Современные пекарни: маркетинг, качество и безопасность продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 979 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Е. А. Современные пекарни: маркетинг, качество и безопасность продукции / Е. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80724/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье анализируются итоги исследования частных пекарен г. Твери с точки зрения используемых маркетинговых приёмов, обеспечения качества и безопасности реализуемой продукции. Показано, каким образом производится воздействие на психику покупателя с целью повышения спроса. Автор исследует, могут ли приёмы влияния на поведение потребителей маскировать недостатки и фальсификацию продукции.

Ключевые слова: маркетинг, пекарня, психология покупателя, скрипты продаж, качество и безопасность продукции.

Тренд на рынке общественного питания в России — внедомашнее потребление. Активно развиваются сети доставки готовой еды, рестораны быстрого питания. Инновации основаны на изучении мотивов потребительского поведения: меняется стиль жизни, люди экономят время и усилия, меньше готовят дома [1]. Быстроразвивающийся конкурент ритейла в борьбе за кошелёк покупателя — пекарни. Так, за 2019 год они стали лидерами по стране по росту расходов клиентов, обогнав рестораны быстрого питания: прирост составил 54 % против 16 % соответственно [4]. На 1 мая 2021 года в Твери работают 98 пекарен (для сравнения в 2020 году — 67). Современные пекарни — это заведения с широким выбором хлеба и выпечки, напитков, закусок, основных блюд. Они становятся всё более привлекательным форматом, в связи с чем, актуализируется проблема качества и безопасности их продукции.

На современном рынке развитие бизнеса невозможно без грамотной маркетинговой стратегии, которая призвана увеличить оборот и поднять прибыль. В этом процессе бизнес находится в тесной связи с психологией. К методам психологического воздействия на потребителя можно отнести: воздействие на эмоциональное состояние, формирование эмоциональной зависимости, работу по скрипту, приёмы визуализации, воздействие на органы чувств, «удар» по неудовлетворённым потребностям личности во внимании, заботе, любви, и признании [2, с. 94]. В общении с покупателем могут использоваться приёмы: создание нарочито дружелюбной атмосферы, жизнерадостный голос и улыбка, личная заинтересованность в благополучии покупателя, расспросы о желаниях, привычках, планах, параллельное предложение других товаров, подарки, скидки и акции с ограниченным сроком действия; предложения, делающие покупателя уникальной личностью. Эта «игра на чувствах» призвана способствовать совершению сделки с максимальной прибылью и привлечению постоянных клиентов.

С целью изучения применяемых маркетинговых технологий в пекарнях г. Твери было проведено полевое исследование по чек-листу, разработанному с использованием материалов блога «Уроки ведения бизнеса» [3]. Изучены пять пекарен — «Пончик», «Сдоббери», «Мадам Булка», «Хлебница», «Коржик». Выявлены следующие инструменты привлечения покупателя.

  1. Скидки и акции . Упор на нежелание упустить выгоду. Во всех пекарнях применяются скидки на товар, не раскупленный за день (30 %), скидки на вчерашний товар до 50 %. В «Мадам Булке» и «Коржике» проводятся дегустации продукции-новинок, а также периодические акции.
  2. Воздействия на органы чувств — визуальные, тактильные и звуковые, использование запахов. Пекарни имеют узнаваемые и привлекательные названия и вывески. Продукция выкладывается под наклоном к покупателю, свежая выпечка располагается ближе к покупателю, световые приборы размещаются над продукцией, подчёркивая её привлекательность. Играет популярное радио, в залах тепло и стоит аромат выпечки, стимулирующий аппетит, «домашняя» атмосфера — удобные столы и стулья, диванчики и подушки. Используется яркое наружное световое оформление, выделяющее заведение издалека на фоне улицы.
  3. Привлекательные особенности ассортимента . Это уникальная продукция пекарни, выделяющая её среди конкурентов, ориентация на тренды (здоровое питание, хлеб без глютена и т. п.), сопутствующие товары. Например, в пекарне «Пончик» в торговом зале располагается тандыр и в утренние часы клиенты могут наблюдать за процессом выпекания лепёшек. Другие пекарни предлагают широкий ассортимент пирогов и тортов на заказ, постные изделия, бездрожжевой хлеб, диабетический гречишный, цельнозерновой, отрубной, кукурузный, «8 злаков». В каждой пекарне представлены хлеб и хлебобулочные изделия из разных видов муки (пшеничная, ржаная, кукурузная, гречневая) и теста (дрожжевое и бездрожжевое; мучные изделия из слоёного, сдобного, песочного теста; кондитерские изделия бисквитные, песочные, слоёные). Обилие различных видов начинок мучных изделий также является залогом стабильных продаж.

Готовая продукция и напитки — лучший сопутствующий товар, процент продаж которого может составлять до трети дневного оборота [3]. Во всех пекарнях предлагаются горячие и холодные напитки (5–10 позиций), а также большой выбор готовой продукции — супы, салаты, вторые блюда, закуски, сухофрукты, орехи, мороженое, кондитерские изделия.

  1. Общение с покупателем . Во всех исследованных пекарнях продавцы-кассиры дружелюбно приветствуют, улыбаются каждому покупателю, расспрашивают о предпочтениях, предлагают дополнительную продукцию. «Узнайте ваших покупателей, поймите, что их больше всего интересует, а затем сегментируйте клиентов на группы и по каждой пропишите для персонала свой стиль общения» [3]. В процессе наблюдения выявлен скрипт продажи: Добрый день! Что желаете? У нас сегодня всё свежее! Сытные пироги для Вас (перечисление). Сладкие пироги (перечисление). Кондитерские изделия (перечисление). Что будете пить? Есть товары со скидкой (перечисление). Возьмите домой свежий хлеб! Приятного аппетита! С…часов у нас вечерняя/утренняя скидка. Приходите к нам ещё!

В изученных пекарнях применяется множество техник комплексного воздействия на потребительское поведение, которые могут оказывать влияние на спрос, формирование лояльности, приверженности к бренду, сумму среднего чека, а в результате, на увеличение прибыли организации. Отсюда логично вытекает другая сторона вопроса — насколько так агрессивно продвигаемая продукция качественна и безопасна? Могут ли маркетинговые приёмы маскировать недостатки продукции? Данный аспект проблемы также был изучен в рамках полевого исследования.

В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» для реализации хлеба и хлебобулочных изделий необходимо наличие декларации соответствия и товаротранспортной накладной. Документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, были представлены лишь в двух пекарнях — «Мадам Булка» (Копия сертификата соответствия) и «Коржик» (Декларация о соответствии). В соответствии с требованиями Техрегламента «Пищевая продукция в части её маркировки» маркировка должна содержать наименование продукции, сведения о её количестве, составе, пищевой ценности и наличии компонентов, полученных с применением ГМО, дату изготовления и срок годности, условия хранения и рекомендации по использованию, информацию об изготовителе.

Для продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, информация должна быть размещена на листках-вкладышах. Указание в маркировке пищевой продукции даты её изготовления при сроке годности продукции до 72 часов производится с указанием часа, числа, месяца. Только в пекарне «Коржик» продукция сопровождалась маркировкой — стикером с датой изготовления в формате «день и месяц», что не соответствует требованиям Техрегламента. В пекарне «Хлебница» информация о составе каждого наименования продукции представлена в документе «Визуализация», доступном в уголке потребителя. Масса изделий указана на ценниках (только в пекарне «Хлебница» и «Коржик»). Подтверждённой документами информации, что в изготовлении продукции не используются разрыхлители, консерванты и антибиотики нет. Согласно Санитарным правилам СП 2.3.6.1066–01 работники организаций торговли должны быть обеспечены санитарной одеждой и головными уборами, при отпуске покупателям нефасованных пищевых продуктов использовать инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и др.). Фартуком обеспечены продавцы всех пекарен, головным убором — «Мадам Булка», «Хлебница», «Коржик». Во всех пекарнях для отпуска продукции используют полиэтиленовый пакет, либо полиэтиленовые перчатки. В соответствии с СанПиН 2.3.2.1324–03, торты и пирожные должны храниться при температуре 4±2 °С, что соблюдено в изученных пекарнях. Часто в пекарнях продукция готовится из замороженных полуфабрикатов. Себестоимость её в разы ниже, чем приготовленной по традиционным технологиям. Такая продукция присутствует в пекарне «Коржик». Однако эта информация закрыта для обычного покупателя. Система внутреннего контроля качества в изученных пекарнях построена по-разному. В основном, ежедневный контроль осуществляют управляющий пекарней и технолог (дегустация, контрольное взвешивание, пересчёт). В «Коржике» контрольные функции сведены в ежедневный фотоотчёт руководству.

Хлеб как товар имеет постоянный спрос, независимо от уровня доходов покупателей и инфляции. Открытие пекарни — перспективная бизнес-тенденция, и недобросовестный бизнесмен имеет возможность получать прибыль, прибегая к разным способам фальсификации, которой может подвергнуться вид и сорт используемой муки, состав начинки, срок хранения, масса изделий и другое. Решить проблему может использование индивидуальной упаковки, где потребитель сможет почерпнуть важные сведения, решающим образом влияющие на спрос: данные о составе, натуральности ингредиентов, о соответствии качества и безопасности, месте и способе производства, сроках годности. На руку недобросовестным производителям играет и низкий уровень потребительской грамотности. Так, по результатам опроса 113 посетителей тверских пекарен в возрасте от 17 до 50 лет, интересуются датой производства изделий 41 % опрошенных, составом продукции — 23 %, сроком годности — 13 %, изготовителем — 7 %, массой изделий и наличием в составе ГМО — по 4 %, наличием документов о качестве и безопасности — 2 %, и 46 % опрошенных никогда не интересовались информацией о приобретаемой продукции. Прибыль предприятий растёт, сети открывают новые филиалы — это означает, что множество завуалированных, но агрессивных воздействий на психику покупателя достигают цели. Работа по повышению культуры потребления и грамотности российского потребителя продолжает оставаться актуальной.

Литература:

  1. Sostav.ru. Пекарни обогнали фастфуд [Электронный ресурс] / Sostav.ru // агентство Depot. — Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/pekarni-obognali-fastfud-pot-raskhodam-klientov-39236.html.
  2. Веселова Е. В., Психология бизнеса наоборот или как противостоять активным продажам. Актуальные проблемы практической психологии: материалы Международной научно-практической конференции, Тверь, 20 декабря 2019 г. Тверь: СФК-офис, 2020. — 432 с. ISBN 978–5–91504–073–0
  3. Силивейстр В. Как увеличить продажи пекарни. 17 маркетинговых идей [Электронный ресурс] / В.Силивейстр // Блог «Бесплатные уроки ведения бизнеса» компании «Poster». — Режим доступа: https://joinposter.com/post/how-to-increase-bakery-sales-17-marketing-ideas.
  4. Щуренков Н. Россияне потратились на пирожки [Электронный ресурс] / Н.Щуренков // Газета «Коммерсантъ» № 166 от 13.09.2019. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4089917.
Основные термины (генерируются автоматически): пекарня, изделие, масса изделий, покупатель, срок годности, тверь, быстрое питание, готовая продукция, Пищевая продукция, потребительское поведение.


Ключевые слова

маркетинг, пекарня, психология покупателя, скрипты продаж, качество и безопасность продукции

Похожие статьи

Определение продажных цен на продукцию собственного...

Реализованная продукция в акте показывается по видам: общие блюда, заказные блюда, обеды на дом, с указанием итоговой суммы по ним.

В каждом рецепте даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных...

Особенности производства хлебобулочных изделий...

Рынок продукции мини-пекарен растет, что связано с ростом спроса на нетрадиционные сорта продукции с более сложной рецептурой и более качественными ингредиентами. Расширение ассортимента предлагаемых хлебобулочных изделий и улучшение его качества будет служить...

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных...

С целью оценки поведения потребителей в ТС «Подсолнух» был проведен анализ ассортимента и покупательских предпочтений на примере мясных полуфабрикатов. Ассортимент мясной продукции в данном магазине довольно широк и изменчив.

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

Кулинарная продукция и другие услуги общественного питания и условия их предоставления должны

При производстве кулинарной продукции могут использоваться пищевые добавки

Цопкало Л. А. Контроль качества продукции и услуг в общественном питании: учеб. пособие...

Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных...

Среди разнообразной творожной продукции у 22,4 % жителей г. Челябинска популярны творожные массы с

Из диаграммы (рис. 3) видно, что при выборе творожных изделий потребители в первую очередь обращают внимание на: состав — 25, 4 %; срок годности — 23...

Использование современных интернет-технологий для...

Особенность продуктов питания — ограниченный срок годности и особые условия хранения и доставки. Для успешной дистрибуции продуктовых изделий необходимо наладить бесперебойный закуп сырья и материалов на склады и их последующее распределение в...

Современное состояние и тенденции развития пищевой...

Товарная пищевая рыбная продукция (включая консервы рыбные), тыс.тонн. 3 789.

Средний рост производства характерен для таких видов продукции, как рыбная — 1,1 раза, маргариновая продукция — 1,2 раза, молоко и сливки сухие — 1,1 раза и кондитерские изделия — 1,1 раза.

Перспективы создания продуктов быстрого питания

Продукты быстрого питания особо актуальны сейчас, т. к. деятельность

И ассортимент данных продуктов представлен лапшой быстрого приготовлений, пюре всевозможных овощей.

Продукция перерабатывающей отрасли усложняется, расширяется ассортимент и...

Определение предпочтений потребителей мучных кондитерских...

Сформированная матрица потребительских предпочтений для мучных кондитерских изделий позволяет установить требования к качеству продукции на этапе ее проектирования, которые бы отвечали ожиданиям потребителей и обеспечивали конкурентоспособность продукции.

Похожие статьи

Определение продажных цен на продукцию собственного...

Реализованная продукция в акте показывается по видам: общие блюда, заказные блюда, обеды на дом, с указанием итоговой суммы по ним.

В каждом рецепте даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных...

Особенности производства хлебобулочных изделий...

Рынок продукции мини-пекарен растет, что связано с ростом спроса на нетрадиционные сорта продукции с более сложной рецептурой и более качественными ингредиентами. Расширение ассортимента предлагаемых хлебобулочных изделий и улучшение его качества будет служить...

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных...

С целью оценки поведения потребителей в ТС «Подсолнух» был проведен анализ ассортимента и покупательских предпочтений на примере мясных полуфабрикатов. Ассортимент мясной продукции в данном магазине довольно широк и изменчив.

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

Кулинарная продукция и другие услуги общественного питания и условия их предоставления должны

При производстве кулинарной продукции могут использоваться пищевые добавки

Цопкало Л. А. Контроль качества продукции и услуг в общественном питании: учеб. пособие...

Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных...

Среди разнообразной творожной продукции у 22,4 % жителей г. Челябинска популярны творожные массы с

Из диаграммы (рис. 3) видно, что при выборе творожных изделий потребители в первую очередь обращают внимание на: состав — 25, 4 %; срок годности — 23...

Использование современных интернет-технологий для...

Особенность продуктов питания — ограниченный срок годности и особые условия хранения и доставки. Для успешной дистрибуции продуктовых изделий необходимо наладить бесперебойный закуп сырья и материалов на склады и их последующее распределение в...

Современное состояние и тенденции развития пищевой...

Товарная пищевая рыбная продукция (включая консервы рыбные), тыс.тонн. 3 789.

Средний рост производства характерен для таких видов продукции, как рыбная — 1,1 раза, маргариновая продукция — 1,2 раза, молоко и сливки сухие — 1,1 раза и кондитерские изделия — 1,1 раза.

Перспективы создания продуктов быстрого питания

Продукты быстрого питания особо актуальны сейчас, т. к. деятельность

И ассортимент данных продуктов представлен лапшой быстрого приготовлений, пюре всевозможных овощей.

Продукция перерабатывающей отрасли усложняется, расширяется ассортимент и...

Определение предпочтений потребителей мучных кондитерских...

Сформированная матрица потребительских предпочтений для мучных кондитерских изделий позволяет установить требования к качеству продукции на этапе ее проектирования, которые бы отвечали ожиданиям потребителей и обеспечивали конкурентоспособность продукции.

Задать вопрос