Исследование научных подходов смыслового понятия и содержания муниципального контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 06.05.2021

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Исмагилова, К. А. Исследование научных подходов смыслового понятия и содержания муниципального контроля / К. А. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80773/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор пытается определить функции и сущность муниципального контроля, определить разницу между контролем и надзором.

Ключевые слова: муниципальный контроль, надзор, контроллинг .

Социальный характер муниципального контроля как института муниципального права, равно как функции, которые выполняют местные органы по обеспечению соблюдения обязательных требований и законности, определяют актуальность проблемы постановки характера и содержания местного контроля в целом и работе муниципалитетов в частности.

Муниципальный контроль — объективное социальное явление, возникающее в процессе эволюционных преобразований общества. По этой причине социальные трансформации, тенденции развития местного самоуправления и государства, непрерывное обновление доктринальных положений юриспруденции определяют наличие различных мнений о природе и содержании муниципального контроля и различие в степени их проработанности отдельных его типов. В основном это касается проблем муниципального контроля и связанного с ним государственного и общественного контроля.

Государственный контроль и надзор как научная проблема, динамично развивающееся правовое явление, был изучен в большей степени. Впрочем, демократизация отношений между государством и обществом и изменение институтов гражданского общества определяют важность научного изучения природы и содержания муниципального и общественного контроля.

Во многих учениях был разработан подход, в котором контроль рассматривался как функция государственного и муниципального управления, обладающая специфическими характеристиками, сопряженная с объектом контроля, а также стадийный характер по отношению к процессу управления [1].

Содержание контроля определяется конструктивной деятельностью надлежащих субъектов, то есть руководителей и административных органов, адресованных для обеспечения единства решения и исполнения и достижения конкретной цели. Такой подход отражает особенности контроля как целенаправленной деятельности утвержденных органов публичной власти, реализация которой позволяет добиться высокого результата организационных преобразований в контролируемой структуре.

Помимо всего прочего, необходимо добавить, что контроль должен осуществляться как конкретная деятельность в соответствии с принципами эффективности, экономии, целесообразности и профессионального обоснования. По этой причине содержание контроля не ограничивалось гарантией законности, но также было признано необходимостью объективности и профессионального обоснования для проведения процедур контроля.

Вышеперечисленные теоретические положения позволяют применительно к местному контролю указать его производную форму в функциональной системе органов муниципального и государственного управления, а также имеет самостоятельное значение, объективность, некоторые организационные формы, помимо этого, позволяет совмещать цикл управления в единой системе формирования управленческих решений и их реализации. Все это содержится в мониторинге и проверке состояния контролируемого объекта относительно заданных требований, к примеру, законы, правила, положения, управленческие решения.

С советских времен широко распространена интерпретация контроля как ряда мер по поддержанию стабильности и функциональности конкретной системы, превентивного правозащитного характера контроля [2].

Муниципальный контроль отличается мониторингом и проверкой законности деятельности объекта контроля и фактического соответствия некоторых мер требованиям действующего законодательства. Необходимо отметить, что существует законная возможность исправить недостатки, обнаруженные в фактах контролируемого объекта при проведении муниципальной проверки. Такой подход отражает содержание муниципального контроля в его материальном смысле.

Особая тема в исследовании — это понимание разницы между контролем и надзором. Надзор можно определить как правовой анализ. Обращаю внимание, что определение контроля и надзора как средства обеспечения верховенства закона включает подход как составное определение контроля с точки зрения одной из форм организационных и управленческих отношений и надзора за проводимой аналитической деятельностью. Одна из целей этой деятельности — определение состояния законности и дисциплины в обществе [3].

Контроль фактически является кульминацией цикла управления и имеет дуалистический характер, проявляющийся в том, что он служит независимой функцией управления и одной из составляющей части управленческой деятельности в целом [4].

Среди научных достижений полезно выделить оправданные положения для контроля исполнительных и распорядительных органов публичной власти. Этот контроль можно считать целенаправленным мероприятием, субъектами которого являются чисто государственные органы, а его содержание определяется путем наблюдения за работой соответствующего контролируемого объекта [5].

Таким образом, основными задачами контроля в соответствии с предыдущими научными подходами являются сбор объективной информации о соблюдении законности объектами контроля в контексте мониторинга их деятельности, а также исследование полученной информации с целью выявления и пресечения фактов нарушения действующих норм законодательства, выявление причин и условий, содействующих их осуществлению, учет и процессуальная фиксация выявленных нарушений, сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми. Перечисленные задачи типичны для публичного контроля.

Невзирая на продолжительную историю исследований вопроса взаимосвязи между контролем и надзором, допускается обособить четыре группы научных подходов. Во-первых, эквивалентность концепций контроля и надзора и составной части соответствующей деятельности, представленной государственными органами и их должностными лицами. Во-вторых, контроль и надзор тесно связаны, но имеют определенные различия. Их следует рассматривать как два тесно связанные друг с другом института с некоторыми отличиями. В-третьих, строгое значение надзора и концепция контроля как его формы. Надзор — это форма контрольной функции, которая не охватывает все аспекты. В-четвертых, в наличии отдельного содержательного признания понятий контроль и надзор.

Также стоит подчеркнуть существенные различия в концепциях контроля и надзора. Контроль предусматривает, что контрольный орган в состоянии отменить акты действия подконтрольного органа, в то время как надзор связан со способностью надзорного органа только информировать контролируемый орган о нарушениях, которые он исправляет сам или исправляет вышестоящий орган.

Чтобы дать характеристику сути предыдущих систематизированных научных подходов, необходимо обозначить рациональность разделения определений контроля и надзора. Тем не менее, необходимо рассматривать комбинацию единой контрольно-надзорной деятельности, что связано с наличием взаимосвязи между ними.

В том случае, если не разделять положения о разнице между концепциями контроля и надзора, то можно с некоторой степенью обобщения заявить, что надзор функционирует как пассивная деятельность и что контроль активен, несмотря на присутствие или отсутствие какой-либо юридической возможности вмешательства в деятельность подконтрольного субъекта. В то же время контроль и надзор — это всегда действие. Но всё же, значение категории контроля шире, чем надзор. Надзор допускается определить как независимое средство обеспечения соблюдения законов и дисциплины.

Контроль и надзор являются основными средствами обеспечения верховенства закона и дисциплины, и почти все исследователи указывают на проблему определения содержания и характеристик этих понятий. Не стоит отрицать факт наличия проблемы дефицита систематизированных правовых подходов в понятийном аппарате. Систематизация предыдущих научных подходов позволяет сделать вывод о том, что понятие контроля намного шире, чем понятие надзора, поскольку контроль включает надзор как компонент. Другая категория связана с приведенными, она называется «контроллинг» [6]. Существование этой категории объясняется сложностью управления. Ученые обращают внимание на принятие термина «контроллинг» «controlling» с точки зрения систематического контроля, мониторинга хода выполнения задач с параллельной коррекцией работы. Однако, данные функции характерны как для «контроллинга», так и для контроля. «Контроллинг» в настоящее время принято считать в наибольшей степени эффективным инструментом управления. Термин «контроллинг» первоначально пришел из Соединенных Штатов, распространился по всей Западной Европе в 1970-х годах и появился в странах Содружества Независимых Государств в начале 1990-х годов. Сегодня «контроллинг» в основном ассоциируется с концепцией управления организацией в целом.

В ХХ веке создана новая независимая ветвь контрольных знаний. Контроль — это довольно новая концепция, которая означает отслеживание задач при корректировке рабочих мест. Проблемы с введением контроля в государственных учреждениях практически не раскрываются. Контроллинг вправе определить как систему инструментов, методов и технологий, которые помогают оперативному и стратегическому управлению организацией с целью максимизировать ее производительность на основе цели и поставленных задач. В то же время все чаще встречается понятие бенчмаркинг (benchmarking), определяющее анализ и внедрение лучших практик, что уже сейчас в некоторой форме своего значения применяется на муниципальном уровне [7].

Контроль — это общий термин для таких терминов, как мониторинг, надзор, аудит, контроллинг и т. п. Контроллинг — это систематический контроль выполнения поставленных задач с их регулированием. Контроллинг может быть инструментом управления социальными и экономическими преобразованиями при помощи заключения регионального соглашения о социальном партнерстве между публичными властями, представителями компаний и общественностью.

В науке, в разном роде, изучаются основы некоторых видов контроля, их этимологические истоки и т. д., что является основополагающим для правового анализа данной проблемы. В то же время в имеющихся научных трудах практически отсутствует исследование вопроса проблемы муниципального контроля.

Литература:

  1. Баранов М. Л., Кучеренко П. А. Публично-правовой конституционный характер государственного контроля как вида социального управления // Право и государство: теория и практика. — М.: Право и государство пресс, 2013, № 9 (105).
  2. Беляев В. П. Контрольная форма юридической деятельности: общетеоретический аспект / В. П. Беляев; под ред. А. В. Малько. — Санкт-Петербург: изд-во Р. Асланова: Юридический центр Пресс, 2006 (СПб.: Типография «Наука»).
  3. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. — Москва: Зерцало-М, 2011.
  4. Косаренко Н. Н. Государственный контроль в системе управления: монография / Н. Н. Косаренко, И. Д. Хутинаев. — Москва: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009.
  5. Завалунов А. З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.14 / Завалунов Артур Завалунович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.]. — Москва, 2009. — 182 с
  6. Карминский А. М., Фалько С. Г. Контроллинг. М.: Финансы и статистика. 2006.; Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика. 1997. 800 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 № 815 О Всероссийском конкурсе Лучшая муниципальная практика (вместе с «Положением о Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика») // с изменениями и дополнениями от 29 мая, 24 ноября 2017 г., 17 декабря 2019 г., 29 мая, 22 декабря 2020 г., 15 апреля 2021 г.
Основные термины (генерируются автоматически): контроль, муниципальный контроль, надзор, концепция контроля, подход, местный контроль, общественный контроль, правовой анализ, профессиональное обоснование, публичная власть.


Похожие статьи

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

свободы; статья 7.2 контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания

Надзор — это форма юридической деятельности специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного...

Формы муниципального контроля: зарубежный опыт

В статье проводится анализ актуальных форм муниципального контроля, используемых в зарубежных странах на современном этапе. Данный анализ может способствовать использованию положительного опыта зарубежных стран в улучшение института...

Государственный контроль деятельности общественных...

Некоторыми учеными понятие «контроль» трактуется несколько шире понятия «надзор». Ученые объясняют это тем, что «контроль» позволяет «не только лишь надзирать, то есть наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять данные...

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального...

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована...

Общественный контроль деятельности органов местного...

Библиографическое описание: Еникеева, Д. Р. Общественный контроль деятельности органов местного самоуправления (сравнительный

В связи с этим важен не только государственный контроль и надзор за органами местного самоуправления, но и контроль со стороны самого...

Правовые основы муниципального финансового контроля

В статье анализируется муниципальный финансовый контроль как составная часть публичной финансовой деятельности, как разновидность

Библиографическое описание: Киреева, В. В. Правовые основы муниципального финансового контроля / В. В. Киреева.

Соотношение понятий государственного контроля...

Со своей стороны отметим, что контроль и надзор так или иначе являются видами проверочной деятельности со стороны государства, следовательно, наличие единого термина в отношении контроля и надзора (то есть собственно «контрольно-надзорной деятельности») является...

Общественный контроль как основа народовластия

Таким образом, общественный контроль в его основных характеристиках выступает своеобразным связующим звеном между народом и властью в ее институциональном воплощении — органами государственной власти и их должностными лицами и, в конечном...

Проблемы реализации муниципального и общественного...

 Вначале следует рассмотреть понятия «контроль» и «надзор», так как в Земельном кодексе Российской Федерации [1] есть определения «государственного земельного надзора» и «муниципального и общественного земельного контроля».

Похожие статьи

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

свободы; статья 7.2 контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания

Надзор — это форма юридической деятельности специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного...

Формы муниципального контроля: зарубежный опыт

В статье проводится анализ актуальных форм муниципального контроля, используемых в зарубежных странах на современном этапе. Данный анализ может способствовать использованию положительного опыта зарубежных стран в улучшение института...

Государственный контроль деятельности общественных...

Некоторыми учеными понятие «контроль» трактуется несколько шире понятия «надзор». Ученые объясняют это тем, что «контроль» позволяет «не только лишь надзирать, то есть наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять данные...

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального...

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована...

Общественный контроль деятельности органов местного...

Библиографическое описание: Еникеева, Д. Р. Общественный контроль деятельности органов местного самоуправления (сравнительный

В связи с этим важен не только государственный контроль и надзор за органами местного самоуправления, но и контроль со стороны самого...

Правовые основы муниципального финансового контроля

В статье анализируется муниципальный финансовый контроль как составная часть публичной финансовой деятельности, как разновидность

Библиографическое описание: Киреева, В. В. Правовые основы муниципального финансового контроля / В. В. Киреева.

Соотношение понятий государственного контроля...

Со своей стороны отметим, что контроль и надзор так или иначе являются видами проверочной деятельности со стороны государства, следовательно, наличие единого термина в отношении контроля и надзора (то есть собственно «контрольно-надзорной деятельности») является...

Общественный контроль как основа народовластия

Таким образом, общественный контроль в его основных характеристиках выступает своеобразным связующим звеном между народом и властью в ее институциональном воплощении — органами государственной власти и их должностными лицами и, в конечном...

Проблемы реализации муниципального и общественного...

 Вначале следует рассмотреть понятия «контроль» и «надзор», так как в Земельном кодексе Российской Федерации [1] есть определения «государственного земельного надзора» и «муниципального и общественного земельного контроля».

Задать вопрос