехники в образовательном процессе. LEGO, робототехника, учебный процесс, набор, научно-технический прогресс, искусственный интеллект, образовательный процесс, внеурочная деятельность, технологическое образование, образовательная робототехника.

Робототехника как средство развития познавательного интереса...

Широко используются для программирования и тестирования роботов, позволяет учащимся с

Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с

Перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике...

з) решение логических задач. Задания для контроля также необходимо делать

Образовательная робототехника — сравнительно новая область, как в технике, так и в

Энтузиасты, пропагандирующие внедрение робототехники в учебный процесс, считают, что...

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке: алг.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл

Робототехника: конструирование и программирование. И с другой стороны, игры в роботы, в...

Похожие статьи

Робототехника: конструирование и программирование

Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Краткий обзор содержимого робототехнического комплекта. Характеристики блока, сервомотора. Скорость вращения.

Возможность использования образовательной робототехники...

Ключевые слова: программирование, алгоритмизация, образовательная робототехника

Робототехника — это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией

- конструкторы с элементами робототехники дают возможность учащимся манипулировать не...

Внедрение робототехники в образовательное пространство...

Клемешова, Н. С. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника» / Н. С. Клемешова, В. П. Клемешов.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном

У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде...

Роль робототехники в образовательном процессе

Образовательная робототехника — это инструмент, закладывающий прочные основы

2) формы внеурочной деятельности (творческие конструкторские работы учащихся, участие в

Цель, преследуемая изучением курса робототехнике в образовательном процессе: развитие...

Особенности внедрения образовательной робототехники...

Роль робототехники в образовательном процессе. LEGO, робототехника, учебный процесс, набор, научно-технический прогресс, искусственный интеллект, образовательный процесс, внеурочная деятельность, технологическое образование, образовательная робототехника.

Робототехника как средство развития познавательного интереса...

Широко используются для программирования и тестирования роботов, позволяет учащимся с

Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с

Перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые...

Дифференцированный подход при обучении робототехнике...

з) решение логических задач. Задания для контроля также необходимо делать

Образовательная робототехника — сравнительно новая область, как в технике, так и в

Энтузиасты, пропагандирующие внедрение робототехники в учебный процесс, считают, что...

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке: алг.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл

Робототехника: конструирование и программирование. И с другой стороны, игры в роботы, в...

Задать вопрос